Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
08 Dec 2017, 21:00Общество
Скандал вокруг Иерусалима нужен Трампу для конкуренции с Путиным
Если Трамп не агент Моссада, не тайный сионист и не сумасшедший, зачем он сделал шаг, выглядящий со стороны настоящим безумием — объявил о признании Иерусалима столицей Израиля? У этого заявления, как ни странно, есть вполне рациональные резоны, связанные в том числе с позицией России и Владимиром Путиным.
Заявление президента США о признании Иерусалим столицей Израиля вызвало единодушное осуждение во всем мире — разнятся только степени возмущения словами Трампа. Но при всем понятном возмущении словами Трампа никто не дает внятного ответа на простой и самый главный вопрос: а зачем он это сделал?
Распространяемые политиками и аналитиками версии нелепы, потому что они основаны на двух утверждениях. Трамп — безумен и является марионеткой Израиля и еврейского лобби в США. Без этих двух «китов» никакого разумного обоснования у версий поведения президента США нет.
К сожалению приверженцев этих версий, нужно сразу же сообщить — Трамп не сумасшедший и не еврейско-израильский агент. Еврейская часть американской элиты в массе своей настроена категорически против Трампа. Против Трампа работали и работают практически все СМИ, принадлежащие американским евреям.
Но если Трамп не псих и не сионист, то зачем он сделал то, за что его проклинают полтора миллиарда мусульман и костерят еще миллиарды людей во всем мире?
Затем, что Трамп именно так делает дела — это его стиль. Он стал президентом США в 70 лет, и его цель «сделать Америку снова великой». То есть укрепить ее силу как национального государства и вернуть ей влияние и уважение во всем мире. Сейчас Америку все еще боятся, но в нее совершенно не верят. Не верят в ее способность отстаивать свои интересы, а главное, не видят, чтобы она сама была озабочена их продвижением. Да, еще недавно она могла вторгаться куда угодно, но что она получала от этого?
Разваленную внутриамериканскую инфраструктуру, падение уровня жизни среднего класса — на фоне того, что ее элиты фантастически богатели. Но эти «элиты» не считали американскими на сами простые жители США, ни весь остальной мир. Другие народы, как и сами американцы, видят в «американской элите» наднациональные силы, желающие контролировать весь мир, установить в нем некий глобальный, стандартизированный порядок, лишь по форме называемый «американским».
И в такой мир пришел Трамп, пообещавший его сломать. Он обещал осушить «вашингтонское болото» (то есть сменить коррумпированную и оторвавшуюся от корней американскую федеральную элиту) и поменять международные отношения, сделав так, чтобы Америка получала от них выгоду. Америка как государство, трехсотмиллионная нация, живущая и работающая у себя дома, а не между Нью-Йорком и Гонконгом. Не несущая в мир свои ценности, а возвращающая своим собственным жителям работу и уверенность в завтрашнем дне.
И именно это Трамп и стал делать, натолкнувшись в ответ на феноменальное сопротивление той самой наднациональной элиты в самих США. Ему попытались заблокировать всё, от налоговой реформы (направленной на стимулирование американских корпораций вкладывать прибыль у себя дома) до ограничения миграции. Его объявили русским агентом — как для того, чтобы дискредитировать в самих США, так и для того, чтобы не дать ему поладить с Путиным. Путин нужен был Трампу для совместной работы над перестройкой всей международной ситуации — потому что оба они заинтересованы в укреплении своих государств и в формировании нового мирового порядка.
Но у Трампа оставалось то, что он умел делать в одиночку — играть по-крупному, блефовать, давить на партнера-противника. И он стал делать именно это.
Что такое решение по Иерусалиму? То же самое, что Трамп уже год делает ситуацией вокруг Северной Кореи — максимальное обострение ситуации. «Боже мой, Трамп сумасшедший, он готов начать войну с Кимом, это же катастрофа, мир на грани гибели» — так кричат работающие на любой скандал СМИ. При этом Трамп использует тему корейской бомбы с совершенно прагматической целью — давить на Китай, чтобы поставить Пекин в позицию виноватого (этого же ваш союзник, КНДР, что же вы не можете с ним договорится?) и получать от него те или иные уступки.
Участники акции протеста в Стамбуле держат египетский флаг с изображением двух президентов: нынешнего лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и свергнутого египетского президента, ставленника «Братьев-мусульман» Мухаммеда Мурси. При Мурси отношения Египта и Израиля резко осложнились. На Эрдогана возлагают надежду как на лидера мусульманского мира, готового противостоять Израилю.
Но за год корейской истории она выдохлась и пришла к своему логическому тупику. И тут у Трамп в запасе есть еще одна тема — ближневосточная, точнее, даже мусульманская. Она еще более горячая, хотя бы потому, что в этом регионе уже давно идет война, а отношения США с исламским миром вконец испорчены. Америку мусульмане ненавидят — за поддержку Израиля, за вторжения в Афганистан и Ирак, за Сомали и Ливию, за беспилотники, за «американские ценности», навязываемые через продажные элиты. Еще и Трамп подлил масла в огонь, заявляя об ограничении миграции и даже въезда из ряда исламских стран, представляющих угрозу безопасности США. И вот теперь — Иерусалим? Почему, зачем?
