Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
02 Jan 2018, 09:21Общество

Кто ушел, а кто остался на игиловской трубе?

Кто ушел, а кто остался на игиловской трубе?

ИГИЛ в Сирии прекратил свое существование. Уцелевшие игиловцы из Сирии либо уходят, либо перестают быть игиловцами.

Выглядит это так.

Состав игиловских «моджахедов» на сирийской территории изначально делился на три категории. Первая — это иракцы. Те из них, кто выжил под Дейр-Эз-Зором и Абукемалем, ушли обратно в Ирак и в последнее время развили там немалую активность. Вторая — это приезжие со всех сторон света. Часть из них убыла в свои страны, и с этим связан всплеск ликвидаций вернувшихся боевиков в том числе и на постсоветском пространстве. Другие устремились в новые точки приложения усилий международной террористической группировки, причем в первую очередь на Синай.

Завесу над маршрутами ухода игиловцев из Сирии приоткрыло турецкое информагентство «Анадолу», сообщившее недавно о трех путях перемещения «воинов халифата»: по суше через границу с Ираком и Иорданией, потом через пустынные районы на Синай, через Акабский залив опять же на Синай и, наконец, по воздуху в Ливию.

Понятно, что просто так перемещаться по территории какого-либо государства в направлении Синайского полуострова, а уж тем более по воздуху в Ливию можно лишь при условии покровительства со стороны Запада, пусть и на деньги из Катара. При всей сложности взаимоотношений ближневосточных стран друг с другом по собственной воле оказаться причастным к наступлению террористов на Египет вряд ли кто-то решился бы.

Из этой схемы частично выпадают бывшие члены ИГИЛ из числа сирийцев. Важно учитывать, что большинство из них относится к племенным союзам южной и восточной Сирии, многие являются представителями тех групп бедуинов, которые пошли в свое время на сделку с террористическим «халифатом». Сейчас они стараются пристроиться кто как может. Кто-то подался на север в ряды очередной «Новой сирийской армии», которую американцы в этот раз формируют в районе Джиср Аш-Шаддади. Другие пытаются уйти на территорию Ирака, вступая в боестолкновения с отрядами шиитского ополчения «Хашд аш-Шааби», которые поддерживаются частями регулярной иракской армии.

На восточном берегу Евфрата, в зоне, которую якобы контролируют формирования проамериканских «Сирийских демократических сил» (преимущественно курдские по составу), группы боевиков продолжают удерживать некоторые населенные пункты, видимо, еще не определившись с кем и о чем можно договориться. Бедуины вместе с семьями ушли в Сирийскую пустыню, пытаясь рассыпаться маленькими группами по клановым кочевьям и порам гор на границе песков.

Те, кто не настроен сливаться с группировками оппозиции и не видит перспектив оказаться мирным кочевником, пытаются между Абукемалем и Эт-Танфом пройти через Ирак в Иорданию. Эти группы, видимо, чересчур склонны к анархии, потому как им дорогу на Синай не открывают. Американцам пришлось даже найти в своей 55-километровой зоне «деконфликтации» в районе Эт-Танфа пещеры со складами ИГИЛ, к которым, оказывается, осиротевшие подданные Аль-Багдади периодически пытаются добраться. Тут, правда, не стоит сбрасывать со счетов и то простое соображение, что Пентагону просто выгодно держать на пороге нескольких важнейших регионов Сирии сотни мечущихся боевиков.

Есть еще и пара анклавов бывших игиловцев в западной половине Сирии.

Под Дамаском, в районе Мухайм-Ярмук (бывший лагерь палестинских беженцев), под живым щитом трех тысяч мирного населения сидит несколько сотен присягнувших в свое время «халифату» боевиков. После заявления российского руководства о разгроме ИГИЛ в Сирии, боевики в Мухайм-Ярмуке в первый раз за два года, прошедших с того момента, как они здесь появились, предприняли попытку атаковать позиции правительственных сил. Они заняли десяток ничейных домов на брошенной территории между своими и правительственными позициями на стыке Мухайм-Ярмука и района Тадамун. Через сутки ударом ополчения Дамаска они оттуда были стремительно выбиты, потеряв 20 человек. После этого группировка занялась внутренними разборками, пытаясь уничтожить группу ренегатов, решивших по-тихому сдаться правительственным войскам в населенном пункте Хаджр Аль-Асвад, расположенном западнее Мухайм-Ярмука.

Как пишут местные журналисты, игиловцам в Мухайм-Ярмуке дали просуществовать столь долго потому, что живым щитом им служат палестинцы, многие из которых поддерживают сирийское правительство. Связанные с «Фронтом освобождения Палестины» комитеты самообороны на территории той части Мухайм-Ярмука, которая находится под контролем правительственных сил, в настоящее время готовятся решить вопрос с теми из земляков, кто вступил в ряды «халифата». А вот приезжие командиры игиловцев уже куда-то пропали. Есть версия, что выход им предоставили представители «Свободной сирийской армии» в населенном пункте Ялда, находящиеся под защитой Астанинских соглашений, к которым они присоединились по протекции «Джейш Аль-Ислам», но не утратившие пока своих дурных наклонностей.

В любом случае, дни игиловского анклава в Мухайм-Ярмуке сочтены.

Другой анклав, на западе провинции Дераа, в углу, образуемом бассейном реки Ярмук между Иорданией и Израилем, состоит в основном из бывших членов «Свободной сирийской армии» и наемников неизвестного происхождения. Залог существования этой группировки кроется в таком клубке интриг, что заслуживает отдельного материала. Частично эта тема уже была затронута в статье «Медвежий угол» на юге Сирии или кое-что об отношениях между ИГИЛ и «ССА» в провинции Дераа.

В остатке сказанного получается, что представители Пентагона в чем-то правы, когда говорят, что игиловцы в Сирии еще какое-то время будут представлять собой угрозу. Только это парафраз. Парафраз того, что присутствие американских военных в Сирии еще какое-то время будет представлять собой угрозу для восстановления мира в этой стране.