Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
26 May 2007, 12:05Общество

ФК "Металлург" глазами Юрия Вернидуба

Уроженец Житомира Юрий Вернидуб немало повидал на своем веку, но выступление за «Зенит» стоит в его карьере особняком. Он больше трех лет «цементировал» зенитовскую оборону, был капитаном команды.
Ему в 1999-м выпала честь поднять над головой Кубок России. Это достижение, а также выход вместе с запорожским «Металлургом» в 1991-м в высшую лигу чемпионата СССР Юрий считает наиболее памятными вехами в своей биографии. Сегодня экс-зенитовец работает тренером в «Металлурге».

Мутко предлагал работу тренера, но я уехал в Запорожье
– Юрий, недавно главный тренер запорожского «Металлурга» Сергей Ященко со своими ассистентами покинул клуб, а новым наставником стал Анатолий Чанцев. Вы же сохранили должность одного из тренеров...
– О причинах отставки Ященко мне трудно судить, руководству клуба виднее. Что же касается «Металлурга», то я за него в свое время выступал, работал помощником у таких авторитетных специалистов, как Валерий Яремченко, Михаил Фоменко, Мирон Маркевич.

– Какие у вас перспективы в Запорожье? Можете со временем возглавить «Металлург»?
– Об этом сейчас не думаю. Но, наверное, нет такого солдата, который бы не мечтал стать генералом. Но на данный момент я рад, что помогаю Анатолию Чанцеву, который начинал с наставника второй команды и вырос до главного тренера. Помощником быть не стыдно, мы с Чанцевым постараемся оправдать доверие руководства клуба.
– Знаю, что вы в Петербурге окончили Академию имени Лесгафта. Вам не предлагали работать в системе «Зенита»?
– Когда я заканчивал карьеру в «Зените» при Юрии Морозове, ныне покойном, одном из величайших, на мой взгляд, тренеров, то президент клуба Виталий Мутко предлагал стать одним из тренеров. Был шанс остаться, но я украинец и решил вернуться на родину.

– Ваш сын Виталий занимался в знаменитой питерской школе «Смена» и, насколько мне известно, очень хотел остаться жить в Северной столице России. Но сегодня он выступает за «Кривбасс» из Кривого Рога. Как объясните такие метаморфозы?
– Да, действительно, он четыре года занимался в «Смене», но мы решили переехать в Запорожье. Сын пошел в спортшколу «Металлурга», а по ее окончании его взяли во вторую команду «Металлурга», потом он тренировался с дублирующим составом. Почему сын не играет сейчас за «Металлург»? Ну экс-наставник команды Сергей Ященко не разглядел в нем перспектив, говорил, что немного «сыроват».
Предложили парню попробовать силы в «Кривбассе», с которым сейчас работает мощный тренерский штаб – Олег Таран, Сергей Башкиров, Валерий Городов. Это специалисты, с которыми я вместе немало поиграл. Считаю, когда отец-тренер и сын-игрок в одной команде, это не очень правильно. Виталий сейчас старается доказать, что он самодостаточный футболист, достоин выступать в высшей лиге. Его амплуа – центральный защитник, опорный полузащитник.

– Советы ему даете?
– Постоянно. Кривой Рог от Запорожья находится всего в 170 километрах, после каждой игры он приезжает домой, и мы делаем разбор полетов.

Если Бышовец остался бы…
– Вы пришли в «Зенит» в январе 1997 года при Бышовце. Где же вас «взял на карандаш» Анатолий Федорович?
– Нет, не Бышовец, а его помощник Леонид Колтун. Я поиграл во второй бундеслиге Германии за «Хемницер», а потом вернулся в Украину. Колтун позвал в запорожское «Торпедо», которым он на тот момент руководил. Он прекрасно знал мои возможности, игровые и человеческие качества и, когда стал работать в «Зените», порекомендовал меня Бышовцу. Я прошел с «Зенитом» два сбора, и тренерский штаб решил, что я подхожу команде. Так и оказался в Питере.
– Как вам удалось так быстро адаптироваться и стать капитаном команды?
– До меня капитаном команды был Олег Дмитриев, но он получил травму и выбыл из строя. Анатолий Бышовец назначил капитаном меня, а потом, после окончания сезона 1997 года, состоялись выборы, и большинством голосов ребята вновь остановили свой выбор на моей кандидатуре.
Да, в то время в «Зените» выступало аж шесть украинцев, но за меня проголосовали и русские. Не знаю, почему, может, посчитали, что в 31 год наиболее подхожу на эту должность (улыбается).
– Недавно Дик Адвокат назначил капитаном «Зенита» Анатолия Тимощука. Каковы его шансы стать со временем настоящим лидером «Зенита»?
– Я считаю Тимощука великим футболистом, он это доказал здесь, в Украине, когда был капитаном «Шахтера». Анатолий – один из ведущих игроков сборной Украины. Прогнозировать, что он так быстро станет капитаном «Зенита», я, конечно, не мог, но, думаю, все решил его талант быть вожаком. Когда в него поверят ребята, притом вся команда, тогда он станет не только капитаном, но и лидером. Все зависит от него самого.
– «Зенит» больше потерял или нашел, когда Анатолий Бышовец летом 1998-го ушел в сборную России, а у руля команды стал Анатолий Давыдов?
– Тяжелый вопрос, ведь я сейчас сам тренер. С этой позиции все-таки считаю, что «Зенит» тогда больше потерял. Если бы Анатолий Федорович не принял сборную России, а остался у руля «Зенита», мы бы стали чемпионами, либо как минимум серебряными призерами. Тогда первый круг мы закончили на первом месте, все получалось.
Для нас Бышовец был как Господь Бог, мы так в него верили. Такого тренера по мышлению, видению футбола, интуиции и другим составляющим я больше не встречал. Он знал, когда нужно применить кнут, а когда пряник.

