Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
31 Jan 2018, 22:33Наука
Мне бы в небо: какое будущее ждёт амурскую космонавтику?
1 февраля с космодрома «Восточный» стартует ракета-носитель «Союз-2.1а». Этот запуск станет третьим для амурского космодрома — и, надеемся, пройдет без нештатных моментов, как предыдущие два.
Тем временем, 6 февраля со стартовой площадки космического центра Кеннеди в США впервые стартует одна из мощнейших ракет в мире — Falcon Heavy. Разработала ракету частная компания бизнесмена Илона Маска SpaceX, возводящая свой собственный частный космодром в Браунсвилле — городе на юге штата Техас.
Vostok.Today разбирался, в чем сходство и различие этих двух стартов, которые разделяет лишь неделя времени.
Амурский запуск
1 февраля в амурское небо должна подняться лёгкая ракета-носитель «Союз-2.1а», несущая на борту 2 российских метеорологических спутника «Канопус-В» №3 и №4, а также 9 иностранных аппаратов (4 спутника из США и 5 — из Германии). Удачный пуск может реабилитировать репутацию Роскосмоса, подмоченную двумя не столь удачными попытками 2016-2017 годов.
Напомним, первый старт «Союза 2.1а» 27 апреля 2016 года был отложен на сутки из-за отказа автоматики системы управления. За неподвижно стоящей ракетой с безопасного расстояния наблюдал президент России Владимир Путин, сделавший выговор ответственному за запуск вице-премьера правительства РФ Дмитрию Рогозину. Словно решив не подставлять Рогозина ещё больше, со второй попытки ракета стартовала успешно, доставив полезный груз на орбиту.
Второй запуск 29 ноября 2017 года при видимости успеха по факту был куда провальней первого. Покинув амурские просторы, «Союз-2.1б» вывел на расчетную орбиту разгонный модуль «Фрегат» с полезной нагрузкой в виде двух российских и более десятка иностранных аппаратов. Однако из-за ошибки программистов автоматика модуля «растерялась» и выбрала неверное направление для разгона, из-за чего дорогие аппараты оказались уничтожены. Впоследствии выяснилось, что модуль был настроен на запуск с «Байконура». За ошибку программистов расплатились ряд должностных лиц, получивших выговоры.
Провал запуска изрядно подмочил репутацию Роскосмоса на международной арене запусков, считает член Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. Более того, аварийный пуск с «Восточного» привел к тому, что первые российские лунные миссии на более тяжелых ракетах перенесли на «Байконур» — от греха подальше.
Чтобы реабилитировать целую отрасль «Союз-2.1а» просто обязан стартовать успешно. Но что будет, если он провалится?
Будущее амурского космодрома
По первоначальному плану первый российский гражданский космодром «Восточный» должен был стать главной пусковой площадкой страны, сняв часть финансовой (и политической) нагрузки с России из-за аренды казахстанского космодрома «Байконур».
На начало 2018 года на «Восточном» функционирует стартовый комплекс 1С, с которого возможен запуск ракет «Союз-2» лёгкого и среднего классов. Использовать эти РН планируется до 2021 года, когда будет завершён второй стартовый стол для более тяжелых комплексов. Но что именно будет подниматься в воздух с амурского космодрома — вопрос до сих пор открытый.
В мае 2017 года Роскосмос ошеломил сообщением об отмене создания пилотируемой ракеты-носителя «Ангара-А5П», разработка которой велась рекордные 22 года. Именно эта РН должна была запускаться с нового стартового стола «Восточного».
Главной причиной «слива» новой ракеты стало непростое финансовое положение в стране. Стоимость создания «Ангары», равно как и цена вывода на орбиту тонны груза, проигрывала конкурентам в отрасли — тому же Falcon 9 Илона Маска.
В частности, отдел коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США посчитал, что один пуск тяжелой «Ангары» будет стоить $100 миллионов в сравнении с 65 «Протона» и 61,2 Falcon 9.
