Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
24 Nov 2017, 10:20Общество
Украина: судебную власть ждёт паралич
22 ноября Пётр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты».
В первую очередь гражданам придётся теперь больше платить за судебные услуги. Прежде чем подать на кого-то в суд, нужно будет внести залог — а вдруг вы проиграете и вам придётся оплачивать услуги адвоката ответчика. Это означает, что судиться с богатыми бедным будет совсем не по карману — у богатых свои и очень дорогие адвокаты.
Да и с адвокатами теперь не всё так просто. Раньше для защиты своих интересов в суде можно было нанять любого юриста. Теперь для защиты можно нанимать только адвокатов, имеющих этот статус официально. Опять десять раз подумаешь, прежде чем идти в суд: услуги юриста стоили куда меньше, чем адвоката.
Однако это мелочи по сравнению с тем, что «сторона обвинения, как и сторона защиты, может задавать в судебном процессе не более 10 вопросов». Если вопросов больше — это «злоупотребление». Кроме того, теперь судья личным решением может запретить фото- и видеофиксацию судебного процесса, а также выгонять зрителей из зала суда.
В суд больше не будут вызывать повестками — нужно будет регулярно посещать веб-сайт суда и проверять: а не вызвали ли вас в суд, мало ли что. А если ты в суд не явился, судебное решение примут без тебя.
Сроки расследования дел будут сокращены до трёх или шести месяцев (для особо тяжких преступлений). Если не успели предъявить подозрение — уголовное производство закрывают. Это коснётся и дел, открытых до вступления закона в силу. А таких дел очень много, например, дела по событиям майдана, экономические преступления, военные преступления. Их все закроют. «Это приведёт к параличу деятельности правоохранительных органов», — считает военный прокурор Украины Анатолий Матиос.
А самый главный итог судебной реформы — полный контроль президента над всей судебной системой. Судей Верховного суда, например, теперь будет утверждать президент.
Действие иска о «необоснованности владения активами» не будет распространяться на «связанных лиц». То есть если у коррупционера конфискуют имущество, то только то, что принадлежит лично ему. Всё, что записано на жён, детей, тётей, бабушек и прочих родственников, не подлежит конфискации. Очень удобный пункт.
Эксперты заявляют, что из закона, подписанного президентом, исчезли важные поправки, которые принимали во втором чтении. Глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин в своём блоге написал: «Речь идёт о поправке №176, которую нардепы Елена Сотник и Оксана Сыроид подали в Уголовный процессуальный кодекс. Эта поправка отменяет в УПК временное ограничение на два года при расследовании Генеральной прокуратурой коррупционных дел бывших должностных лиц, начатых до создания Антикоррупционного бюро. Она чётко определяет, что ГПУ должно закончить следствие самостоятельно, сколько бы ещё времени это ни потребовало».
Известный юрист Андрей Портнов говорит, что пропала не только эта поправка, но и другие пункты закона: «Из закона исчез целый блок поправок, а некоторые нормы прямо дописаны в текст закона без голосования в парламенте. Мы знаем об этом, но ждём текст. Конечно, мы проведём его полный анализ после публикации». Конечно, теперь анализ можно проводить сколько угодно — закон уже подписан Порошенко.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры