Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
08 Dec 2008, 12:01Общество
Итальянская "Гоморра" получила 5 европейских "Оскаров"
В Копенгагене вручены призы Европейской киноакадемии. Триумфаторами праздника стали создатели итальянского фильма “Гоморра”: они получили пять наград в главных номинациях, пишет сегодня “КоммерсантЪ-Украина”.
“Гоморра” поставлена по книге молодого журналиста Роберто Савиано, который после её выхода миллионным тиражом в Италии и продажи в 33 страны живёт под защитой полиции.
При этом фильм во многом противоположен книге, по которой снят и которая ставила целью конкретное разоблачение. На экране же - антропологическое исследование, анализ преступности как модуса поведения и способа жизни.
Европейские академики признали “Гоморру” лучшим фильмом, Маттео Гарроне - лучшим режиссёром, кроме того, наградили картину за сценарий и операторскую работу, а актёра Тони Сервильо за лучшие мужские роли, сыгранные в “Гоморре” и в фильме “Il divo” (в последнем он гротескно сыграл политика Джулио Андреотти).
В этом году европейское кино проявило высокую сознательность: среди шести номинантов в категории “Европейский фильм-2008” пять связаны с социальными и политическими стрессами. Необычно и то, что в шорт-лист номинантов вошли сразу два итальянских фильма молодых режиссёров - “Гоморра” и “Il divo” Паоло Соррентино, что дало основания говорить о возрождении политического кино Италии.
По существу повторилась ситуация последнего Каннского фестиваля, где те же самые итальянские картины занимали лидирующие позиции в конкурсе. Однако там, хоть обе они и были награждены призами (”Гоморра”, например, получила гран-при), в последний момент их оттеснил от Золотой пальмовой ветви прорвавшийся вперёд французский “Класс” Лорана Канте.
“Класс” фигурировал и в номинации на лучший европейский фильм, но остался ни с чем. “Класс” привлекает человеческой теплотой и незатейливым демократизмом, “Гоморра” же холодна как лягушка. Если политическое кино Италии и впрямь возрождается, оно совсем другое, чем то, что заполняло экраны мира тридцать-сорок лет назад. Более рациональное, пессимистичное и без иллюзий.
Сегодняшнее итальянское кино протеста лишено открытых эмоций, его жанровые свойства ослаблены, его можно сопоставить с античной трагедией или брехтовским театром, с инсталляцией для музея современного искусства.
В новых фильмах итальянских режиссёров нет ни одного штампа итальянского боевика про мафию. Нет социальной риторики и мифологии “крёстных отцов” с обязательной историей их восхождения и падения. Здесь никого не замуровывают в бетон, не пытают горячим утюгом, здесь даже редко повышают голос и никогда не матерятся.
Если показано убийство, то как рутинный, без всякого пафоса бизнес. При этом авторам удаётся пойти глубже классических схем, характерных для этого типа кино, и затронуть процесс базового разрушения морали.
“Гоморра” прослеживает власть неаполитанской каморры на всех уровнях, причём мафия переименована вовсе не из страха перед последствиями, а исключительно обобщения ради. В этой картине параллельно развиваются, практически ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.
“Гоморра” поставлена по книге молодого журналиста Роберто Савиано, который после её выхода миллионным тиражом в Италии и продажи в 33 страны живёт под защитой полиции.
При этом фильм во многом противоположен книге, по которой снят и которая ставила целью конкретное разоблачение. На экране же - антропологическое исследование, анализ преступности как модуса поведения и способа жизни.
Европейские академики признали “Гоморру” лучшим фильмом, Маттео Гарроне - лучшим режиссёром, кроме того, наградили картину за сценарий и операторскую работу, а актёра Тони Сервильо за лучшие мужские роли, сыгранные в “Гоморре” и в фильме “Il divo” (в последнем он гротескно сыграл политика Джулио Андреотти).
В этом году европейское кино проявило высокую сознательность: среди шести номинантов в категории “Европейский фильм-2008” пять связаны с социальными и политическими стрессами. Необычно и то, что в шорт-лист номинантов вошли сразу два итальянских фильма молодых режиссёров - “Гоморра” и “Il divo” Паоло Соррентино, что дало основания говорить о возрождении политического кино Италии.
По существу повторилась ситуация последнего Каннского фестиваля, где те же самые итальянские картины занимали лидирующие позиции в конкурсе. Однако там, хоть обе они и были награждены призами (”Гоморра”, например, получила гран-при), в последний момент их оттеснил от Золотой пальмовой ветви прорвавшийся вперёд французский “Класс” Лорана Канте.
“Класс” фигурировал и в номинации на лучший европейский фильм, но остался ни с чем. “Класс” привлекает человеческой теплотой и незатейливым демократизмом, “Гоморра” же холодна как лягушка. Если политическое кино Италии и впрямь возрождается, оно совсем другое, чем то, что заполняло экраны мира тридцать-сорок лет назад. Более рациональное, пессимистичное и без иллюзий.
Сегодняшнее итальянское кино протеста лишено открытых эмоций, его жанровые свойства ослаблены, его можно сопоставить с античной трагедией или брехтовским театром, с инсталляцией для музея современного искусства.
В новых фильмах итальянских режиссёров нет ни одного штампа итальянского боевика про мафию. Нет социальной риторики и мифологии “крёстных отцов” с обязательной историей их восхождения и падения. Здесь никого не замуровывают в бетон, не пытают горячим утюгом, здесь даже редко повышают голос и никогда не матерятся.
Если показано убийство, то как рутинный, без всякого пафоса бизнес. При этом авторам удаётся пойти глубже классических схем, характерных для этого типа кино, и затронуть процесс базового разрушения морали.
“Гоморра” прослеживает власть неаполитанской каморры на всех уровнях, причём мафия переименована вовсе не из страха перед последствиями, а исключительно обобщения ради. В этой картине параллельно развиваются, практически ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.