Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
24 Dec 2008, 16:47Общество
«Наутилусу Помпилиус» - 25 лет (Фоторепортаж)
Огромным концертом в спорткомплексе Олимпийский было отмечено 25 лет со дня рождения рок-группы «Наутилус Помпилиус». Высчитывали с 1984-го года, хотя могли бы начать и раньше. «Наутилуса» больше нет, Вячеслав Бутусов выступает с группой «Ю-Питер». Ей предоставили одно отделение, а во втором разные коллективы играли песни «Нау». О том, что было, о том, что стало, мы поколдуем с Александром Пантыкиным — композитором, лидером рок-группы «Урфин Джюс», стихи для которой писал будущий наутисуловский автор Илья Кормильцев. В 1981 году студент-архитектор Слава Бутусов брал у основоположника уральского рока Александра Пантыкина интервью для институтской газеты. Позже Пантыкин продюсировал один из первых альбомов Наутилуса — «Переезд».
— Саша, поговорим о форме концерта-приношения (трибьюта) группе «Наутилус Помпилиус». В СКК одну часть играет группа «Ю-Питер», а в другой части — песни «Наутилус Помпилиус» исполняют разные рок-группы. Это не первый такой опыт в жизни группы «Наутилус Помпилиус». Зачем при живом исполнителе, то есть при Вячеславе Бутусове, брать этот музыкальный материал и его перепевать. Что это такое?
— Когда я продюсировал первый альбом группы «Наутилус» «Переезд», я столкнулся с тем, что это совершенно замечательный, гениальный материал, очень красивые музыкальные темы, как правило, очень выразительные содержательные тексты и, к сожалению, неумение Славы вылить все это в какую-то законченную инструментально-вокальную форму. Мне до сих пор кажется, что именно поэтому с ранних времен Славины песни аранжировали все, кому не лень. Самому Славе это удавалось плохо. Хотя его сольный альбом говорит за то, что у него были все предпосылки к тому, чтобы стать неплохим интерпретатором собственных песен. Но на сегодняшний день самые лучшие интерпретации его песен сделаны другими людьми, даже не группой «Наутилус Помпилиус». В частности, в альбом «Отчет» вошла блестящая версия «Апрельского марша».
— Возьмем, для примера, группу «Аквариум». Она играет сначала в одном составе, потом в другом, в третьем. Единственный человек, который остается во всех составах — Борис Гребенщиков. Но группа продолжает называться «Аквариум». После того, как сменилось несколько составов музыкантов в рок-группе «Наутилус Помпилиус», Слава Бутусов собирает новую группу, которая отчасти исполняет репертуар «Наутилуса Помпилиуса», но при этом называется «Ю-Питер». Есть какой-то ответ на вопрос, почему эта самая группа «Ю-Питер» не осталась «Наутилусом Помпилиусом»?
— Все-таки был явно выраженный лидер — Слава Бутусов — вокруг которого в разное время собрались разные люди, работали, уходили, ссорились, приходили. Тем не менее, все, что они делали, это был «Наутилус Помпилиус». Но мы все взрослеем, и Слава тоже взрослеет. Здесь уже и тексты другие, и подход другой, и музыка другая. Все-таки «Наутилус» это, скажем так, результат екатеринбургской жизни, а «Ю-Питер» это результат жизни в Санкт-Петербурге. Наверное, здесь переименование группы было уместным, хотя, по большому счету, все равно везде на афишах пишется Вячеслав Бутусов, а «Ю-Питер» — маленькими буквами рядом.
— Рок-группа, как имя прилагательное к своему фронтмену. Теперь — вот что хочется понять. И, в общем-то, кому как не Александру Пантыкину, знать, в чем состоит особенность группы «Наутилус Помпилиус». Мне кажется, что она определена принадлежностью к «уральскому року».
— Грубо говоря, главным отличием свердловского рока было равное отношение к музыке и к тесту. В питерском направлении текст явно превалировал. В московском направлении, допустим, в лице таких групп как «Воскресение», как «Машина времени», тоже. Группы с равным соотношением, конечно, были и в Москве, и в Питере, но это не являлось главным в роке этих городов. А в Свердловске практически все группы были представителями именно этого направления. Благодаря союзу Славы Бутусова и Ильи Кормильцева, текст и музыка существовали на равных, и создавались такие содержательные, очень необычные песни. Но я бы хотел еще к этому добавить, что Слава очень харизматичная личность, и каждая Славина песня для нас все равно связана с ним.
