Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
18 Dec 2017, 18:05Общество

Воздушный бой: F-15E на свою беду зашел в хвост Су-34

Воздушный бой: F-15E на свою беду зашел в хвост Су-34

Командование ВКС, высоко оценив боевые качества российского новейшего истребителя-бомбардировщика Су-34 в Сирии, на основании полученного опыта предложило ОКБ Сухого улучшить их. Благо, такая возможность имеется. Прежде говорилось о том, что улучшенная модификация должна появиться в 2020 году. Однако по поступившим из ОПК сведениям это может произойти и раньше. В настоящий момент Су-34 начал тестироваться с новыми авиационными средствами поражения и рядом новых или доработанных систем бортового радиоэлектронного оборудования.

Самолет приняли на вооружение совсем недавно — в 2014 году. Он должен заменить фронтовые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Су-24, которые получили боевое крещение еще в Афганской войне. Однако неверно считать Су-34 продолжением линии Су-24. Модернизация Су-24 завершилась модификацией Су-24М2. Новый истребитель-бомбардировщик стал «наследником» многоцелевого тяжелого истребителя Су-27, предназначенного для завоевания господства в воздухе.

Благодаря прекрасным маневренным способностям прототипа «Утенок», как негласно называют Су-34 за приплюснутую кабину, существенно расширил свои боевые возможности по отношению к фронтовому бомбардировщику. Он приобрел способность вести воздушный бой с «чистыми» истребителями противника. Также он может работать штурмовиком, поддерживая наземные операции. Более того, Су-34 даже более приспособлен для такой работы чем «профессиональный» штурмовик Су-25. Так, бронирование кабины «Утенка» в полтора раза мощнее. А ведь Су-25 по прозвищу «Грач» демонстрировал в Афганистане чудеса живучести.

Казалось бы, улучшать БРЭО «Утенка» особого смысла нет. Во-первых, потому, что оно совсем новое. Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году. После чего в связи с финансовыми неурядицами, а затем с максимальными усилиями ОКБ Сухого по созданию истребителя пятого поколения Су-57, «Утенка» засунули в долгий ящик. И это пошло самолету на пользу, потому что в конечном его варианте были использованы самые последние разработки концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Если бы Су-34 запустили в серию в прошлом веке, то на нем был бы установлен советский комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Сорбция», который уже не вполне удовлетворяет современным требованиям.

Теперь на Су-34 используется комплекс «Хибины», его модификация 10 В, предназначенная именно для этого истребителя. Комплекс мощный, благодаря чему Су-34 практически не уступает по возможностям специальным самолетам РЭБ. То есть в состоянии не только постоять за себя, отражая ракетные атаки истребителей противника, но и способен подавлять работу наземных зенитно-ракетных комплексов, а также самолетов АВАКС. Помимо этого «Хибины» позволяют «Утенку» решать задачи радиотехнической разведки. Разработчики комплекса утверждают, что благодаря его использованию вероятность поражения самолета системами с радиолокационным наведением снижается в 30 раз.

Среди истребителей, стоящих на вооружении ВВС США, есть близкий родственник «Утенка», предназначенный для решения тех же самых задач. Это истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle («Ударный орел»). Однако по бортовой электронике он не дотягивает до российского самолета. Прежняя станция РЭБ, явно уже устаревшая с момента ее создания в 70-е годы, начинает заменяться на новую. Но и новая станция проигрывает «Хибинам» по своим возможностям.

И еще один момент радиоэлектронного превосходства над «близким родственником». На Су-34, помимо основной РЛС, есть еще и РЛС заднего обзора. При обнаружении севшего на хвост противника Су-34 имеет возможность выпустить ракету «воздух-воздух» в заднюю полусферу. Такого нет ни у одного американского истребителя, включая самолеты пятого поколения.

