Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
15 Nov 2008, 16:03Общество

Станислав Николаенко: Мы на пороге системного кризиса

Интервью «Голосу Украины» Станислава Николаенко, секретаря Политсовета СПУ, председателя Общественного совета просвещенцев и ученых Украины (ОСПУУ), народного депутата нескольких созывов, профессора, автора многих законов об образовании и науке
— Уважаемый Станислав Николаевич, если проехаться по областям, городам, селам, обязательно услышишь о том, что в какой-то области не отапливаются школы, детсады, общежития, отменено питание учеников, дети подрались с учителями, на уроках физкультуры гибнут школьники, процветает торговля липовыми дипломами и прочем негативе. Действительно ли все настолько мрачно и невесело, что происходит в украинском образовании?
— Вы попали в самое сердце проблемы. Действительно, мы становимся свидетелями начала нового этапа разрушения отечественного образования. Оно едва поднимается на ноги. Еще трудно точно поставить диагноз — это простое отступление или развал, но ясно одно — мы на пороге системного кризиса не только в экономике, но и в образовании. Негативные явления усиливаются демографическим, управленческим кризисами, резким ухудшением здоровья людей, нравственности, особенно у молодежи.
Думаю, кризис остановит, как всегда, своим сердцем и умом, тяжелым трудом украинский Учитель, Профессор, Ученый, но многое зависит от власти. По спине бежит неприятный холодок, когда читаешь так называемый «антикризисный закон», условия, на которых МВФ предоставляет стабилизационный кредит Украине в 16,5 млрд. долларов. Речь идет о том, что парламент, правительство и Президент на два года фактически замораживают зарплату учителям и ученым, стипендию студентам и учащимся, питание детей и прочее. Эти выплаты могут возрастать лишь на уровень инфляции. Но ведь официальный уровень этой инфляции в разы ниже, чем реальное положение. Посмотрите на цены на базаре, тарифы на коммунальные услуги, и все станет ясно. Власть цены не ограничит, потому что это нанесет убытки ее хозяевам — крупному капиталу. Один пример: в конце 2007 года на учительскую зарплату по сравнению с этим же периодом 2008 года можно было на 11—19% больше купить мяса, молочных продуктов и т. п. А премьер говорит, что инфляция укрощена. Но есть люди, на удивление, которые ей верят.
Второй год как нет социалистов во власти, в парламенте. Посмотрите на результаты: общее финансирование образования снизилось с 7% от ВВП в 2007 году до 6,4% в 2008-м, на следующий год в проекте бюджета заложены расходы на образование уже 6,2% ВВП, на науку — 0,45% ВВП. Следовательно, образование недополучит почти 8 млрд. гривен. А закон требует на эти цели соответственно 10% и 1,7%. Скажете, что отечественный бизнес заменит государство? Это далеко не так. В структуре годовых затрат на образование доля бизнеса не превышает 0,7%! Вот и ответ на этот вопрос.
— Станислав Николаевич, а что вы имеете в виду, когда говорите об управленческом и демографическом кризисах, или угрозах нашему образованию? Как им противостоять, что делать?
— Во-первых, горько, что нынешнее правительство отвергло много хорошего, что было начато предшественниками. Непонятно, почему бездействует программа информационно-коммуникативных технологий в образовании. Если к первому сентября минувшего года только в школы было доставлено более 3100 компьютерных комплексов, то ныне еще ни одного. То же самое с автобусами, классами физики, химии, биологии, программой «Учитель». Почему отвергли программу восстановления 300 аварийных школ? Что, проблема исчерпана? Наоборот, она заострилась. Где проект «Школа будущего»? Все делается с точностью до наоборот. В Ялте такую первую школу будущего, где проект реализован наполовину, уже пять раз проверено КРУ, прокуратурой. Ждут создания и строительства такие уникальные школы в Тернополе, Донецке, в с. Любимовка Херсонской области. По непонятным, чисто субъективным распорядительным причинам не реализуется проект Всемирного банка по укреплению базы последипломного образования учителей, созданию 531 опорной школы по информатике, издания поколения новых учебников и прочее.
Что касается управленческого кризиса. Знает ли правительство, реагирует ли оно оперативно на правовое своеволие в отношении просвещенцев местных чиновников, которые в последнее время просто обнаглели. Примеров множество. На Кировоградщине, в частности в Ольшанском районе, отправляют на две недели в отпуск без содержания учителей, в Черкассах отказываются кормить учеников младших классов. В Запорожье пошли дальше — открыли «новый» тип школы: школа — суд. В одной половине помещения учатся ученики, во второй Фемида вершит судебные дела. Актовым залом пользуются по очереди... Как говорил мой отец: был бы разум, с ума можно сойти!