Шанс выиграть Кубок России не упустил
– Завоевание с «Зенитом» в 1999 году Кубка России – это наивысшее ваше достижение?
– Если брать всю мою игроцкую карьеру, то да. Не считая, что с запорожским «Металлургом» в союзном чемпионате первой лиги 1990 года я завоевал бронзовые медали и право выступать в высшей лиге.

– В финале «Зенит» после первого тайма уступал 0:1 московскому «Динамо», но во второй 45-минутке дважды отличился Панов, а затем Максимюк установил окончательный счет – 3:1. Что такого сказал в перерыве Анатолий Давыдов, что команда так преобразилась?
– Мы были прекрасно готовы к финалу. Но надо отдать должное и Анатолию Давыдову, нашедшему слова, которые нам помогли реализовать свое преимущество. Хотя он ничего особенного и не сказал. Лишь то, что надо успокоиться и показать свою силу, ведь шанс завоевать Кубок России выпадает, возможно, один раз в жизни. Не забыть мне и слов работавшего тогда в «Зените» спортивным директором Юрия Андреевича Морозова, который отметил, что питерский клуб до этого выигрывал хрустальный трофей аж 55 лет назад.

– Как-то отметили успех?
– Нет, просто посидели, поужинали. Шампанское, вино – все было, но мы понимали, что через два дня нам играть в Нижнем Новгороде. Кстати, там мы уступили 1:2, как сейчас помню, минуты за две до конца встречи Арсен Аваков забил нам второй гол, я немного не дотянулся до мяча. Видно, все-таки массу эмоций и сил отдали в финале, не успев подзарядить батарейки.

– Почему, на ваш взгляд, в чемпионате России-99 «Зенит» довольствовался лишь 8-м местом?
– Эта позиция не была нашим пределом. Возможно, сыграло свою роль то, что мы выиграли Кубок России и какого-то запала не хватило на чемпионат. Может быть… Учитывая сегодняшние возможности «Зенита», не понимаю, почему команда пока не может набрать ход. Я считаю «Зенит» ведущим клубом России, и он должен бороться только за золотые медали.

Самоотдача и дисциплина у нас были выше
– Сезон-2000 начался для вас неудачно. В контрольной игре получили травму. Что было дальше?
– Действительно, на сборах в матче с кишиневским «Нистру» получил травму колена, полетел мениск. Меня прооперировали. Вроде бы начал восстанавливаться, поехал на третий сбор с командой в Голландию, но в конце сбора за пять дней до старта чемпионата опять получил травму. Лечился, нашел в себе силы восстановить кондиции.
Потом играл за вторую команду «Зенита», но продолжить выступать на высоком уровне уже не смог. Я очень благодарен Виталию Мутко и покойному Юрию Морозову, которые дали мне шанс еще играть, я даже выходил в матче Кубка Интертото в английском Брэдфорде.

– Вам Виталий Мутко не предлагал новый контракт?
– Повторюсь, я имел возможность остаться одним из ассистентов наставника. Но решил вернуться в Запорожье. Прошел сборы с «Металлургом», подписал контракт. Не хочу углубляться в подробности, но соглашение вскоре было расторгнуто, и я стал одним из помощников главного тренера Мирона Маркевича. Потом пришел Олег Таран, работал с ним, мы заняли четвертое место и выступали в Кубке УЕФА.
«Металлург» тогда обыграл в квалификационном раунде мальтийскую «Биркиркару» – 3:0 и 0:0 и вышел на очень сильный тогда английский «Лидс», которому уступил – 0:1 и 1:1.

– Кто из наставников «Зенита» в вашу бытность – Бышовец, Давыдов или Морозов – наиболее запомнился своей методикой работы?
– Ближе моему пониманию футбола методика работы Анатолия Бышовца, но и Юрий Морозов – величайший человек и специалист, который, как вы помните, долгое время работал с Валерием Лобановским. Именно Морозов раскрыл талант многих молодых футболистов. Он приложил руку к становлению Аршавина, Кержакова, Быстрова. Он верил в них, давал шанс.

– С кем-нибудь из бывших партнеров по «Зениту» поддерживаете отношения?
– Созваниваюсь с Александром Спиваком. Вместе играли с Геной Поповичем, он был потом администратором команды, но сейчас у нас связь оборвалась. Общаюсь с Александром Горшковым, а также с Ромой Березовским, который живет в Москве и играет за «Химки». Перезваниваемся с нынешним наставником «Динамо» Андреем Кобелевым, с помощником Анатолия Бышовца в «Локомотиве» Василием Кульковым.
– Что отличает «Зенит», в котором вы выступали, от нынешнего?
– Та команда, в которой играл я, отличалась высокой дисциплиной, неуступчивостью, самоотдачей, как на тренировках, так и в играх. Сейчас смотрю, нет той отдачи, которая присутствовала тогда. У нас не было таких материальных возможностей, но стремление доказать, что мы сильнее, лучше, присутствовало в избытке.

Донецк – Запорожье