Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
12 Feb 2019, 19:28Наука
Борис Марцинкевич. Возможная энергосистема Курильских островов
Тема четырех островов Курильской гряды, которые Япония без всяких на то оснований называет «северными территориями» и пытается позиционировать как «спорные», уже достаточно долгое время не сходит со страниц новостных порталов. У Аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru нет ни малейшего желания принимать участие в этой странной дискуссии, похожей на обсуждение вопроса «А следующим утром Солнце взойдет на востоке или на западе». Острова принадлежат России — это данность и, если уж что обсуждать, так только один из извечных русских вопросов: как нам обжить эту часть нашей территории.
В настоящее время на Итурупе, Кунашире, Шикотане и Хабомаи, если не учитывать военные гарнизоны, живут немногим более 15 тысяч человек, что явно нельзя считать достаточным. Острова расположены в Охотском море, чьи рыбные ресурсы позволяют вести тут интенсивное рыболовство, а не грустить, вспоминая о былых временах, когда морские просторы и водные глубины использовались куда как более интенсивно. Сейчас рыболовецких судов мало, да и те норовят улов везти в Японию, где рыболовам способны предложить более выгодные цены. Впрочем, с точки зрения геоэнергетики, не так уж и важно, какие именно ресурсы предстоит осваивать, алгоритм освоения территории неизменен — будут на ней надежные и стабильные источники генерации энергии, можно будет думать обо всем остальном: о новых производствах, о расширении имеющихся, о строительстве комфортного жилья, о повышении транспортной связности, «лошадка» энергетики потянет любой воз.
Но давайте по порядку — сначала просто вспомним, что из себя представляют наши острова, а то ведь многие, кроме названий, почти ничего о них и не знают.
Самый крупный из островов — Итуруп, его площадь составляет 3’175 квадратных километров, обитают на нем всего около шести тысяч человек, не считая военного гарнизона. Главный населенный пункт — Курильск, имеется еще семь обитаемых поселков и девять брошенных, откуда люди просто ушли. При этом на острове целых два аэропорта, гражданский «Итуруп» и военный «Буревестник», множество удобных бухт, которые позволяют обеспечить надежную транспортную связь со всеми окрестными островами. 20 действующих вулканов, самый интересный и перспективный с хозяйственной точки зрения Кудрявый — тот самый, который способен обеспечить Россию и полмира рением, если будет разработана подходящая технология и создана соответствующая промышленная база.
Остров Кунашир — это почти восемь тысяч жителей на его 1’500 квадратных километров, центральный поселок Южно-Курильск в компании еще с четырьмя обитаемыми населенными пунктами и четырьмя заброшенными, аэропорт «Менделеево», и все удобства для кораблей, которых тут чертовски мало по сравнению с советскими временами.
На Шикотане живет уже менее тысячи человек, если не учитывать военный гарнизон и вахтовые смены единственного на островах рыбоконсервного завода. При этом одно название поселка, где работает завод, говорит само за себя — Крабозаводское.
Ну, а Хабомаи — это не один остров, а целая россыпь на территории в сто квадратных километров и никакого гражданского населения, только наши погранвойска.
Во всех поселках, которые тут имеются, мирно тарахтят дизельные электростанции — завоз топлива исключительно морем, энергетическая система сверхизолированная, поселки не соединяют никакие ЛЭП. Дизель, провода до обитаемых зданий — вот и все, что тут сумела настроить советская власть. Разумно ли? На том уровне развития технологий, которые тогда имелись — единственный вариант, но времена действительно изменились, пора бы уже и за ум браться. Доставка топлива морем вынуждает держать большие складские запасы на случай капризов погоды, наличие вулканов, муссонный климат — это еще и риск того, что линии электропередач могут быть оборваны. Одним словом, дорогое удовольствие, да еще и не обеспечивающее хорошего уровня надежность и безопасность.
В 2016 году во время очередной российско-японской встречи на высшем уровне стороны договорились о ведении совместной хозяйственной деятельности на наших островах. Под эгидой МИДов обеих стран на островах несколько раз побывали делегации японских бизнесменов, которые совместно с представителями местных властей даже создали пять рабочих групп, чтобы уже предметно разрабатывать совместные проекты: туризм, тепличные хозяйства, аквакультура, переработка отходов и ветроэнергетика. Третий год этим переговорам и визитам, но дело дальше так и не идет — правительство Японии настаивает на том, что предпринимательская деятельность должна идти по японским законам. Время сейчас такое, вирус сумасшествия во многих уголках планеты приводит к тому, что люди расстаются со здравым смыслом.
Последняя по времени делегация японских деловых кругов побывала на Курилах в начале октября 2018 года, в наступившем году, вроде бы как, намечается реализация проектов в туристической отрасли и в том, что касается тепличных хозяйств — было время, когда теплиц тут было немало.
Приезд японских бизнесменов на Курильские острова
Вирус, о котором мы только что упомянули, жертвы не выбирает — желание начинать совместные проекты не с энергетики, а с отраслей, которые требуют энергетического обеспечения является типичным признаком того, что вирус проник в головы. Ровно то же относится и к сочетанию ветроэнергетики с тепличными хозяйствами, пусть и в меньшей степени. Теплицы рядом с ветровыми турбинами не поставишь — значит, «здравствуй, необходимость тянуть ЛЭП». Кроме того, ветровая генерация является принципиально не диспетчиризуемой, снабжение островов электроэнергией будет зависеть от погоды. Конечно, есть уже опыт сочетания ветровой генерации с традиционной дизельной: пока характер ветра отвечает техническим требованиям ветроустановки, крутится «мельница», случился выход за рабочие параметры — включается дизельная установка. Можно было бы сказать даже «дешево и сердито», да вот беда — теплицы еще и обогрева требуют, то есть вот этими ветродизельными установками их и придется отапливать. Извините, а логика где? На Итурупе, повторим, 20 (двадцать — прописью) действующих вулканов, а теплицы мы намерены обогревать и освещать соляркой.
С большим удовольствием мы в очередной раз выяснили, что отнюдь не только в нашей редакции известно, что такое геотермальные электростанции, и помнят о вулканах Курильских островов. Больше того — далеко не все японские бизнесмены спят и видят, как над островами взвивается родной им флаг, многие из них просто хотят заниматься бизнесом и зарабатывать прибыли, отталкиваясь при этом от аксиомы, которую мы не устаем повторять. Прибыль от любого вида человеческой деятельности только тогда становится достижимой и стабильной, когда разумно и логично выстроена энергетическая система, а все прочее — от лукавого.
Все это вступление потребовалось только для того, чтобы представить вашему вниманию, уважаемые читатели, очередную статью нашего японского автора, который по-прежнему настаивает на публикациях под псевдонимом «Цумамист». Редактура присутствует, но исключительно по одной причине — жителю Токио далеко не просто овладеть русским языком, который, как известно, многими признается как один из самых сложных в мире. Изложенный нашим автором проект описан скупо, но очень точно, в чем и предлагаем убедиться.
Борис Марцинкевич. Главный редактор Geoenergetics.ru
* * *