Мне возразят — нет на все средств. Но это не так, ведь в тех же Черкассах столько раздают земель на Днепре, что если бы захотели — деньги бы нашли.
Или возьмите проблемы профтехобразования. Вместо того, чтобы снять с него налоги, дать училищам землю, технику, оборудование, стимулировать к сотрудничеству бизнес — затеяли передачу системы на местные бюджеты! Читай — на вымирание, разграбление. Президенту Кучме социалисты не давали этого сделать десятки лет. В Киеве прошел эксперимент, когда столичная власть содержала профтехобразование два года самостоятельно. Сначала все было хорошо, продержались до выборов, теперь уничтожают городское управление профтехобразования, уже нечем детей кормить, стипендии платить. Зато есть желание поживиться землей и зданиями.
Неужели это и есть цель эксперимента по передаче профтехучилищ на местные бюджеты. Кстати, в Москве утверждена программа развития образования на три года. Только детсадов построят за 2009 год почти сотню. А что у нас? Ничего. В столице в связи с переходом на 12-летний срок обучения понадобятся дополнительно полтора десятка школ через 3—4 года. Где они? Никто о них и не думает.
Что же делает правительство, Президент? Вместо того, чтобы «власть употребить», приструнить чиновников, а кому-то и помочь, где нет ресурсов, Тимошенко и КО 1.10.2008 года принимают постановление, что с 1 января минимальная зарплата по всей Украине на производстве составит 605 грн., а в образовании, медицине и культуре остается 545 грн. То есть учитель, врач, библиотекарь получают статус людей второго сорта!
— Станислав Николаевич, а что вы скажете как профессионал об этих человеческих трагедиях со смертью детей на уроках физкультуры?
— То, что произошло, конечно, — это не проблема одного дня. Она имеет глубокие корни. Но власть и здесь свое бессилие демонстрирует. Слышали ли вы за эти месяцы комментарий премьера или какого-либо министра по этому поводу? Что думает правительство? За три месяца удосужились собраться на общую коллегию трех министерств. И что решили? Существенного — ничего. Это же трагедия всеукраинская. Полгода наблюдали чиновники молча за этими явлениями и предложили... отменить устаревшие нормативы. И все. Не сворачивать следует физвоспитание, а наоборот, найти новое образование, увеличить часы на физкультуру и в школах, и в вузах. Кто проанализировал, почему не выполняется приказ Минобразования 2006 года об усилении двигательной активности в учебных заведениях? Кто ответит за то, что в столице, многих городах дети без движения сидят под замком с девяти до пятнадцати. Их не выпускают на улицу! В холодных бетонных мешках часами в молодых организмах не вырабатываются красные кровяные тельца, развивается анемия, другие болезни. Что, на это нужны миллиарды?
А чем мы кормим детей, студентов? В Киеве во многих сортах молока — молока не обнаружено! В Виннице проанализировали качество десяти сортов колбасы, которой кормят детей, из них в восьми не было мяса вообще. Оно стало «пищевой добавкой» к колбасе. Что содержится в так называемых «ножках Буша», или, как говорят ныне, «ножках Юли», ввоз которых вырос в разы за последний год? Это вредные вещества, консерванты, генетически модифицированные организмы. Будут ли дети здоровы от такого продовольствия и будут ли у них самих детки? Это большой вопрос.
Поэтому рецепт здесь один. Надо пересмотреть программы, нормативы физического воспитания, изменить режим в школах, восстановить кружковую, внеклассную работу, возобновить должности врачей, фельдшеров, приравнять их оплату к педагогам, проводить ежегодно углубленное медобследование детей, в том числе с нагрузками, особенно в детсадах и младшей школе.
В вузах, на мой взгляд, не следует спекулировать на Болонской системе и выводить физвоспитание из учебного плана, передавать его на факультатив. У нас и так на этот важный предмет выделено 210 часов, тогда как в США и России в два раза больше.
И самое главное. Нужно коренным образом менять отношение родителей к своим детям, школе. Они у нас часто посторонние наблюдатели. Их надо учить, консультировать, сближать с детьми, школой, усиливать их ответственность за воспитание детей.
— Станислав Николаевич, а что же делать, неужели нет, как говорят, света в конце туннеля? Какой выход из этого положения?
