Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
17 Jan 2018, 22:01Общество

Провокация в Сирии: как США пытаются разжечь в стране новый конфликт

Провокация в Сирии: как США пытаются разжечь в стране новый конфликт

Сирии грозит новый конфликт. Арабские СМИ сообщили, что США передали курдским вооруженным подразделениям на территории республики партию ПЗРК в рамках некой «секретной сделки». Ранее коалиция во главе с США объявила, что приступила к созданию в Сирии так называемых сил безопасности границы, которые в Турции уже окрестили террористической армией. Дмитрий Родионов — о планах и целях США и печальных последствиях попытки дестабилизировать обстановку в стране, которая мечтает о мирной жизни.

Ответ на вопрос «зачем курдам ПЗРК?» вытекает из ответа на вопрос «а кто там вообще летает»?

Наши? Нет. Сирийцы? Тоже нет. Остаются турки — они там действительно летают и весьма активно. И речь идет не только о ПЗРК. В последнее время турки зафиксировали огромное количество поставленного курдам оружия — «тысячи фур».

Зачем? Странный вопрос, учитывая, что напряженность вокруг курдского анклава Африн достигла апогея со времен турецкой операции «Щит Евфрата», в ходе которой ставилась задача-минимум не допустить соединения курдских кантонов и создания Курдистана практически на всем протяжении сирийско-турецкой границы, а задача-максимум — полностью вытеснить курдов на левый берег Евфрата.

Тогда задача-максимум выполнена не была, Африн остался за курдами, что делало перспективу новой операции лишь вопросом времени. Однако начать новую военную операцию на территории суверенного государства (разумеется, без разрешения его властей) не так просто даже для такого импульсивного человека, как Эрдоган.

Для начала первой операции ему нужны были твердые международные позиции, которых к 2016 году он не имел. С США он уже успел здорово рассориться из-за демонстративной и игнорирующей все предупреждения Анкары поддержки курдов. К тому же Эрдоган едва не оказался на грани войны с Россией. В этих условиях ему просто необходимо было заручиться поддержкой одного из ключевых игроков, иначе в Сирию ему и соваться не стоило бы.

Говорить о поддержке американцев, тем более после попытки госпереворота, к которому американцы, по некоторым данным, приложили руку, и очередных споров по поводу Гюлена, которого Вашингтон категорически не хотел выдавать, уже не приходилось. Союз с Москвой и Тегераном стал для Эрдогана волшебной палочкой-выручалочкой. Ему нужна была граница. Москве и Дамаску нужен был Алеппо. Сделка состоялась и даже переросла в более долгосрочное сотрудничество в Сирии — как военное, так и дипломатическое, которое фактически лишило Вашингтон инициативы в этой стране.

Кстати, интересно, что на турецкую операцию в Сирии тогда закрыли глаза не только в России и Иране, но и в США. Просто тогда там у власти все еще был Обама, фактически уже одной ногой на пенсии, то есть сильного лидера, контролирующего ситуацию, у Америки не было, да и при Обаме они все же старались избегать радикальных шагов в стиле сегодняшнего Трампа и попросту боялись перегнуть палку в отношениях с Анкарой, которая оставалась ключевым союзником США по НАТО, местом дислокации американских ядерных бомб и т.д.

Но Трамп совсем другой человек. Он привык рубить с плеча. Признание Иерусалима столицей Израиля, решения о поставках оружия на Украину, наконец, агрессивные действия против сирийских правительственных сил в первые полгода президентства, на которые Обама так и не решился за свои восемь лет, — все это примеры того, как Трамп привык решать вопросы. Однако, если отбросить в сторону эмоциональные оценки, мы увидим вполне здравый расчет в действиях Вашингтона.

Сегодня в Сирии сложилась интересная ситуация. Война окончена, большая часть наших сил выведена. И речь идет не только о войне с ИГИЛ как с самой крупной группировкой террористов, обладающей собственной армией и другими государственными институтами. Осиным гнездом остается еще Идлиб, но решение этой проблемы — вопрос времени. В любом случае договориться об этом мы сможем без США. Это будет непросто, у сторон разные интересы, но я уверен, что мы можем самостоятельно найти компромиссы.

Война окончена, но еще несколько лет назад я писал о том, что не все так просто, и поражение крупных террористических группировок не будет означать автоматического перехода к мирному восстановлению страны.