— Рок-группа Александра Пантыкина «Урфин Джюс» тоже опиралась не на стихи Пантыкина или кого-то из музыкантов группы, но на стихи Ильи Кормильцева и других людей. А для Петербурга и для Москвы это нетипично. «Воскресенье» исполняет песни на тексты трех своих музыкантов, «Машина времени» — на стихи Андрея Макаревича и других участников «Машины времени», и так далее. А в Свердловске возникает такая странная история, когда рок-музыкант исповедуется чужими словами.
— С самого начала свердловский рок был более профессиональным. И подход был более требовательным, потому что многие музыканты, которые сами пытались писать тексты, понимали, что их тексты слабые, что они не соответствуют определенному уровню поэзии. Если говорить о том же Илье Кормильцеве, то это человек, превосходно знавший поэзию. Более того, в первом альбоме, например «Урфина Джюса» были и стихи других поэтов. Была определенная планка, которой все группы хотели соответствовать. Если мы назовем десятку наиболее популярных рок-групп страны, то больше половины окажется екатеринбургских? Это — факт. Именно потому, что работа этих групп носила более профессиональный характер, а более профессиональный характер требует специализации. То есть, когда поэт пишет тексты, композитор пишет музыку, аранжировщик занимается аранжировкой. Именно так случилось в Екатеринбурге. Вообще, составы группы «Наутилус Помпилиус» это есть выражение развития Славиного самосознания. В самом начале Слава был робким, неопытным и слабопонимающим в специфике рок-группы человеком. Потом он много общался с профессиональными музыкантами, такими как Володя Елизаров или Алексей Хоменко. По мере общения с разными музыкантами, Слава попадал под то или иное влияние. Иногда появлялись коммерческие средства выражения, элементы поп-музыки, допустим, различные «Ямахи», которые бренчали, стучали и напоминали очень популярное в то время направление диско. Но тот же Кормильцев понимал, что сейчас рок-музыка очень популярна, и рок-элементы должны быть. А что является рок— элементами? Это роковая искаженная гитара, это определенный стиль игры на барабанах, и так далее. То есть ранний «Наутилус» был соткан из различных популярных в 80-е годы направлений. И с точки зрения аранжировки там были представлены все основные популярные на тот момент направления. Но при этом, голос Славин впереди — как стержень, а все остальное было оболочкой. В 1988 году, когда был записан альбом «Разлука», он исполнялся, в основном, музыкантами профессиональными, филармоническими. Многим казалось, что попсовость этот материал немного принижала. Более того, это Слава сам чувствовал. И когда он почувствовал, что достаточно крепко стоит на ногах, а популярность группы уже такова, что она может позволить себе экспериментировать, произошла резкая смена курса «Наутилуса», были набраны чисто рокерские атрибуты — сразу стало три гитариста, каждый из них «рокернее» другого, был взят самый «рокерский» барабанщик, и так далее. И вот появляются новые альтернативные альбомы, в которых появляются рок-элементы, элементы альтернативной музыки, даже элементы панк-музыки.
— Одни музыканты уходили, другие приходили, менялась музыкальная лексика группы. С чем были связаны перемены?
— Конечно, Слава вне конкуренции. Я считаю, что до сих пор, в общем-то, нет равного ему сонграйтера (songwriter ) по мелодиям, по гармониям. Сонграйтеры наши современные достаточно безликие. Вот я слышу песню по радио, кто ее мог написать? И у меня в голове возникает десяток фамилий композиторов. Я слышу какую-то группу, кто бы мог написать эту песню? Эту песню мог бы написать и этот, и тот. А Славины песни обладают уникальной самобытностью, и вот этот Божий дар уметь писать песни, он отдельный. Что дальше? Я написал какое-то произведение, и оно начинает жить вне зависимости от меня, я выхожу на сцену в другой ипостаси, как музыкант-исполнитель. А вот здесь необходимы профессиональные качества. Так вот, с этими профессиональными качествами у Славы есть проблемы. Он и тексты забывает, и гармонии забывает. А его все прощают — зал прощает, организаторы концертов прощают. Потому что Слава все равно человек очень позитивный, он в своих песнях несет свет.
