Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
30 Jul 2007, 07:10Общество
Запорожец Роман Зозуля – лучший гимнаст Бундеслиги
Частенько бывает, что главный выбор в своей жизни многие делают случайно. И лишь потом, многие годы спустя, понимают, как эта случайность перевернула их жизнь – помогла найти себя. Вот и маленький Рома Зозуля, с пяти лет занимавшийся в футбольной секции, поначалу не думал, что его увлечение гимнастикой будет столь долгим.
– Я в детстве был егозой, не мог усидеть на одном месте, – рассказывает Роман. – Поэтому, когда в школу пришел тренер по спортивной гимнастике набирать ребят, я охотно откликнулся на его предложение. Поначалу, правда, мне гимнастика не понравилась: мы тогда больше внимания уделяли растяжке, общей подготовке, что было неинтересно. Это потом понял, что тогда закладывался фундамент для дальнейшей подготовки. А тогда я еще параллельно занимался футболом.
– Как долго удавалось совмещать футбол и гимнастику?
– До девяти лет, причем, успехи были и там, и там. Но потом мне пришлось делать выбор в пользу спортивной гимнастики. Возможно, потому, что у меня здесь было больше друзей, появилась возможность себя проявить: успешно выступать на соревнованиях и выигрывать. Хотя я едва не пожалел о таком выборе через некоторое время. Ведь перешел к другому тренеру, очень жесткому и требовательному, и как раз тогда пришлось осваивать снаряды, программы выступлений. В общем, было так тяжело, что я едва не бросил. Спас меня Андрей Левит, к которому я перешел тренироваться. Именно он сделал из меня гимнаста.
– Свой первый успех на соревнованиях помнишь?
– Мне было 11 лет, когда я стал третьим на чемпионате Украины среди ребят своего возраста. Тогда я впервые увидел своих конкурентов – гимнастов, которые умели больше, чем я. И мне страшно захотелось их догнать. О том, чтобы перегнать, я даже и не мечтал. Но все же я постоянно был призером на всеукраинских турнирах – из года в год.
– Рома, а когда впервые удалось выбраться за границу?
– В 1996 году на молодежный чемпионат Европы. Мандраж у меня был еще тот, аж трусило перед выступлениями, что, впрочем, не помешало в составе сборной занять третье место в командных соревнованиях. А вот в многоборье я стал лишь четвертым из-за обидного падения. Зато в вольных выступлениях завоевал бронзу. Это был взлет в моей карьере. Но вскоре последовал и удар – мой наставник Андрей Левит уехал работать в Польшу, где сейчас возглавляет сборную страны, которую он поднял до небывалых высот. Очень жаль, что финансовые условия не позволяют таким специалистам работать в Украине и с украинскими гимнастами. Расставание с тренером я переживал очень болезненно, тем более, что нас, молодых да юных, отправили со сборной, чтобы не мешали старшим готовиться к Олимпиаде в Атланте.
– Тренера себе быстро нашел?
– Мне повезло, что я как раз поступил в Запорожский гос. университет, где сработался с Борисом Кокаревым. Там я поддерживал форму, а в 1997 году получил вызов в сборную, которая готовилась к чемпионату мира среди взрослых. Правда, мне отводилась роль запасного, но это меня и не обижало: я ведь был в одной команде с людьми, к которым раньше даже подойти боялся. И надо же такому случиться: несколько гимнастов травмировалось, и я из запасного превратился в основного сборника. Причем, выступил, как для первого старта, неплохо – 13-е место в многоборье. После этих выступлений моим тренером стал Николай Назаренко, с который я работаю и сейчас.
– Получается, проявить себя тебе помог случай?
– Выходит, что так. Кстати, из-за травмы еще одного гимнаста я в 1998 году поехал в США на Игры Доброй воли. Там был четвертым в многоборье, и то, как мне потом объяснили, из-за того, что в призеры нужно было обязательно просунуть американского гимнаста. Четвертое место у меня было и в миксте, где я выступал в паре со своей будущей женой Олей Тесленко, о чем мы, правда, тогда еще не догадывались.
– А через два года ты добился успеха на сиднейской Олимпиаде…
– Да, к Олимпийским играм мы готовились очень долго. Но нашу команду постоянно преследовало невезение: травмы, ошибки, падения лишали нас медалей. Поэтому когда мы после квалификации в Сиднее шли на третьем месте, у всех ребят только и разговоров было: “Лишь бы не хуже!”. Но в последний день командных соревнований мы выступили настолько хорошо, что, обогнав на самую малость россиян, вышли на второе место.
– Рома, почему после Сиднея ни тебе, ни украинской команде не удалось повторить успех?
