Выбор редакции
Лента новостей
Дональд Трамп атаковал «глубинное государство», которое пыталось его убить
09.02
Для киевских путчистов безоговорочная капитуляция, а не сделка
07.01
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
13 Jul 2007, 09:13Общество
В нашей области количество зеленых насаждений в два-три раза меньше нормы

Обычно, заполучив землицы, народ тут же бросается гробить ее подсолнечником в надежде быстро “срубить” денежку. А этот чудак-человек занимается выращиванием саженцев декоративных деревьев и кустарников.
Лекция Ковальчука

Правда, пришлось и ему на половине арендованных 20 гектаров первое время сеять тот же подсолнух, поскольку прибыль его дело начинает давать лишь через пять лет. Но теперь только гектар-полтора он оставляет под бахчу, остальная площадь - для саженцев. Ковальчук, как я понял, специалист в своей сфере: грамотный, много знающий и умеющий. Он мне целую лекцию прочитал о растениях, земле. До сих пор, к примеру, я и не ведал, что акация - это дерево-агрессор, ради собственного благополучия подавляющее остальные. А так любимые аграриями минеральные удобрения, пестициды, высокоурожайные сорта культур и интенсивные технологии их возделывания по полной программе только вредят почве.
Вдохновляет идея “питомника будущего”
За плечами у Владимира, уроженца Мариуполя, Московский лесотехнический институт. Причем, по его же признанию, выбор профессии не был осознанным, только оказалось, что попал в “десятку”. Восемна-дцать лет возглавлял он Староигнатьевское лесничество в Тельмановском районе. Принимал там пятьсот с небольшим гектаров насаждений, а сдавал свыше полутора тысяч. Да, кое-что им присоединяли, однако каждый год массивы прирастали на двадцать, тридцать и даже сорок гектаров. В худшие для экономики страны времена меньше десяти все равно не сажали.
- Так что подвигло или вынудило вас создать собственное производство? - спрашиваю у Ковальчука.
- Во-первых, при сегодняшнем финансировании и отношении государства к лесному хозяйству в целом, и к декоративному садоводству, в частности начинается деградация личности как специалиста. Хотелось бы это изменить. Второе - это желание нормально жить и зарабатывать (зарплата лесничего - 600 грн. - Прим. авт.). В-третьих, занимаюсь тем, чему учился, что знаю и умею делать лучше других.
На плантациях Владимира произрастало и растет много чего интересного. Можжевельник казацкий, магония падуболистая, биота восточная, спирея Ван-Гутта, Форчуна и японская юкка нитчатая, бирючина обыкновенная, туя западная. Не говоря уже о рябинах, кленах, тополях, акациях, черемухах. Плюс дуб, каштан, липа, жасмин, пион и прочая, и прочая. Но особо лежит у него душа к сосне крымской. Говорить о ней Ковальчук может часами, и никакой тайны это хвойное для него не представляет. Конечно, проще вырастить акацию, а “крымчанка” особого подхода требует. Да, к почве она нетребовательна, засухо-, морозо- и ветроустойчива, прекрасно чувствует себя в условиях Донецкой области. Если в кубометре городского воздуха содержится 30-40 тысяч патогенных микробов, то в таком же его количестве вокруг сосны - только пятьсот. Своими фитонцидами она подавляет кишечную, туберкулезную палочки. А приживается тяжелее всех пород. Однако и удовольствия получаешь несравненно больше, когда видишь, как тянутся к небу зеленые “ежики”. Значит, все правильно сделал, значит, можешь!
Конкурентов у Владимира в Приазовье нет. И вообще обстановка с этой отраслью в Украине минорная. Идет, по его словам, полный развал декоративного садоводства, утрачиваются уже акклиматизировавшиеся формы и виды, маточники, исчезают питомники. На внутренний рынок девяносто, а то и более процентов саженцев завозится из-за рубежа. В нашей области количество зеленых насаждений на одного человека в два-три раза меньше нормы в основном из-за отсутствия дешевого посадочного материала.
- Мы стимулируем экономику Польши, Германии, Голландии и других стран, - говорит Ковальчук, - а отечественное производство сходит на нет. Цены на заграничный товар высокие, тогда как у меня, к примеру, вполне приемлемые. В нашей зоне остался один нормальный питомник со сложившимися традициями, маточником, севооборотами, плантациями, заложенными на будущее. Это коммунальное сельхозпредприятие “Зеленхоз” в Запорожье.
