Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
07 Jan 2018, 19:30Общество

Михаил Делягин о проекте «Грудинин».

Михаил Делягин о проекте «Грудинин».

«Выдвижение Грудинина от КПРФ стало неожиданностью для всех, включая штатных пропагандистов и операторов бот-сетей, продающих их мощности для текущих нужд. В результате соцсети захлестнули волны пропаганды — как «за», так и «против» Грудинина — выполненных в варварской и отвращающей модели «секты свидетелей Навального».

И сторонники, и противники Грудинина из числа пропагандистов используют 3-4 стандартных штампа (один из которых — о том, что он реабилитирует само понятие «предприниматель» — имел удовольствие первым применить я в минувшее воскресенье на программе у Соловьева, после чего он был замечен и «принят на вооружение»), причем делают это навязчиво и агрессивно. Многие (хотя, конечно, не все) из занимающихся такой пропагандой аккаунтов до этого столь же отчаянно пропагандировали других персонажей, пользовавшихся системной поддержкой, но не имеющих никакого отношения к Грудинину (включая Собчак и Навального).

Мое отношение к Грудинину:

1) Многократно наблюдая его на различных конференциях и ток-шоу, могу свидетельствовать, что он производит крайне приятное впечатление, а его взгляды в социально-экономической сфере правильны в той степени, в которой поддаются обнаружению (он бизнесмен и смотрит на мир с точки зрения бизнесмена). То, что его взгляды в области политики очевидным образом пребывают в зачаточном состоянии — естественный результат стремительности выдвижения.

2) Попытки искренне помочь ему на двух ток-шоу (в воскресенье у Соловьева и в понедельник на «Время покажет») выявили неспособность П.Н.Грудинина к политической деятельности и отсутствие у него программы. Содержательная его поддержка после ответа на вопрос о мерах в области экономической политики в стиле «мы соберем совещание и к середине февраля сможем Вам ответить», на мой взгляд, невозможна в силу объективной невозможности помочь.

3) В силу указанных причин Грудинин не может быть президентом, но своим выдвижением он сделал реальную заявку на позиции губернатора Московской области или Министра сельского хозяйства. Думаю, его реальная цель именно такова, и это ему в плюс, а не в минус.

4) Если на выборах действительно встанет вопрос о власти, надо будет поддерживать Путина как единственного, способного к управлению страной в современных условиях (при всех его недостатках и пороках: квинтэссенцию практической политики — задачу быть для мало-мальски конструктивных и разумных оппозиционеров «меньшим злом из всех возможных» — он решает идеально).

5) Если на выборах вопрос о власти будет стоять так же прозрачно, как в 2000, 2004, 2008 и 2012 годах, голосовать надо будет за Грудинина, но не в мечте о несбыточном втором туре (уж позвольте без подробностей от человека со стажем госслужбы в 13 лет внутри разнообразных «стен»), — а для демонстрации недовольства общества либеральной социально-экономической политикой: чтобы подтолкнуть власть (не будем забывать, что «президент Путин» — это институт, а не физлицо) к переходу от финансового удушения и разграбления страны по либеральным рецептам 90-х к ее комплексной модернизации. Этому мешает вопиющая неспособность Грудинина к внятному изложению содержательных программ, вызывающая периодически отвращение, — но, во-первых, это может и пройти со временем и, во-вторых, неужели кто-то думал, что Зюганов может поддержать что-то эффективное?

6) Люди, не понимающие пп.1-5 и добросовестно и рьяно агитирующие за или против Грудинина самостоятельно, своими словами и своими мыслями, — вполне нормальные и достойные люди, заслуживающие уважения и, если Вам действительно нечего больше делать, содержательной дискуссии.

7) Аккаунты, применяющие стандартные пропагандистские схемы (думаю, их число к середине января вырастет вдвое, но не больше, и останется на этом уровне) и/или ведущие себя агрессивно, — либо платные мурзилки и боты, либо зараженные наведенной эмоциональной агрессией милые, но пустые люди. Во втором случае они заслуживают сочувствия, но в обоих — автоматического бана (а в следующее Прощеное воскресенье можно будет при желании провести амнистию, хотя пока такого желания у меня не возникло).

8) Непонятность механизма победы Грудинина на праймериз Левого фронта (над сверхпопулярным у этой аудитории Ю.Ю.Болдыревым), как и выгодность его выдвижения для Зюганова, не бросает на него тени: господа, это политика. Раскапывание скелетов в его прошлом не бросает на него тени аналогичным образом: товарищи, это бизнес.

9) И последнее: скорее всего, Грудинин не имеет отношения к «секте свидетелей Грудинина». Этот проект нужен самым разным силам, способным быстро накачать громкую и неадекватную пропаганду (включая некоторые элементы администрации президента, которым он может поднять явку, — с чем очевидным образом не справляется Собчак), и мешает другим похожим силам, — которые и грызутся вокруг него, как стая бездомных собак, вызывая ужас и отвращение не только у наблюдателей, но, думаю, и у него самого (про PR он знает и умеет немного больше, чем обычный бизнесмен, и это не комплимент). Этим он принципиально отличается от других объектов слепого поклонения и слепой же ненависти, — и потому отвращение к пропагандистским истерикам (от «спасителя и объединителя всех лево-патриотических сил» до «клубничного олигарха, продавшегося азербайджанцам») не должно переноситься на него лично.»