– Спортивная гимнастика – нестабильный вид спорта. Можно все идеально сделать на тренировке, а на соревнованиях упасть и остаться ни с чем. Я в многоборье реально был сильнейшим в Европе, но падения дважды, в 2002 и 2004 годах, лишали меня медалей, откидывая то на четвертое, то на шестое места. Хотя в командных соревнованиях я был бронзовым призером чемпионата мира, на чемпионате Европы выиграл состязания на брусьях. А так постоянно входил в десятку лучших в многоборье: в том числе и на Олимпиаде в Афинах.
– Тебе уже 28. Есть ли еще желание и силы выступать на высоком уровне?
– Мой возраст пока еще не критический. Можно и в 30 выступать на высоком уровне, как, например, олимпийский чемпион харьковчанин Валерий Гончаров. Он специализируется сейчас лишь на трех снарядах, но делает все на высочайшем уровне. У меня еще очень хорошая программа, да и в форме нахожусь отличной. Поэтому главная задача – попасть на Олимпиаду, удачно выступив на чемпионате мира, который пройдет этой осенью. После Пекина я уже буду решать, стоит ли выступать дальше. Если не будет сил на многоборье, то перейду к выступлениям на отдельных снарядах. В общем, посмотрим…
Цитатник
Роман Зозуля о…
…любимых снарядах: “Это брусья и кольца. Самые большие мои успехи связаны именно с ними. А самый несчастливый снаряд – это конь. Не счесть, сколько раз я с него падал на соревнованиях!”
…многоборье: “Тяжело быть специалистом по всем снарядам. Особенно сейчас, когда ужесточились требования к сложности программы. Иногда просто не успеваю везде нужные элементы наработать”.
…страхе перед выступлением: “Раньше боялся очень сильно. Сейчас – гораздо меньше. Когда готов к соревнованиям, то бояться нечего – все получится, а вот если не готов, тогда и появляется страх”.
…эмоциях: “До выступления у меня их нет. Я даже думать не успеваю во время работы на снаряде, ведь лишние мысли могут помешать. А вот после выступления всегда чувствую радость от своей работы”.
…зрителях: “Во время исполнения для меня нет ничего, кроме снаряда, поэтому выкрики зрителей даже не слышу. Но их поддержку чувствую и после выступления всегда благодарю”.
…отпуске: “У меня его нет. После соревнований могу немного отдохнуть, но форму всегда стараюсь поддерживать. Лет десять назад я мог после трех недель без тренировок на соревнованиях выступить, а если сейчас недельку отдохну – потом 20 дней буду восстанавливаться”.
…выступлениях партнеров по команде: ”Я переживаю за них так сильно, что у меня даже ладони потеют, словно они чувствуют снаряд. Лучше уж самому выступать, чем смотреть”.
Легионер без ПМЖ
1998 году Роману поступило предложение из Германии выступать за тамошний гимнастический клуб из Штутгарта. Он согласился, вот поныне каждый год три месяца проводит в разъездах по немецким городам, где проходят игры Бундеслиги – чемпионата Германии. Между прочим, в прошлом сезоне Зозуля стал лучшим гимнастом первенства.
– Я стал первым по набранным баллам, – говорит Роман, – Это как, например, в футбольном чемпионате – лучший бомбардир. За время выступлений в Германии я сменил несколько клубов, дважды становился чемпионом. Там вообще первенство проходит по интересной системе: игры проходят по выходным, одна гимнастическая команда принимает другую. Спортсмены соревнуются на разных снарядах и зарабатывают оценки по пятибалльной системе. Это очень удобно для зрителей, которые прекрасно видят, кто выигрывает. Кстати, такие встречи проходят в небольших гимнастических залах и почти всегда при аншлаге! Причем, длятся соревнования всего лишь два часа – для спортсменов это невероятно тяжело, зато для болельщиков удобно. Что и говорить, организация в Германии на высшем уровне, да и деньги там крутятся немалые.
– Гимнастам что-то перепадает?
– Там хорошо зарабатывают лишь те, кто выступает за немецкую сборную. Я получаю небольшие деньги. Для меня главное соревновательная практика, идеальные условия для тренировок, да и с питанием и проживанием там проблем нет. А вообще, Бундеслига – это хорошая школа для гимнастов.
– Рома, даже страшно спросить, где же ты живешь…
– В основном, в гостинице на базе олимпийской подготовки в Конча-Заспе, что под Киевом. В Запорожье, где я прописан, бываю редко. Ведь как только появляется свободная минута, я еду в Кировоград, где живет моя жена Оля с четырехлетним сыном Алексеем. Не нравятся, конечно, такие разъезды, но жена меня понимает – сама же спортсменка.