— Мне всегда казалось, что это одна из самых мрачных групп, с которыми я когда-либо встречалась, но спорить не будем. По моему впечатлению, в Москве и в Петербурге акустические концерты были больше распространены, чем в Свердловске-Екатеринбурге. Так ли это?
— Песни многих наших рок-музыкантов, в том числе «Аквариума», «Машины времени», «Воскресенья» на простых гитарах на кухне звучат абсолютно нормально, спокойно, полноценно, и я знаю очень много исполнителей, которые это делают лучше, чем на стадионных концертах. У Славы Бутусова ситуация немножко другая. Так как его песни с музыкальной точки зрения более сложные, более насыщенные, то они под гитару звучат плохо. Поэтому unplugged «Наутилуса» качественно отличались от unplugged остальных групп, там была музыкальная продуманность. Казалось бы, привычный состав — фортепьяно, акустическая гитара, акустический бас и барабан — ну что тут особенно нового выдумаешь? — но, тем не менее, в этом составе оголяется музыкальная суть песни. Слава Бутусов на протяжении нескольких лет ездил по городам и весям нашей страны, и я считаю, что это некий новый жанр. Это концерт для зала со Славой Бутусовым, потому что на самом деле происходили следующие вещи: на сцене стояла одинокая табуретка, выходил Слава Бутусов с акустической гитарой, садился, начинал петь песню. Зал ее подхватывал. Дальше Славы слышно не было. Зал так громко пел, он расходился со Славой, Слава пел что-то свое, путаясь в гармониях, путая тексты, залу это было неважно. Слава, в данном случае, был инициатор некоего действа, такой перформанс своеобразный. Караоке такое. И так проходили все концерты. Я видел два таких концерта в городе Екатеринбурге. И, надо сказать, что такого рода концертов я больше ни с одним исполнителем в нашей стране не видел. И в этом смысле, я считаю, Слава — первопроходец, его можно называть настоящим народным, мне кажется.
Я не во всем согласна с Александром Пантыкиным — композитором и, как считается, основоположником уральского рока. Например, считаю, что лучшие интерпретации песен сделаны самой группой «Наутилус Помпилиус». В их версиях меньше музыкальной плоти, но, на мой взгляд, куда больше драматизма и выразительности. Главное не забыть про самоучитель игры на гитаре и всё будет хорошо.
— Саша, поговорим о форме концерта-приношения (трибьюта) группе «Наутилус Помпилиус». В СКК одну часть играет группа «Ю-Питер», а в другой части — песни «Наутилус Помпилиус» исполняют разные рок-группы. Это не первый такой опыт в жизни группы «Наутилус Помпилиус». Зачем при живом исполнителе, то есть при Вячеславе Бутусове, брать этот музыкальный материал и его перепевать. Что это такое?
— Когда я продюсировал первый альбом группы «Наутилус» «Переезд», я столкнулся с тем, что это совершенно замечательный, гениальный материал, очень красивые музыкальные темы, как правило, очень выразительные содержательные тексты и, к сожалению, неумение Славы вылить все это в какую-то законченную инструментально-вокальную форму. Мне до сих пор кажется, что именно поэтому с ранних времен Славины песни аранжировали все, кому не лень. Самому Славе это удавалось плохо. Хотя его сольный альбом говорит за то, что у него были все предпосылки к тому, чтобы стать неплохим интерпретатором собственных песен. Но на сегодняшний день самые лучшие интерпретации его песен сделаны другими людьми, даже не группой «Наутилус Помпилиус». В частности, в альбом «Отчет» вошла блестящая версия «Апрельского марша».
— Возьмем, для примера, группу «Аквариум». Она играет сначала в одном составе, потом в другом, в третьем. Единственный человек, который остается во всех составах — Борис Гребенщиков. Но группа продолжает называться «Аквариум». После того, как сменилось несколько составов музыкантов в рок-группе «Наутилус Помпилиус», Слава Бутусов собирает новую группу, которая отчасти исполняет репертуар «Наутилуса Помпилиуса», но при этом называется «Ю-Питер». Есть какой-то ответ на вопрос, почему эта самая группа «Ю-Питер» не осталась «Наутилусом Помпилиусом»?