______

Подводя черту, можно от метить главные мысли Делягина:

1. Как хозяйственник местного уровня Грудинин очень неплох, но как федерального уровня политик представляет собой в настоящий момент пустое место.

2. Всерьёз считать шансы Грудинина реальными — это быть круглым идиотом.

3. Грудинин — инструмент повышения явки.

4. Реальная цель Грудинина — губернатор области или министр сельского хозяйства — второе даже лучше, так как тут Грудинин специалист в большей степени, чем Ткачёв.

5. Голосовать за Грудинина стоит прежде всего потому, что это будет протестное голосование, способное показать Путину непопулярность в обществе его либерального курса и его либеральной команды. Если иначе до Путина не достучаться, то надо пробовать так.

6. Голосовать за Грудинина можно только до тех пор, пока победе Путина ничего реально не угрожает. Если возникнет угроза, то валяние дурака следует прекратить и голосовать за Путина.

7. То, что Грудинин более слабый политик, чем насточертевший стране и не имеющий никаких шансов Зюганов, подтверждает то, что Зюганов сам его поддержал. Всем известно, что Зюганов ревнив, как Отелло, и никогда не поддерживает тех, кто способен его затмить умом и красотой.

8. Такая комбинация очень устраивает Администрацию Президента, потому что не мешает Путину выглядеть выигрышно на фоне всех кандидатов. При этом достигается некая склока, что делает выборы похожими на настоящую борьбу с равенством шансов сторон.

9. Сам Грудинин не есть его сценический образ, в который он ещё не вжился и потому играет роль неуверенно. Это так — всякий политик не есть его имидж.

Сказанное Делягиным полностью соответствует истине. Для меня Грудинин как политик умер сразу, не успев родиться, когда сказал, что он, если станет Президентом, то сократит свою власть до размеров польского короля времён шляхты, создав Госсовет с конституционными полномочиями решать часть вопросов за Президента, и главой этого Госсовета он видит Зюганова. То есть Грудинин согласен протащить в квазипрезиденты Зюганова хоть тушкой, хоть чучелом, и быть при нём зицпредседателем Фунтом. А никем не избранный Зюганов получит часть власти президента, хотя страна за Зюганова даже и не голосовала. Вот вам очередной Гришка-самозванец на троне. Стана же, вручив просочившемуся во власть в обход всяких выборов Зюганову половину царской короны, получит в реальности целый выводок неизвестных серых кардиналов из его партийных шестёрок президиума ЦК КПРФ, влияющих на Зюганова в своих шкурных интересах, и вообще это полная чушь и идиотизм.

Это всё равно, что сказать, что Грудинин согласен спасть с женой первые пол-ночи, а на вторую половину он уступит место Зюганову. Это так, и если Грудинин не понимает, что властью, как и женой, не делятся, то ему рано жениться на России. Слабое первое лицо — смерть России. Инициатива Грудинина вовсе не есть разделение властей, это уполовинивание функций одной из ветвей власти — Верховной. Это создание шляхты с её вольностями. Польшу при таком строе кто только не имел и не делил. Теперь Грудинин из лучших побуждений готов сам отдать власть, если её получит. Это как если командующий армией станет разрешать начштаба во время боя половину команд отдавать вместо него. Я не думаю, что это способствует победе.

Поэтому я с Делягиным согласен. Легче продолжать попытки повлиять на имеющегося президента, чем снова строить такие дурацкие эксперименты. Но проблема в том, что голосуя за Путина, мы тем самым поддерживаем его либеральный курс, а голосуя за Грудинина из протестных побуждений, мы голосуем за развал системы управления страной — независимо от того, какой курс она изберёт. Хоть самый патриотичный. Как поступить в такой ситуации нормальному неглупому и честному человеку, мне лично непонятно. Компартия нами уже один раз руководила. Итог руководства — СССР мёртв уже как 28 лет. Повторить номер на бис с Россией что-то совсем не хочется. Мало кто сомневается, что Зюганов с его талантами уступать, разваливать и проигрывать, приведёт страну именно к тому, чем кончил СССР. Просто посмотрите на то, во что Зюганов превратил КПРФ — партия всегда переносит своё внутреннее управление на страну, если придёт к власти. Так вот при Зюганове с его беспартийным Грудининым Россию постигнет та же участь, что и КПРФ. Страной руководить — не речи толкать. Тут хватка нужна особая. У Зюганова её нет. У Грудинина тем более. Тем, кто имеет другую точку зрения, придётся постараться быть очень убедительными. Простая ругань будет признанием бессилия возразить по существу.