Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
12 Nov 2011, 12:35Общество
Стенания по мове
Ждал я дня украинского языка только с одной целью — заполучить очередную какую-нибудь идиотскую выходку от наших национал-ушибленных патриотов. День ожиданий не обманул: помимо заурядных и привычно-скучных мероприятий по подтверждению собственного диагноза, проведённых яворивскими и тягнибоками, он принёс два выбрыка, заслуживающих особого внимания. Но, прежде чем писать о них, упомяну о радостном известии: небезызвестное существо с фамилией Фарион решило снова отправиться в нацистское турне по детским садам. Почему известие радостное? Потому, что есть надежда, что ей наконец-то переломают ноги.
Но это — дело будущего. А во вчерашних делах у нас значатся, как уже писалось, два значительных события. Первое — это презентация «результатов исследования» «Положение украинского языка в Украине в 2011-м году». Некое движение добровольцев «Пространство свободы» накомпилировало разные результаты чужих исследований и «собственных анализов» (не тех!), и пришло к выводу, что положение украинского языка ухудшилось. А в интерпретации дружественных авторам исследования национал-ушибленных интернет-сайтов, «в независимой Украине действуют мощные факторы русификации». Вот как. Страшно жаль, что эти факторы всё время действуют где-нибудь далеко от тех, кому это так необходимо. От нас. Прямо хоть бери и а-ля Диоген ищи с факелом эту чёртову русификацию.
Что расстроило «исследователей» в первую очередь? То, что большая часть книг, газет и журналов в нашей стране издаётся на русском языке. Наряду с телеэфиром, который «украиноязычен» лишь на 22%, это способствует «формированию представлений о второсортности украинского языка». Не знаю, не знаю. Во-первых, методы подсчёта у этих товарищей весьма своеобразны — судя по всему, если в каком-нибудь ток-шоу кто-то из гостей говорит на русском языке, передачу немедленно записывают в «двуязычные» (что, сами понимаете, тоже катастрофично). А во-вторых, ничто так не способствует вышеупомянутому формированию, как деятельность украинских нацпатриотов. Любой человек, который включает СТБ или ICTV, немедленно понимает: то, что там выдают за украинский язык, не просто второсортно, оно вообще не поддаётся сортировке.
Авторы, правда, признают, что в кинопрокате и среднем образовании украинский язык доминирует. Но, видимо, недостаточно (это при 82% школьников, обучающихся на украинском языке!). Надо, чтобы доминирование было стопроцентным. Везде — поскольку их возмущает и то, что в быту слишком многие пользуются русским языком (притом, что приводятся совершенно недостоверные данные о 53% общающихся на украинском языке в быту). Они приводят данные о том, сколько школьников выбрали тесты по математике на украинском языке — большой процент, больше восьмидесяти. Хотя процент этот не показывает ничего — кроме того, что гигантское количество детей было просто запуганы родителями, учителями и прочими «агентами социализации», убедившими их, что на русском языке писать, так сказать, чревато. Об этом авторы «исследования», естественно, предпочитают не говорить.
Зато приводят вот такой перечень изменений в «правовом положении» украинского языка:
Негативні:
— українською мовою в суді можуть не користуватися не лише особи, які нею не володіють, а будь-хто
— відмова від переведення незалежного зовнішнього оцінювання знань випускників шкіл на українську мову
— рішення органів самоврядування на Донбасі, в Криму, Одеській та Запорізькій областях про надання особливого статусу російській мові.
— масове переведення шкіл з українською мовою навчання в розряд двомовних (з російськими класами) — особливо в місті Одесі.
позитивні
— зміни до Закону «Про кінематографію»: національні фільми, що мають право на податкові пільги, повинні бути зняті українською мовою
— збільшення кількості українських шкіл на Донбасі.
Особенно радуют глаз последние два «негатива». Если бы ещё от них был хоть какой-то результат на практике, тогда ещё ладно. А так... Наличие русских классов в школе никак не влияет на статус украинского языка. А решения органов самоуправления практически ни на что не влияют. Как раньше, так и сейчас: русскоязычный садик — проблема. Русскоязычная школа или хотя бы класс — проблема. И если отсутствие фильмов в кинотеатрах с русским дубляжом — потеря из разряда «переживём», то с образованием, знаете ли, всё иначе.
Что особенно любопытно в «исследовании» — так это то, что авторы цитируют в презентации Конституцию. Статью 10. Полагая, что она говорит в их пользу. А на деле всё не так. Ибо в статье констатируется госстатус украинского (да пожалуйста, пусть хоть имперский статус припишут) и свободное развитие, использование и защита русского языка и других языков национальных меньшинств. А свободное развитие и использование никаких ограничений не подразумевает. Поэтому то, чему так радуются авторы «исследования», антиконституционно. И не надо ссылаться на перепись с её «двумя третями украинцев по национальности». Всем известно, как эта перепись проводилась, и для чего вообще проводятся переписи. И не надо ссылаться на глупейшие статьи на TEXTY.org.ua, где доказывается, что Бельгия и Канада ужасно плохо живут из-за двуязычия. Правильно! Плохо живут! И мы хотим так плохо жить. Украина развалится в результате двуязычия? Ну, что ж, это — потребности населения, куда ж деваться. И потом, никто ведь не настаивает на двуязычии. Пускай будет монолингвизм — у нас на Левобережье русский, а у них там какой хотят...
А я плавно перейду от привычно невменяемых к непривычно оригинальным. В этой номинации у нас вчера отметился кто? Правильно, дорогой президент. За последние несколько месяцев каждое выступление Виктора Фёдоровича наводит на подозрения о том, что он — замаскированный Андреевич... Мало того, что он самоотверженно вписал Павлычка и Драча в число тех, кто развивал «те велике надбання, яке принесли в Київську державу пращури» (о чём он?! что они такое принесли в эту самую сомнительную державу) — чувствуется рука Ганны Геббельсовны. Так после этого ещё и заявил, что «Ціла плеяда великих письменників, поетів, драматургів і нині дбають про розвиток і збагачення нашої писемності, нашої мови та культури». Во как. Это что ж за плеяда такая? Как говорится, кто здесь? Загребельный уже ничего не пишет, Костенко и раньше-то читать было сложно, кто ж остаётся? Э-э, Андрухович, Жадан, Забужко, Кокотюха, Карпа, Роздобудько?.. Вот плеяда — так плеяда. Эти разовьют! И обогатят. В жёсткой конкуренции с Яворивским, Шкляром и вышеупомянутым Павлычкой. Ёлки-палки, лучше бы Янукович о Чехове что-нибудь рассказал!
А вывод из этих забавных событий очень простой. Независимо от того, кто играет роль президента, в этом государстве половина (минимум) его населения остаётся чужаками. Я нас имею в виду, тех, кто говорит на русском языке (зная, как правило, украинский куда лучше национал-ушибленных), тех, кто не обязательно являясь русским, гораздо более близок русской культуре (в максимально широком смысле), чем какой-либо другой. В этом государстве мы чужие. Следовательно, нам нужно другое государство. Территория-то нас более, чем устраивает. Да и присоединяться куда-либо пока, может быть, ещё не время. А вот кое-что перекроить уже давно не мешает. Причём, заметьте, методы из разряда «а давайте проголосуем за...» уже давно не срабатывают. Значит, нужны другие методы. Какие? Да чего спрашивать об очевидном...
Артём ЛИТОВЧЕНКО