— Все-таки был явно выраженный лидер — Слава Бутусов — вокруг которого в разное время собрались разные люди, работали, уходили, ссорились, приходили. Тем не менее, все, что они делали, это был «Наутилус Помпилиус». Но мы все взрослеем, и Слава тоже взрослеет. Здесь уже и тексты другие, и подход другой, и музыка другая. Все-таки «Наутилус» это, скажем так, результат екатеринбургской жизни, а «Ю-Питер» это результат жизни в Санкт-Петербурге. Наверное, здесь переименование группы было уместным, хотя, по большому счету, все равно везде на афишах пишется Вячеслав Бутусов, а «Ю-Питер» — маленькими буквами рядом.
— Рок-группа, как имя прилагательное к своему фронтмену. Теперь — вот что хочется понять. И, в общем-то, кому как не Александру Пантыкину, знать, в чем состоит особенность группы «Наутилус Помпилиус». Мне кажется, что она определена принадлежностью к «уральскому року».
— Грубо говоря, главным отличием свердловского рока было равное отношение к музыке и к тесту. В питерском направлении текст явно превалировал. В московском направлении, допустим, в лице таких групп как «Воскресение», как «Машина времени», тоже. Группы с равным соотношением, конечно, были и в Москве, и в Питере, но это не являлось главным в роке этих городов. А в Свердловске практически все группы были представителями именно этого направления. Благодаря союзу Славы Бутусова и Ильи Кормильцева, текст и музыка существовали на равных, и создавались такие содержательные, очень необычные песни. Но я бы хотел еще к этому добавить, что Слава очень харизматичная личность, и каждая Славина песня для нас все равно связана с ним.
— Рок-группа Александра Пантыкина «Урфин Джюс» тоже опиралась не на стихи Пантыкина или кого-то из музыкантов группы, но на стихи Ильи Кормильцева и других людей. А для Петербурга и для Москвы это нетипично. «Воскресенье» исполняет песни на тексты трех своих музыкантов, «Машина времени» — на стихи Андрея Макаревича и других участников «Машины времени», и так далее. А в Свердловске возникает такая странная история, когда рок-музыкант исповедуется чужими словами.
— С самого начала свердловский рок был более профессиональным. И подход был более требовательным, потому что многие музыканты, которые сами пытались писать тексты, понимали, что их тексты слабые, что они не соответствуют определенному уровню поэзии. Если говорить о том же Илье Кормильцеве, то это человек, превосходно знавший поэзию. Более того, в первом альбоме, например «Урфина Джюса» были и стихи других поэтов. Была определенная планка, которой все группы хотели соответствовать. Если мы назовем десятку наиболее популярных рок-групп страны, то больше половины окажется екатеринбургских? Это — факт. Именно потому, что работа этих групп носила более профессиональный характер, а более профессиональный характер требует специализации. То есть, когда поэт пишет тексты, композитор пишет музыку, аранжировщик занимается аранжировкой. Именно так случилось в Екатеринбурге. Вообще, составы группы «Наутилус Помпилиус» это есть выражение развития Славиного самосознания. В самом начале Слава был робким, неопытным и слабопонимающим в специфике рок-группы человеком. Потом он много общался с профессиональными музыкантами, такими как Володя Елизаров или Алексей Хоменко. По мере общения с разными музыкантами, Слава попадал под то или иное влияние. Иногда появлялись коммерческие средства выражения, элементы поп-музыки, допустим, различные «Ямахи», которые бренчали, стучали и напоминали очень популярное в то время направление диско. Но тот же Кормильцев понимал, что сейчас рок-музыка очень популярна, и рок-элементы должны быть. А что является рок— элементами? Это роковая искаженная гитара, это определенный стиль игры на барабанах, и так далее. То есть ранний «Наутилус» был соткан из различных популярных в 80-е годы направлений. И с точки зрения аранжировки там были представлены все основные популярные на тот момент направления. Но при этом, голос Славин впереди — как стержень, а все остальное было оболочкой. В 1988 году, когда был записан альбом «Разлука», он исполнялся, в основном, музыкантами профессиональными, филармоническими. Многим казалось, что попсовость этот материал немного принижала. Более того, это Слава сам чувствовал. И когда он почувствовал, что достаточно крепко стоит на ногах, а популярность группы уже такова, что она может позволить себе экспериментировать, произошла резкая смена курса «Наутилуса», были набраны чисто рокерские атрибуты — сразу стало три гитариста, каждый из них «рокернее» другого, был взят самый «рокерский» барабанщик, и так далее. И вот появляются новые альтернативные альбомы, в которых появляются рок-элементы, элементы альтернативной музыки, даже элементы панк-музыки.