Эти расчеты косвенно подтверждают и российские источники. Изначально «Ангара» должна была собираться из универсальных ракетных модулей, что должно было снизить себестоимость каждого отдельного запуска. Однако уже на этапе проектирования российский «тяжеловес» получался дороже конкурентов, заметно уступая детищу SpaceX.
Глава Роскосмоса Олег Остапенко и вовсе прямо назвал «Ангару» тупиковым проектом: «Лично моё убеждение, что данная ракета для «Восточного» — это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться».
«Строить ещё один стартовый комплекс для «Ангары» на "Восточном" не нужно. Это будут выброшенные деньги, потому как на рынке она работать не будет всё равно. России нужно перестроить ракетно-космическую промышленность с учётом опыта Маска», — вторил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Ещё в ноябре 217 года глава Центра эксплуатации объектов наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Рано Джураева уверенно сообщала о том, что строительство стартового стола для «Ангары» на «Восточном» будет запущено с начала 2018 года.
Однако в январе 2018 года РКК «Энергия» внезапно распространил информацию о том, что новая сверхтяжелая ракета, которая будет стартовать с «Восточного», будет собрана на базе «Союзов». Предполагается ли возведение для неё нового стартового стола, или придётся модифицировать старый, конструкторы не уточнили.
В небо с шиком
Запуск тяжелой ракеты Falcon Heavy 6 февраля 2018 года также станет знаковым для космонавтики, но несколько в другом смысле. Ранее компания Илона Маска — как и любого другого частного лица — не поднимала в воздух столь мощные ракеты, способные доставить астронавтов на Луну и даже Марс.
При этом в свой первый полёт Falcon Heavy возьмёт вовсе не спутники гражданской и военной направленности. Полезной нагрузкой для ракеты станет красный электромобиль Tesla Roadster из коллекции владельца компании. Взлетать (или взрываться) ракета будет под композицию Space Oddity Дэвида Боуи.
Успех запуска 6 февраля гарантирует Илону Маску заказы на следующий старт. В частности, к запускам ракеты большой интерес проявляло министерство обороны США.
Будущее космодрома Маска
Тем временем Илон Маск возводит космодром, предназначенный исключительно для коммерческих запусков, в Браунсвилле — городе на юге штата Техас рядом с Мексикой. С этого космодрома, в частности, планируется запуск миссии к Марсу ориентировочно в 2020 году.
Как сообщил 12 января 2018 года президент SpaceX и главный операционный директор Гвинн Шотвелл, техасский космодром компании сейчас находится на ранних стадиях строительства. Местные жители обращают внимание на две большие тарелки радиосвязи и комплекс мониторинга «Stargate». Также на стройплощадке в ангаре уже находится огромный кран, который, по всей видимости, будет использоваться для будущих строительных работ. Кроме того, возле площадки появились «поля» солнечных батарей от компании Tesla Solar, которые должны частично обеспечить энергией будущий космический объект.
Первые испытания ракет компания запланировала на конец 2018 — начало 2019 года.
В сухом остатке
Сложно спорить с фактом, что за последние годы российская космонавтика оказалась в непростом положении. Громкие неудачи «Протона», тихая отставка «Ангары» и 2 крайне спорных пуска с «Восточного» вкупе с нехваткой денег в бюджете заставляют руководство страны крайне осмотрительно выбирать, куда вкладывать финансы.
Однако, похоже, Россия проигрывает «битву» за рынок коммерческих пусков тому же SpaceX. В 2014 году представители компании Маска заявили, что, благодаря повторному использованию возвращаемых ступеней, компания сможет в будущем снизить цены до $5-7 миллионов за запуск. Сравните со 100 миллионами за пуск «Ангары».
Ряд экспертов считает, что в любом случае амурский космодром не будет брошен на произвол судьбы, оставаясь весомым фактором в переговорах с владельцами «Байконура».