Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
08 Dec 2017, 15:04Общество
Немецкие социал-демократы мечут краплёные карты
Словно раскаты грома прогремели на заседании международного Берлинского внешнеполитического форума в Фонде Кёрбера 5 декабря, когда министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль выступил с речью.
Выступление это несло в себе столько прозрений, что не знающих немецких социал-демократов человек мог бы подумать о надвигающейся революции во внешней политике Германии. Ведь Зигмар Габриэль является не просто министром иностранных дел, но и одним из руководителей СДПГ, правление которой, что греха таить, уже склоняется к старым вариантам — новой «большой коалиции» с ХДС/ХСС.
Взобравшись на трибуну, Габриэль геройски рубил правду-матку: США больше не соответствуют своему месту мирового лидера и равняться на них не надо. Европа незаслуженно загнана в угол, потому что европейские политики «испытывают недостаток уверенности в себе» (намёк на американский диктат) и требуется усиление влияния ЕС.
«Германия не может позволить себе ожидать, пока Вашингтон принимает решения, — вещал З. Габриеэль. — Мир сегодня становится все более неудобным местом. И мы уже давно замечаем, что, несмотря на все наше экономическое благосостояние, никакого удобного места в международной политике для нас не находится».
Габриэль даже нарушил табу, которого давно не смеют касаться другие немецкие политики, и заговорил о создании европейской армии с немецким участием. Эти вооружённые силы придали бы политике Евросоюза больше веса и привлекли бы новые инвестиции.
Он не обошел и российскую тему, критикуя американский пакет санкций, к которому, между прочим, полностью присоединилось и правительство Германии вместе с ним самим — министром Габриэлем. «США закрепили за собой право вводить ограничения не только против российских предприятий, но и их зарубежных партнеров в энергетическом секторе. Потенциально под угрозой санкций оказываются немецкие, французские и австрийские компании, работающие над строительством «Северного потока-2».
Порой складывалось впечатление, что доклад для Зигмара Габриэля писала лидер Левой партии Сара Вагенкнехт.
Многие СМИ тут же подхватили речь ведущего социал-демократа как заявку на поворот во внешней политике будущего правительства Германии и даже стали рассуждать, как изменится Европа после этого поворота. Ведь Германия на самом деле является лидером Европейского союза.
И мало кто обратил внимание на то, что будущие партнёры СДПГ по «большой коалиции» — ХДС/ХСС — этого искрометного обращения даже не заметили. Казалось бы, этот блок, не имеющий никаких планов корректировать американо-германские отношения или что-то менять в конструкции «атлантического моста» за исключением сущих пустяков, должен был обрушиться на Габриэля с критикой и заявить: стоп, так дело не пойдёт. «Большую коалицию» не для того создают, чтобы так наплевательски относиться к позициям старшего партнёра. А социал-демократы, несмотря на задиристый тон министра, будут в ней младшими партнёрами.
Однако никаких предупреждений о том, что мы, мол, вас в свою компанию с такими заявками не возьмём, со стороны «чёрных» не прозвучало. И это плохой знак для руководителей СДПГ. Их просто не принимают всерьёз. Или точно знают, что они играют краплёными картами. Ведь их положение двусмысленно. Два предыдущих срока в составе «большой коалиции» ни к чему, кроме потери партией политического лица, не привели. Это показали итоги федеральных выборов осенью 2017 года. В партии говорят, что она не вступила, а вляпалась в союз с «чёрными». Казалось бы, с точки зрения здравого смысла вступать в ту же «субстанцию» в третий раз нельзя, так недалеко и до распада партии. Ведь наиболее принципиальные функционеры СДПГ, например Оскар Лафонтен, из неё уже давно вышли.
Однако давно обуржуазившееся руководство СДПГ никак не хочет уходить в жёсткую оппозицию, топтать ноги и рвать глотку на уличных митингах, терять благополучные социальные позиции, а главное, делать самое опасное для буржуазной партии дело — невольно взращивать новых принципиальных борцов за идеалы социал-демократии. Так, не ровен час, и пассионарные вожди появятся. Нет, господа, порядок превыше всего. Ordnung muss sein! Значит, нужно подрисовать старые засаленные карты и снова банковать ими за политическим столом.
Этому и была посвящена речь внезапно разбушевавшегося Габриэля, который в бытность свою министром иностранных дел особым рвением в разрушении прежних устоев германской внешней политики не отличался. Главная целевая аудитория его обращения — партийный базис СДПГ, в особенности социал-демократическая молодёжь, которая уже выходит с протестами против новой «большой коалиции». Молодые социалисты (Die Jusos) начали сбор подписей в Интернете под петицией «Нет Большой коалиции, за честную и заслуживающую доверия СДПГ». А лидер Jusos Кевин Кюнерт (Kevin Kühnert) выразил озабоченность тем, что «большая коалиция» воспрепятствует «срочно требующимся процессам обновления в СДПГ.
У руководителей социал-демократов есть время до марта 2018 года, когда в случае неудачи коалиционных переговоров президент должен будет объявить новые выборы. За эти три месяца руководству СДПГ предстоит сделать многое. В первую очередь убедить рядовых членов, что под своими шёлковыми пиджаками они носят рабочий комбинезон и по ночам заучивают наизусть Бад-Годесбергскую программу СДПГ (1959), в которой чёрным по белому написано о построении немецкой разновидности социализма в Германии. Дело это не простое, так как базис основательно разуверился в боеспособности своей руководящей головки. Поэтому буйные речи Габриэля должны убедить рядовых членов, что СДПГ уже достаёт стальной молоток из кармана комбинезона и вот-вот начнёт громить «атлантический мост», который многим немцам порядком надоел.
Однако история немецкой социал-демократии учит, что, как только эта партия войдёт в «большую коалицию, она тут же спрячет молоток подальше. Ведь жизнь прекрасна, в ней столько всего замечательного.
Дмитрий Седов