Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
18 Jan 2018, 19:33Общество
Турция и Азербайджан: песпективы отношений
Турция и Азербайджан имеют длительную историю отношений в военной сфере. Еще в 1992 г. страны подписали соглашение о сотрудничестве в области обучения и подготовки вооруженных сил. Сформулированный еще в годы президентства Эльчибея лозунг «один народ — два государства» остался важным идеологическим стержнем азербайджано-турецких отношений. Между тем, искренность этой «дружбы» постоянно ставится под сомнение как на бытовом уровне, на котором религиозные отличия (османские турки в основном исповедуют ислам суннитского толка, в то время как закавказские турки являются приверженцами шиитской ветви ислама) зачастую играют решающую роль, так и на государственном.
Новый этап военного сотрудничества между Турцией и Азербайджаном начался в 2010 г., когда страны подписали соглашение о стратегическом партнёрстве и взаимопомощи. Однако при всей важности соглашения, по оценкам экспертов, его нельзя считать полноценным договором в области обороны и безопасности, поскольку он определил лишь общие контуры военно-технического сотрудничества Азербайджана и Турции по ограниченному кругу вопросов. Значение его было в большей степени психологическим, если вспомнить, что принят он был по инициативе азербайджанской стороны в условиях беспомощности основных игроков на Южном Кавказе во время конфликта в Южной Осетии и Абхазии.
Однако при всех позитивных аспектах сотрудничества Азербайджана и Турции шансы на то, что оно перерастет в полноценную региональную военно-политическую организацию или, по крайней мере, в монолитный стратегический альянс с едиными долгосрочными целями и задачами, минимальны.
Во-первых, правительства двух этих государств враждуют, и эта вражда уже не скрывается и даже выплескивается на страницы прессы, особенно турецкой. Внешнеполитические интересы Баку и Анкары зачастую не только не совпадают, но и входят в открытое противоречие.
Во-вторых, Турция видит в порожденном ею же Азербайджане некого взбунтовавшегося выкормыша, наладившего военно-политические отношения с Израилем и пытающегося (не без успеха) влиять на внешнюю политику Анкары.
Наконец, в-третьих, Баку отказывается признать независимость Косово и Турецкой республики Северного Кипра, являющихся частью внешнеполитической деятельности Анкары, и, что не менее важно, мешает Анкаре в интеграции с Европой.
Таким образом, при всех слабостях и недостатках военно-политический союз Азербайджана и Турции является значительным фактором в системе международных отношений на Южном Кавказе и создает целый ряд угроз стабильности региона, которые требуют тщательного внимания со стороны основных региональных игроков.