— Одни музыканты уходили, другие приходили, менялась музыкальная лексика группы. С чем были связаны перемены?
— Конечно, Слава вне конкуренции. Я считаю, что до сих пор, в общем-то, нет равного ему сонграйтера (songwriter ) по мелодиям, по гармониям. Сонграйтеры наши современные достаточно безликие. Вот я слышу песню по радио, кто ее мог написать? И у меня в голове возникает десяток фамилий композиторов. Я слышу какую-то группу, кто бы мог написать эту песню? Эту песню мог бы написать и этот, и тот. А Славины песни обладают уникальной самобытностью, и вот этот Божий дар уметь писать песни, он отдельный. Что дальше? Я написал какое-то произведение, и оно начинает жить вне зависимости от меня, я выхожу на сцену в другой ипостаси, как музыкант-исполнитель. А вот здесь необходимы профессиональные качества. Так вот, с этими профессиональными качествами у Славы есть проблемы. Он и тексты забывает, и гармонии забывает. А его все прощают — зал прощает, организаторы концертов прощают. Потому что Слава все равно человек очень позитивный, он в своих песнях несет свет.
— Мне всегда казалось, что это одна из самых мрачных групп, с которыми я когда-либо встречалась, но спорить не будем. По моему впечатлению, в Москве и в Петербурге акустические концерты были больше распространены, чем в Свердловске-Екатеринбурге. Так ли это?
— Песни многих наших рок-музыкантов, в том числе «Аквариума», «Машины времени», «Воскресенья» на простых гитарах на кухне звучат абсолютно нормально, спокойно, полноценно, и я знаю очень много исполнителей, которые это делают лучше, чем на стадионных концертах. У Славы Бутусова ситуация немножко другая. Так как его песни с музыкальной точки зрения более сложные, более насыщенные, то они под гитару звучат плохо. Поэтому unplugged «Наутилуса» качественно отличались от unplugged остальных групп, там была музыкальная продуманность. Казалось бы, привычный состав — фортепьяно, акустическая гитара, акустический бас и барабан — ну что тут особенно нового выдумаешь? — но, тем не менее, в этом составе оголяется музыкальная суть песни. Слава Бутусов на протяжении нескольких лет ездил по городам и весям нашей страны, и я считаю, что это некий новый жанр. Это концерт для зала со Славой Бутусовым, потому что на самом деле происходили следующие вещи: на сцене стояла одинокая табуретка, выходил Слава Бутусов с акустической гитарой, садился, начинал петь песню. Зал ее подхватывал. Дальше Славы слышно не было. Зал так громко пел, он расходился со Славой, Слава пел что-то свое, путаясь в гармониях, путая тексты, залу это было неважно. Слава, в данном случае, был инициатор некоего действа, такой перформанс своеобразный. Караоке такое. И так проходили все концерты. Я видел два таких концерта в городе Екатеринбурге. И, надо сказать, что такого рода концертов я больше ни с одним исполнителем в нашей стране не видел. И в этом смысле, я считаю, Слава — первопроходец, его можно называть настоящим народным, мне кажется.
Я не во всем согласна с Александром Пантыкиным — композитором и, как считается, основоположником уральского рока. Например, считаю, что лучшие интерпретации песен сделаны самой группой «Наутилус Помпилиус». В их версиях меньше музыкальной плоти, но, на мой взгляд, куда больше драматизма и выразительности. Главное не забыть про самоучитель игры на гитаре и всё будет хорошо.