Еще, как мне показалось, с некоторой долей зависти Ковальчук рассказывал о “питомнике будущего” - донецкой фабрике декоративных растений Владимира Разумовского. Там самые передовые технологии, самая лучшая техника. И мой собеседник готов потрудиться на фабрике даже бесплатно...
Татьянин лес
Земля в приглянувшейся ему когда-то Староигнатьевке тяжелая, щедро сдобренная камнями и камешками. Сушь, немилосердный зной. А плантации Ковальчука ощетинились зелеными побегами, ни былинки вредной, ни соринки. На государственные посадки смотреть больно: заросли травой, полевыми цветами по самое некуда, порой и не отыщешь уже главенствующее растеньице. Только это не вина работников гослесхоза, а беда. У них просто нет средств для ухода за насаждениями. Пять прополок надо оплатить, но из какого кошелька? Еще технику содержать, покупать горючее. Ковальчук на трудных участках лошадкой да ручным плужком управляется, а у лесхоза масштабы посолиднее. Потому, считает Владимир, выращивание леса следует отдать частным предпринимателям, как это водится в развитых странах. Держава на себя там берет лишь охрану зеленых массивов. Правда, наплыва энтузиастов что-то не наблюдается...
Вдалеке темнеет лес. “Татьянин лес”, - поясняет мой проводник. Закладывать его он начал с десяток лет назад и назвал в честь жены. Сейчас на 80 гектарах прекрасно уживаются сосна, войлочная вишня, абрикос, черемуха. А ведь там, где растет-подрастает “супружнин” лес, смытые склоны, каменные выходы на поверхность. Но любовь, как известно, способна на многое. Теперь Владимир хочет наглядно оформить это место, ну хотя бы щит красочный поставить. С Киевом, как объяснил, все согласовано.
От декоров - польза и красота
В Европе, просвещал меня новый знакомый, существуют специальные программы по улучшению плодородия почвы, и одним из важнейших мероприятий по их реализации является выращивание декоративных растений. Потому что, например, если сосна за 12 лет жизни выносит из почвы максимум шесть тонн биомассы в сухом виде, то пшеница - столько же, но за год. Технология декоративного садоводства предполагает глубокое рыхление, чем разрушается подплужная подошва, образовавшаяся при обычной вспашке. “Декоры” - единственные, кто борется с парниковым эффектом (повышенным содержанием углекислого газа в атмосфере), являются природными фильтрами. Словом, сплошная польза от них. И красота. Вы можете представить себе город, поселок, улицу, базу отдыха, усадьбу, территорию предприятия без таких растений? Вот почему саженцы пользуются огромным спросом. Вот почему деревья и кустарники “от Ковальчука” растут и радуют взор в Киеве, Донецке, Мариуполе, Запорожье, Крыму, Мелитополе, Львове, Латвии, Москве и других уголках.
А сам он настолько уверен в своей востребованности, что продлил аренду земли еще на десять лет, осенью собирается расширять ассортимент лиственных деревьев. И мечтает о том времени, когда страна будет обходиться своими силами, а не выручать чужого “дядю”. Лишь бы поддерживали у нас таких людей или, во всяком случае, хотя бы не мешали им. Единомышленники объ-единились во Всеукраинское общество производителей декоративного посадочного материала во главе с уже упоминавшимся Разумовским. Встречаются, проводят семинары, мнениями и опытом обмениваются. И верят в то, что заняты нужным делом.
...Уже покидая Староигнатьевку, узнал новость, которая меня слегка огорошила. Оказывается, Ковальчук взял в аренду на 25 лет сорок гектаров “лежавшей” земли гослесхоза и посадил свою любимую сосну. По истечении срока договора он должен передать все это хозяйство государству, которое обещает возместить затраты. Выгода арендатору - реализация древесины от санитарных рубок, прореживания, но когда это будет... Вот тут меня сомнения и взяли. Тут на день вперед боишься заглянуть, а уж на четверть века... Впрочем, Владимиру только сорок, возможно, ситуация у нас стабилизируется еще при его жизни.
Юрий ЩЕРБАК.
Фото автора.