А затем же, зачем и Корея, и сомнения в необходимости существования НАТО, которые Трамп высказывал в начале года. Трамп действительно не видит смысла в НАТО, но в данном случае эта тема нужна была ему, чтобы выбить из европейцев больше денег на оборону (уменьшив американские траты на Европу) и сделать так, чтобы они чувствовали себя обязанными, и легче шли на уступки в других темах, например, в торговых отношениях. Иерусалим — самая болезненная тема не только для палестино-израильского урегулирования, не только для всего Ближнего Востока, и даже не только для всего исламского мира. Тут действительно сошлись все интересы и символы.
Чтобы найти выход из тупика арабо-израильского конфликта — который способен привести к реальной мировой войне — нужно найти какое-то решение по статусу и разделу Иерусалима. Евреи не хотят отдавать старый город, который они захватили в 1967-м году, арабы никогда не откажутся от борьбы за него. Выходом мог бы стать некий международный статус старого города, города трех религий, переход контроля над ним в руки ООН, но и такие переговоры не ведутся. Не ведутся вообще никакие переговоры между Израилем и Палестиной — несмотря на то, что попытки свести вместе арабов и евреев предпринимаются постоянно.
И что сейчас делает Трамп? Своим заявлением он взрывает ситуацию — и переключает внимание с Путина, в последнее время резко усилившего свои позиции на Ближнем Востоке, на себя. Это не просто конкуренция с президентом России — это желание вернуть США статус главного модератора в этом регионе.
Да, сейчас самым влиятельным человеком здесь является Путин — победная операция в Сирии, растущие отношения одновременно с Ираном и Турцией, сближение с Египтом, сотрудничество на нефтяном рынке с саудитами, прекрасные личные отношения с иорданским королем Абдаллой, плотные контакты с Нетаньяху. Россия пробует смягчать саудовско-иранские противостояние, а если бы Путину удалось еще и стать модератором палестино-израильского диалога, то это еще больше укрепило бы ее авторитет в исламском мире.
Но Трампу нужно восстанавливать позиции США в этом мире, и вопрос Иерусалима подходит для этого идеально. Да, сейчас он вызвал огонь на себя, признав его столицей Израиля. Но когда дым от антиамериканских волнений рассеется, арабские страны снова обратят свои взоры в сторону Вашингтона — вот на что рассчитывает Трамп. И попросят его организовать переговоры с Израилем — уж коли он, Трамп, такой решительный и последовательный человек, то, может, он принудит Нетаньяху сесть за стол переговоров?
На чем основан такой расчет Трампа? На том, что в его речи о переводе посольства содержится следующий пассаж:
«Выступая с этим заявлением, я хочу предельно ясно сказать об одном. Это решение ни в коей мере не означает наш отход от стремления заключить соглашение о прочном мире.
Мы хотим содействовать заключению такого соглашения, которое станет великолепной сделкой для израильтян и великолепной сделкой для палестинцев. Мы не придерживаемся никаких позиций по вопросам окончательного статуса, в том числе, по вопросу конкретной границы израильского суверенитета в Иерусалиме и по спорным границам. Эти вопросы должны решать заинтересованные стороны.
Соединенные Штаты по-прежнему полны решимости содействовать заключению мирного соглашения, которое будет приемлемо для обеих сторон. Я буду делать все, что в моих силах, ради достижения такого соглашения. Нет сомнений, что вопрос Иерусалима будет одним из самых болезненных на этих переговорах. Соединенные Штаты поддержат решение о существовании двух государств, если на это согласятся обе стороны».
То есть Трамп прямо говорит — о статусе Иерусалима, о его разделе между Израилем и Палестиной должны договариваться арабы и евреи. Получается, что США не признали Восточный, то есть арабский Иерусалим частью Израиля. Они фактически признали столицей Израиля Западный Иерусалим, который все мировое сообщество и так признает израильской территорией.
Более того — весной этого года Россия заявила о том, что считает Западный Иерусалим столицей Израиля, а Восточный частью Палестинского государства. Да, мы при этом не говорили о переносе посольства — потому что до урегулирования статуса города между Израилем и Палестиной это все равно выглядило бы признанием израильской аннексии. Но если бы Трамп объявил только о переносе посольства, это вызвало бы массовое возмущение — но все же меньшее, чем возникло при отсутствии уточняя о западной части города.
Так почему же Трамп говорил просто об Иерусалиме, если не имел ввиду всего города? Куда пропало слово «Западный»?
Он сделал это специально — чтобы привлечь внимание, вызвать скандал.
Без этого не возник бы шанс на возвращение Америке места главного модератора палестино-израильского урегулирования. А такой шанс, по мнению Трампа, появится спустя некоторое время — когда отгремит возмущение мусульманской уммы, а Израиль согласится на переговоры. Трамп поймал Нетаньяху на наживку — теперь тому трудно будет отказать такому «великому защитнику Израиля».
Но чтобы этот план Трампа стал реальностью, ему нужно еще дождаться окончания поднимающейся сейчас бури.
Петр Акопов