Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
21 Sep 2011, 15:25Общество
Сегодня «Праздник всемирной радости»
Сегодня православные всего мира отмечают один из главных церковных праздников
Сегодня православные христиане отмечают большой праздник – Рождество
Пресвятой Богородицы (полное название – Рождество Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии), входящий в число т. н.
двунадесятых, т. е. 12 важнейших после Пасхи церковных праздников. При
этом этот торжественный день относится к числу т. н. непереходящих (т.
е. имеющих фиксированную дату) праздников – отмечается 8 сентября по
юлианскому календарю (соответственно, 21 сентября по новому стилю).
Дева Мария родилась в Палестине, в небольшом галилейском городе
Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким (из рода пророка и царя
Давида) и Анна (из рода первосвященника Аарона). Супруги были бездетны,
но не теряли надежды на милость Божию и дали обет посвятить Богу для
служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Отсутствие детей
считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и
праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих
соотечественников.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли
преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому
званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа
Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть:
молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария,
через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не
только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как
воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей
Христа во Вселенную во спасение душ наших». Святой Иоанн Дамаскин в
«Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» говорит: «Настоящий праздник
есть для нас начало всех праздников. День Рождества Пресвятой Богородицы
есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род
человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы –
Матери Иисуса Христа – не было событием случайным и обычным, ибо Ей была
отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения
человечества. Основную мысль этого дня писатель IX в., святитель Фотий,
Патриарх Константинопольский, выразил в следующих словах: «Настоящее же в
честь Девы празднество... справедливо почитается днем спасения всего
мира».
«Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в райском саду, где не было
ни зла и насилия, ни зависти и вражды, ни болезни и смерти, но царила
любовь. Людям было заповедано заботиться о саде и питаться плодами со
всех его деревьев, за исключением одного – дерева познания добра и зла.
Бог предостерег Адама: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь» (Быт. 2, 17). Но дьявол лукаво склонил Еву к нарушению этой
заповеди. Она вкусила плод с запретного дерева и убедила Адама сделать
то же самое.
Так смерть вошла в человеческую жизнь. Люди не смогли раскаяться в
соделанном и были изгнаны из рая. После смерти души всех людей без
исключения попадали в ад. Так было до тех пор, пока не родилась
Пречистая Дева, Которая могла послужить воплощению Сына Божия. За свою
праведность и величайшее смирение она сподобилась стать земной Матерью
Богочеловека Иисуса Христа, Который победил смерть и открыл двери рая
для каждого человека. Вот почему великий и радостный день Рождества
Пресвятой Богородицы является началом нашего спасения», – напоминает в
своем праздничном послании митрополит Калужский и Боровский Климент.
Необходимо особо отметить, что Рождество Пресвятой Богородицы, как и остальные т. н. «Богородичные праздники», имеет особое значение в духовной жизни русского народа.
С первых лет крещения Руси культ Cвятой Девы Богородицы приобрел
колоссальное значение в духовной жизни русского народа. Одна из первых
церквей в Киеве – Десятинная, построенная, как считается, еще при князе
Владимире, посвящена Богородице. В XII в. Андрей Боголюбский, согласно
традиционной исторической версии, ввел в русский церковный календарь
праздник Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства
Божией Матери Русской земле. Им же во Владимире будет воздвигнут
белокаменный Успенский собор, который после перенесения туда из Киева
иконы Владимирской Божией матери будет именоваться Домом Богородицы.
К числу Богородничных праздников, отмечаемых Русской православной
церковью, относятся Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября по
юлианскому календарю / 21 сентября по григорианскому календарю); память
Ее родителей, Святых Праведных Иоакима и Анны (9 сентября / 22
сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4
декабря); Зачатие Праведной Анной Пресвятой Марии (9 декабря / 22
декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января);
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля); Похвала
Пресвятой Богородицы (суббота Акафиста) (5-я суббота Великого поста);
Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у
Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля / 15
июля); Успение Праведной Анны (25 июля / 7 августа); Успение Пресвятой
Богородицы (15 августа / 28 августа); Положение пояса Пресвятой
Богородицы в Халкопратии (31 августа / 13 сентября), а также
многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери.
Как писал профессор А.Г. Кузьмин, «культ Богородицы характерен для
древнерусского общества именно потому, что восходил он через
Параскеву-Пятницу к древним земледельческим культам, где «мать сыра
земля» занимала первостепенное место. И недаром именно Богородице на
Руси посвящались многие храмы. Когда при Ярославе под влиянием
Константинополя стали строить храмы в честь «Софии Премудрости Божией»,
на Руси даже не осознали, что греческая «София» – это «мудрость Христа».
На Руси почти изначально «София» воспринималась как женское существо и
отождествлялась с Богородицей».Справка: В народном календаре 21 сентября – последний день бабьего лета и начало осени, а также праздник урожая. Кроме того, именно с этого дня с 862 года ведётся история Русского государства.А в 1380 году в этот день произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. С 2010 года по инициативе ряда молодёжных организаций этот день стал Днём русского единства.