– Я в детстве был егозой, не мог усидеть на одном месте, – рассказывает Роман. – Поэтому, когда в школу пришел тренер по спортивной гимнастике набирать ребят, я охотно откликнулся на его предложение. Поначалу, правда, мне гимнастика не понравилась: мы тогда больше внимания уделяли растяжке, общей подготовке, что было неинтересно. Это потом понял, что тогда закладывался фундамент для дальнейшей подготовки. А тогда я еще параллельно занимался футболом.
– Как долго удавалось совмещать футбол и гимнастику?
– До девяти лет, причем, успехи были и там, и там. Но потом мне пришлось делать выбор в пользу спортивной гимнастики. Возможно, потому, что у меня здесь было больше друзей, появилась возможность себя проявить: успешно выступать на соревнованиях и выигрывать. Хотя я едва не пожалел о таком выборе через некоторое время. Ведь перешел к другому тренеру, очень жесткому и требовательному, и как раз тогда пришлось осваивать снаряды, программы выступлений. В общем, было так тяжело, что я едва не бросил. Спас меня Андрей Левит, к которому я перешел тренироваться. Именно он сделал из меня гимнаста.
– Свой первый успех на соревнованиях помнишь?
– Мне было 11 лет, когда я стал третьим на чемпионате Украины среди ребят своего возраста. Тогда я впервые увидел своих конкурентов – гимнастов, которые умели больше, чем я. И мне страшно захотелось их догнать. О том, чтобы перегнать, я даже и не мечтал. Но все же я постоянно был призером на всеукраинских турнирах – из года в год.
– Рома, а когда впервые удалось выбраться за границу?
– В 1996 году на молодежный чемпионат Европы. Мандраж у меня был еще тот, аж трусило перед выступлениями, что, впрочем, не помешало в составе сборной занять третье место в командных соревнованиях. А вот в многоборье я стал лишь четвертым из-за обидного падения. Зато в вольных выступлениях завоевал бронзу. Это был взлет в моей карьере. Но вскоре последовал и удар – мой наставник Андрей Левит уехал работать в Польшу, где сейчас возглавляет сборную страны, которую он поднял до небывалых высот. Очень жаль, что финансовые условия не позволяют таким специалистам работать в Украине и с украинскими гимнастами. Расставание с тренером я переживал очень болезненно, тем более, что нас, молодых да юных, отправили со сборной, чтобы не мешали старшим готовиться к Олимпиаде в Атланте.
– Тренера себе быстро нашел?
– Мне повезло, что я как раз поступил в Запорожский гос. университет, где сработался с Борисом Кокаревым. Там я поддерживал форму, а в 1997 году получил вызов в сборную, которая готовилась к чемпионату мира среди взрослых. Правда, мне отводилась роль запасного, но это меня и не обижало: я ведь был в одной команде с людьми, к которым раньше даже подойти боялся. И надо же такому случиться: несколько гимнастов травмировалось, и я из запасного превратился в основного сборника. Причем, выступил, как для первого старта, неплохо – 13-е место в многоборье. После этих выступлений моим тренером стал Николай Назаренко, с который я работаю и сейчас.
– Получается, проявить себя тебе помог случай?
– Выходит, что так. Кстати, из-за травмы еще одного гимнаста я в 1998 году поехал в США на Игры Доброй воли. Там был четвертым в многоборье, и то, как мне потом объяснили, из-за того, что в призеры нужно было обязательно просунуть американского гимнаста. Четвертое место у меня было и в миксте, где я выступал в паре со своей будущей женой Олей Тесленко, о чем мы, правда, тогда еще не догадывались.
– А через два года ты добился успеха на сиднейской Олимпиаде…
– Да, к Олимпийским играм мы готовились очень долго. Но нашу команду постоянно преследовало невезение: травмы, ошибки, падения лишали нас медалей. Поэтому когда мы после квалификации в Сиднее шли на третьем месте, у всех ребят только и разговоров было: “Лишь бы не хуже!”. Но в последний день командных соревнований мы выступили настолько хорошо, что, обогнав на самую малость россиян, вышли на второе место.
– Рома, почему после Сиднея ни тебе, ни украинской команде не удалось повторить успех?
– Спортивная гимнастика – нестабильный вид спорта. Можно все идеально сделать на тренировке, а на соревнованиях упасть и остаться ни с чем. Я в многоборье реально был сильнейшим в Европе, но падения дважды, в 2002 и 2004 годах, лишали меня медалей, откидывая то на четвертое, то на шестое места. Хотя в командных соревнованиях я был бронзовым призером чемпионата мира, на чемпионате Европы выиграл состязания на брусьях. А так постоянно входил в десятку лучших в многоборье: в том числе и на Олимпиаде в Афинах.