Ведь военная победа не означает автоматического решения тех проблем, которые спровоцировали войну. Можно сколько угодно кивать на Запад как на поджигателя войны, но, согласитесь, если бы в Сирии не было проблем и все было бы благополучно к 2011 году, никто там ничего не разжег.

А значит, проблемы никуда не делись, их придется решать. Скорее всего — путем грандиозных структурных реформ политической системы и автономизации страны. Пересобрать Сирию в прежнем виде уже практически невозможно.

Сирия — огромный плавильный котел культур, народов, религий, языков. И всем этим людям придется учиться заново жить друг с другом, но уже на новых условиях.

Один из вопросов, которые предстоит решать, — это «курдский вопрос». Курды пока не настаивают на независимости, только на автономии. Впрочем, это пока, кто знает, что им там внушат и пообещают их покровители американцы?

Однако даже курдская автономия — это кость в горле и Дамаску, и Тегерану, а главное — Турции, которая готова на все, вплоть до применения военной силы, для того чтобы не допустить появления курдской автономии у своих границ, что неизбежно приведет к эскалации с курдами уже внутри Турции.

И Эрдоган, повторю, готов воевать за это, для него это вопрос жизни и смерти. Еще на днях он говорил, что готов на силовое решение вопроса с Африном и Манбиджем, а вчера после появления информации о создании США новой военизированной группировки на основе курдских формирований и вовсе обещал задушить ее в зародыше, причем, по его словам, уже в ближайшие часы.

Что это значит? Это означает угрозу начала нового вооруженного конфликта, в который так или иначе окажутся вовлечены как внутренние игроки, так и внешние. Это угроза для Дамаска, чье столкновение с курдскими интересами изначально было неизбежно, даже до того, как курды «нахапали» бывшей ИГИЛовской территории — гораздо больше, чем могут контролировать. Сейчас речь идет о нефтегазоносных землях, которые курдские силы вроде бы как должны передать под контроль правительства, но делать этого, судя по всему, пока не собираются.

Это угроза для Тегерана, который хоть и не испытывает таких серьезных проблем с курдами, как соседняя Турция или даже Ирак, тем не менее серьезно опасается появления на своих границах хоть независимого, хоть автономного Курдистана, который может стать толчком к движению за автономизацию уже и иранского Курдистана.

Это угроза для Москвы. Для нас ведь война закончилась. Налицо успехи в дипломатии и политическом урегулировании, что демонстрируется на созданной при нашем посредничестве площадке в Астане и должно быть закреплено в конце месяца в Сочи. Нам сейчас нужно запускать в Сирии политический процесс, помогать восстанавливать страну, а тут угроза новой войны. И не просто очередного витка гражданской войны в Сирии, но войны с участием нашего партнера в этой стране — Турции.

Попытки Анкары решить курдский вопрос силой, к чему их совершенно открыто и однозначно подталкивают США, могут здорово испортить нам эффект от прошлых достижений и вновь рассорить с Анкарой. Американцы это прекрасно понимают, на это и сделан расчет — когда война окончена, они начинают провоцировать новую, втягивая в нее как можно больше игроков — как внутренних, так и внешних. Причем сами как бы ни в чем не участвуют, оставаясь над схваткой.

Эрдогана нагло провоцируют. Американцам важно, чтобы войну кто-то начал. Если она начнется, Турция неизбежно увязнет в Сирии, в войну окажутся вовлечены правительственные силы, а значит Россия и Иран. А это именно то, что нам сейчас нужно в последнюю очередь. И именно то, что нужно американцам — любой ценой сорвать мирный процесс в Сирии, сделать войну перманентной, стравить друг с другом всех игроков, чьи интересы не совпадают с американскими, и получить повод остаться в регионе надолго, если не навсегда.

Собственно говоря, то же самое они делают и на Украине — вместо того, чтобы заставить Киев выполнить минские обязательства, они принимают решение о поставках воюющей стране летального, хоть и «оборонительного» вооружения. ПТРК «Джавелин», о которых идет речь там, как и ПЗРК MANPADS с ракетами «земля-воздух» курдам, — оружие вроде как «оборонительное», но подразумевающее ведение полномасштабной войны с участием танков и авиации.

Получается, американцы точно знают, что будет новая война, раз поставляют такое оружие. А точно об этом обычно знают только те, кто в ней заинтересован, — ее поджигатели.

Дмитрий Родионов