Сегодня православные христиане отмечают большой праздник – Рождество
Пресвятой Богородицы (полное название – Рождество Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии), входящий в число т. н.
двунадесятых, т. е. 12 важнейших после Пасхи церковных праздников. При
этом этот торжественный день относится к числу т. н. непереходящих (т.
е. имеющих фиксированную дату) праздников – отмечается 8 сентября по
юлианскому календарю (соответственно, 21 сентября по новому стилю).
Дева Мария родилась в Палестине, в небольшом галилейском городе
Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким (из рода пророка и царя
Давида) и Анна (из рода первосвященника Аарона). Супруги были бездетны,
но не теряли надежды на милость Божию и дали обет посвятить Богу для
служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Отсутствие детей
считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и
праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих
соотечественников.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли
преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому
званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа
Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть:
молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария,
через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не
только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как
воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей
Христа во Вселенную во спасение душ наших». Святой Иоанн Дамаскин в
«Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» говорит: «Настоящий праздник
есть для нас начало всех праздников. День Рождества Пресвятой Богородицы
есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род
человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы –
Матери Иисуса Христа – не было событием случайным и обычным, ибо Ей была
отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения
человечества. Основную мысль этого дня писатель IX в., святитель Фотий,
Патриарх Константинопольский, выразил в следующих словах: «Настоящее же в
честь Девы празднество... справедливо почитается днем спасения всего
мира».
«Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в райском саду, где не было
ни зла и насилия, ни зависти и вражды, ни болезни и смерти, но царила
любовь. Людям было заповедано заботиться о саде и питаться плодами со
всех его деревьев, за исключением одного – дерева познания добра и зла.
Бог предостерег Адама: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь» (Быт. 2, 17). Но дьявол лукаво склонил Еву к нарушению этой
заповеди. Она вкусила плод с запретного дерева и убедила Адама сделать
то же самое.
Так смерть вошла в человеческую жизнь. Люди не смогли раскаяться в
соделанном и были изгнаны из рая. После смерти души всех людей без
исключения попадали в ад. Так было до тех пор, пока не родилась
Пречистая Дева, Которая могла послужить воплощению Сына Божия. За свою
праведность и величайшее смирение она сподобилась стать земной Матерью
Богочеловека Иисуса Христа, Который победил смерть и открыл двери рая
для каждого человека. Вот почему великий и радостный день Рождества
Пресвятой Богородицы является началом нашего спасения», – напоминает в
своем праздничном послании митрополит Калужский и Боровский Климент.
Необходимо особо отметить, что Рождество Пресвятой Богородицы, как и остальные т. н. «Богородичные праздники», имеет особое значение в духовной жизни русского народа.
С первых лет крещения Руси культ Cвятой Девы Богородицы приобрел
колоссальное значение в духовной жизни русского народа. Одна из первых
церквей в Киеве – Десятинная, построенная, как считается, еще при князе
Владимире, посвящена Богородице. В XII в. Андрей Боголюбский, согласно
традиционной исторической версии, ввел в русский церковный календарь
праздник Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства
Божией Матери Русской земле. Им же во Владимире будет воздвигнут
белокаменный Успенский собор, который после перенесения туда из Киева
иконы Владимирской Божией матери будет именоваться Домом Богородицы.
К числу Богородничных праздников, отмечаемых Русской православной
церковью, относятся Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября по
юлианскому календарю / 21 сентября по григорианскому календарю); память
Ее родителей, Святых Праведных Иоакима и Анны (9 сентября / 22
сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4
декабря); Зачатие Праведной Анной Пресвятой Марии (9 декабря / 22
декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января);
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля); Похвала
Пресвятой Богородицы (суббота Акафиста) (5-я суббота Великого поста);
Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у
Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля / 15
июля); Успение Праведной Анны (25 июля / 7 августа); Успение Пресвятой
Богородицы (15 августа / 28 августа); Положение пояса Пресвятой
Богородицы в Халкопратии (31 августа / 13 сентября), а также
многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери.
Как писал профессор А.Г. Кузьмин, «культ Богородицы характерен для
древнерусского общества именно потому, что восходил он через
Параскеву-Пятницу к древним земледельческим культам, где «мать сыра
земля» занимала первостепенное место. И недаром именно Богородице на
Руси посвящались многие храмы. Когда при Ярославе под влиянием
Константинополя стали строить храмы в честь «Софии Премудрости Божией»,
на Руси даже не осознали, что греческая «София» – это «мудрость Христа».
На Руси почти изначально «София» воспринималась как женское существо и
отождествлялась с Богородицей».Справка: В народном календаре 21 сентября – последний день бабьего лета и начало осени, а также праздник урожая. Кроме того, именно с этого дня с 862 года ведётся история Русского государства.А в 1380 году в этот день произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. С 2010 года по инициативе ряда молодёжных организаций этот день стал Днём русского единства.