Среди созданных КРЭТ средств повышения живучести летательных аппаратов есть комплекс самообороны «Витебск», который устанавливается на ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28, а также на самолеты транспортной авиации. Помимо борьбы с ракетами, имеющими радиолокационное наведения, комплекс также нейтрализует обычные тепловые и даже матричные головки самонаведения боеприпасов противника. То есть в нем используется лазерный излучатель, а также автомат выброса тепловых ловушек. «Витебск», как и целый ряд новинок КРЭТ, проходит испытание боем в Сирии.

Отзывы о «Витебске» были прекрасные. Однако в августе стало известно, что Министерство обороны предложило модернизировать комплекс. Вскоре КРЭТ сообщил о том, что в «Витебске» будет доработано. Изменения не коснутся анализатора лазерного и радиоэлектронного обручения, а также системы генерации помех. Будет расширена номенклатура «расходных средств», к которым относятся отстреливаемые и буксируемые ловушки, включая передатчики помех одноразового использования, ложные цели с аэродинамическими качествами, многоспектральные пиропатроны повышенной эффективности с управляемыми программами горения.

Можно предположить, что есть резервы для совершенствования и комплекса «Хибины». Сейчас он представляет собой два контейнера, устанавливаемые на законцовках крыла. Сравнительно недавно от источников в ОПК стали поступать сведения о том, что КРЭТ, действительно, работает над созданием дополнительного блока РЭБ, который будет устанавливаться на внешней подвеске. Его характеристики неизвестны, но он должен расширить круг задач, возложенных на «Хибины», и усилить боевые возможности комплекса.

Разумеется, есть резервы и для повышения возможностей РЛС и системы управления вооружением. Есть сведения о том, что у «Утенка» может появиться РЛС бокового обзора. И это еще больше приблизит его к самолетам пятого поколения. Собственно, и сейчас со своими двумя плюсами, приписанными к «четверке», он имеет пониженную заметность — ЭПР порядка 1 кв.м. или даже меньше. Существует крейсерский режим на сверхзвуковой скорости без использования форсажной камеры двигателя.

Необходимо сказать, что для этого истребителя существенно упростилась, по сравнению с более возрастными самолетами, процедура замены старого оборудования на новое. Дело в том, что в Су-34 БРЭО имеет открытую систему. То есть при подключении нового блока необходимо только присоединить разъем. А операционная система самолета опознает «новичка» и интегрирует его в состав бортового оборудования.

Также предполагается расширить номенклатуру вооружения за счет новых высокоточных ракет. Прежде всего, это ракеты «воздух-поверхность» большой дальности. По-видимому, речь идет о ракете Х-101. Однако есть сведения об усилении вооружения и класса «воздух-воздух». То есть «Утенка» сделают еще более универсальным, придав ему функцию завоевания господства в воздухе.

В определенной степени это симметричный ответ на модернизацию упомянутого «ближнего родственника» — американского истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle. Компания «Боинг» изготовила в единственном экземпляре прототип многоцелевого истребителя F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). И это, действительно, классный истребитель поколения 4++. У него снижена заметность — ЭПР порядка 0,5 кв.м. Это чуть лучше, чем у Су-34.

«Бесшумный орел», сохранив ударные функции «Ударного орла», должен прекрасно решать и задачу завоевания господства в воздухе. Именно на это направлена и модернизация Су-34. Разумеется, с максимально возможной для «американцев» маневренностью, поскольку до машин ОКБ Сухого он по этой части не дотягивает.

У F-15SE РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Оптико-локационная станция, позволяющая вести «охоту» с выключенным радаром. Есть станция РЭБ, как утверждают разработчики, качество которой существенно повышено по сравнению с предыдущими разработками. В общем, авионика на хорошем уровне. Причем без программных излишков и заморочек, над которыми уже несколько лет бьются программисты «Локхид Мартин», пытающиеся довести до ума F-35.

Так что у Су-34 в обозримом будущем должен появиться достойный противник. Правда, «Утенок» уже вовсю летает, и уже началось тестовое испытание его новых систем. А «Бесшумный орел» пока еще находится в боинговском инкубаторе.