– Тебе уже 28. Есть ли еще желание и силы выступать на высоком уровне?
– Мой возраст пока еще не критический. Можно и в 30 выступать на высоком уровне, как, например, олимпийский чемпион харьковчанин Валерий Гончаров. Он специализируется сейчас лишь на трех снарядах, но делает все на высочайшем уровне. У меня еще очень хорошая программа, да и в форме нахожусь отличной. Поэтому главная задача – попасть на Олимпиаду, удачно выступив на чемпионате мира, который пройдет этой осенью. После Пекина я уже буду решать, стоит ли выступать дальше. Если не будет сил на многоборье, то перейду к выступлениям на отдельных снарядах. В общем, посмотрим…
Досье
Роман Зозуля
Роман Зозуля
- Родился 25 апреля 1979 года в Запорожье.
- Неоднократный финалист и призер чемпионатов мира, Европы и Украины, серебряный призер Олимпийских игр 2000 года в командных соревнованиях.
- Тренер – Николай Петрович Назаренко
Цитатник
Роман Зозуля о…
…любимых снарядах: “Это брусья и кольца. Самые большие мои успехи связаны именно с ними. А самый несчастливый снаряд – это конь. Не счесть, сколько раз я с него падал на соревнованиях!”
…многоборье: “Тяжело быть специалистом по всем снарядам. Особенно сейчас, когда ужесточились требования к сложности программы. Иногда просто не успеваю везде нужные элементы наработать”.
…страхе перед выступлением: “Раньше боялся очень сильно. Сейчас – гораздо меньше. Когда готов к соревнованиям, то бояться нечего – все получится, а вот если не готов, тогда и появляется страх”.
…эмоциях: “До выступления у меня их нет. Я даже думать не успеваю во время работы на снаряде, ведь лишние мысли могут помешать. А вот после выступления всегда чувствую радость от своей работы”.
…зрителях: “Во время исполнения для меня нет ничего, кроме снаряда, поэтому выкрики зрителей даже не слышу. Но их поддержку чувствую и после выступления всегда благодарю”.
…отпуске: “У меня его нет. После соревнований могу немного отдохнуть, но форму всегда стараюсь поддерживать. Лет десять назад я мог после трех недель без тренировок на соревнованиях выступить, а если сейчас недельку отдохну – потом 20 дней буду восстанавливаться”.
…выступлениях партнеров по команде: ”Я переживаю за них так сильно, что у меня даже ладони потеют, словно они чувствуют снаряд. Лучше уж самому выступать, чем смотреть”.
Легионер без ПМЖ
1998 году Роману поступило предложение из Германии выступать за тамошний гимнастический клуб из Штутгарта. Он согласился, вот поныне каждый год три месяца проводит в разъездах по немецким городам, где проходят игры Бундеслиги – чемпионата Германии. Между прочим, в прошлом сезоне Зозуля стал лучшим гимнастом первенства.
– Я стал первым по набранным баллам, – говорит Роман, – Это как, например, в футбольном чемпионате – лучший бомбардир. За время выступлений в Германии я сменил несколько клубов, дважды становился чемпионом. Там вообще первенство проходит по интересной системе: игры проходят по выходным, одна гимнастическая команда принимает другую. Спортсмены соревнуются на разных снарядах и зарабатывают оценки по пятибалльной системе. Это очень удобно для зрителей, которые прекрасно видят, кто выигрывает. Кстати, такие встречи проходят в небольших гимнастических залах и почти всегда при аншлаге! Причем, длятся соревнования всего лишь два часа – для спортсменов это невероятно тяжело, зато для болельщиков удобно. Что и говорить, организация в Германии на высшем уровне, да и деньги там крутятся немалые.
– Гимнастам что-то перепадает?
– Там хорошо зарабатывают лишь те, кто выступает за немецкую сборную. Я получаю небольшие деньги. Для меня главное соревновательная практика, идеальные условия для тренировок, да и с питанием и проживанием там проблем нет. А вообще, Бундеслига – это хорошая школа для гимнастов.
– Рома, даже страшно спросить, где же ты живешь…
– В основном, в гостинице на базе олимпийской подготовки в Конча-Заспе, что под Киевом. В Запорожье, где я прописан, бываю редко. Ведь как только появляется свободная минута, я еду в Кировоград, где живет моя жена Оля с четырехлетним сыном Алексеем. Не нравятся, конечно, такие разъезды, но жена меня понимает – сама же спортсменка.