— О всех этих вопросах мы недавно дискутировали в парламентском Комитете по науке и образованию. К сожалению, никого из правительства там не было. Я высказал конкретные предложения. Они отображают просвещенский раздел из программы СПУ «Справедливая Украина», а также содержание «Первоочередных шагов СПУ по поддержке образования». Необходимо понять, что олигархическим парламентским партиям наше образование не нужно, их дети все за границей. Наше образование нужно нам с вами, уважаемые читатели.
Речь идет о ряде срочных законодательных шагов экономического, социального, правового, организационного характера.
Следует добиться обязательно на 2009 год предоставления хотя бы 8% ВВП на образование и 1,5% на науку. Кризис бьет по всем, но почему он должен поражать больше всего детей, студентов, педагогов? Что, из 16,5 млрд. долларов, а это почти 100 млрд. грн., ничего нельзя израсходовать на детей, на школу, ВУЗы? Власть, которая основывается на новых знаниях, — это самая качественная власть.
Уместно усилить автономию учебных заведений, в т. ч. и школ. Освободить от налогообложения учебные заведения и учреждения науки. Полностью оставлять учебному заведению плату за аренду. Следует восстановить закон, который я инициировал еще пять лет назад, дающий право бизнесу, предприятиям на льготных условиях до 3% фонда оплаты труда вкладывать в образование. Это несколько миллиардов гривен. На мой взгляд, надо подумать о введении целевого просвещенского налога с реализации авто, золота, спирта, табака. Минфин, как всегда, возразит, но традиционными методами кризис не преодолеть.
Наконец необходимо принять изменения в законы об образовании, которые позволят, с учетом демографического кризиса, уменьшить наполняемость классов, студенческих групп, сохранить от уничтожения сельскую малокомплектную школу. Нужно вернуться к программе «Школа-Семья», творческому применению школы Монтесори. Речь идет о том, чтобы не переводить на индивидуальное обучение детей, идти на создание классов-комплектов, закрытие школ, а создать в маленьком селе школу, где несколько учителей занимаются с младшими детьми весь день, привлекают родителей, родственников.
На мой взгляд, требует усиления властная вертикаль, должен быть жесткий контроль за действиями чиновников, оперативное реагирование на нарушения законодательства. Следует повсеместно рассмотреть положение дел с участием ОСПУУ в образовании на уровне всех советов, реально помочь учителю, ученику, студенту.
Не должны быть в стороне и руководители государства. Президент должен снять свое вето с законов «О внешкольном образовании», «О высшей школе». Речь идет о финансировании дошкольного образования на уровне со средней школой, а также разблокировании финансовых проблем вузов. Следует усилить борьбу с псевдообразованием, закрыть вузы, филиалы, где торгуют дипломами. Тогда не будет необходимости уничтожать региональные университеты, в частности педагогические и аграрные.
И наконец, надо тщательно разобраться с содержанием образования. Пойти на решительные шаги по снижению психофизической нагрузки на детей. Не следует забивать головы ученикам чем угодно, готовить профессоров по каждой школьной дисциплине. Здесь из тени должна выйти Академия педнаук, ученые других академий.
Ум, — писал Константин Ушинский, — это хорошие систематизированные знания. Нам надо найти наконец то сито, сквозь которое должно было пройти содержание каждой программы, учебника, чтобы отобрать именно ту систему знаний, которая позволит молодому человеку беспрепятственно двигаться вперед в современном информационном обществе.
Кризис, охвативший мир, дает возможность организованным странам, сильным народам выйти из него с малыми потерями и окрепшими. Удастся ли это сделать нам, зависит от действий нынешней власти.
За «кайдашевыми разборками», слабодушной позицией невмешательства, боязнью потерять свои правительственные стулья власти нет времени и силы на решение этих судьбоносных проблем. Поэтому, не затягивая, следует сменить эту власть на выборах, или заставить самим уйти в отставку. Здесь голос Учителя, Педагога, Ученого должен звучать мощно. Думаю, что и наши профсоюзы работников образования не будут в стороне от этих процессов.
В завершение скажу так. Власть все больше снимает с себя респектабельную либеральную улыбку и демонстрирует людям хищные буржуазные зубы, заботится исключительно об интересах капитала. Если просвещенцы, родители, студенты, все прогрессивные силы вместе не объединятся в борьбе против либерально-буржуазного курса, то будущего в стране не будет. Мы можем потерять самое ценное — образованный народ.