Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
21 Jan 2018, 17:27Общество

Александр Роджерс. Тайная жизнь сетевых ботов

Александр Роджерс. Тайная жизнь сетевых ботов

Кто о чём, а Роджерс о «ботах». Для начала хотелось бы договориться о дефинициях. В данном случае «бот» — это не только программа, которая имитирует поведение и общение человека (в таком узком понимании этот термин уже давно никто не применяет), но и технический аккаунт, за которым не стоит живой уникальный человек, а который лишь осуществляет определённую функцию.

Соответственно, «ботовод» — это человек-оператор, который осуществляет управление ботами. В зависимости от квалификации и сложности поставленных задач один ботовод может управлять от десяти до нескольких сотен аккаунтов в различных соцсетях.

Если задача вести дискуссии — то аккаунтов у ботовода будет всего несколько (и квалификация выше), если же что-то попроще, типа голосовать в опросах или репостить определённые новости — то может быть и гораздо больше, вплоть до автоматизации процессов с помощью скриптов.

Соответственно, и боты бывают разные.

Бот-статист. Задача у самых простых, зачастую с пустыми профилями, без друзей и без аватарок — подписаться на определённые группы или персонажей, чтобы создать видимость массовки. Большинство из них после этого могут быть вообще неактивны, или, как максимум, автоматически ставить лайки под постами продвигаемых персонажей или групп (украинские политики особенно любят этим злоупотреблять, но и у персонажей типа Навального таких полно).

Рекламный бот. У этого задача рекламировать определённую продукцию. Поэтому ему нужно создать привлекательный образ (чаще всего, не заморачиваясь, ставят на аватарки фотомоделей и тому подобные фотографии), чтобы на него подписалось как можно больше людей. Одна из тактик — массово кидать запросы на дружбу, а когда люди отвечают взаимным зафрендом — отписываться, чтобы набрать больше подписчиков. А потом на стену уже постятся реклама, акции, ссылки на продвигаемые ресурсы и пропагандистские картинки (в зависимости от поставленной задачи).

Агрегаторный бот. Задача этого бота репостить сообщения с определённых сайтов или определённых групп. Обычно у таких вся стена в репостах из одной или нескольких групп. Фото на аватарке не своё (котики, пейзажи, абстракции etc.), личных записей (типа «вчера нажрался» или «какое прекрасное утро») нет. Если бот политический, то там будет сто записей, как в России жить плохо, пятьдесят «Я и моя кошка за Грудинина» или триста украинских патриотических картинок (вплоть до того, что многие могут повторяться по несколько раз).

Спам-бот. Эти, как уже ясно из названия, мусорят пропагандистскими картинками определённой тематики или ссылками на продвигаемую статью или видео. Есть такие, которые быстро вкидывают много сообщений (флейм) и их быстро банят, а есть более аккуратные, которые делают это реже и в разных местах (впрочем, у меня большой опыт модерирования различных форумов, и я такое просекаю очень быстро).

Ну и, конечно же, куда без них — бот-кукушка. Задача большинства из них — выразить своё позитивное/негативное отношение (в зависимости от поставленной задачи) к определённому явлению и создать видимость массовости этого отношения. Чаще всего боты-кукушки работают в стаях (иногда это один человек, который заходит с нескольких аккаунтов и ведёт «разговор» сам с собой).

Чтобы вы могли себе хотя бы примерно представлять масштабы явления. У одного только Бориса Филатова в Днепропетровске ещё в 2014 году было около 300 человек-ботоводов в подчинении. Соответственно, это несколько тысяч аккаунтов.

Примерно сопоставимое количество (или даже больше) — это боты в подчинении у Порошенко. Их так и называют «порохоботы».

Есть аналогичные структуры и у Тимошенко, и у других группировок (точной численности не назову, но примерный масштаб можно прикинуть).

И у Порошенко, и у Тимошенко ещё со времён до переворота на всех их публичных выступлениях и в реальной толпе обязательно была группа поддержки, которая хлопала, скандировала, выражала одобрение и одновременно подавляла любые попытки публичного выражения недовольства в толпе. Один раз я с ними даже чуть не подрался (а поскольку я тоже был на мероприятии не один, это едва не переросло в махач толпа на толпу). Но я отвлёкся.

И вот все эти тысячи аккаунтов, начиная с 2014 года, сначала все дружно были «крымчанками, дочерьми офицера, которые не хотят в Россию». Потом «донецкими шахтёрами, которые за единую Украину». И уже года два большинство из них (хотя остались и «дончане, которых бросила Россия»), переквалифицировалось в «россиян, которым плохо живётся в глубинке» и которые вещают «кто угодно, лишь бы не Путин».

А если учесть, что есть и определённое количество майданных энтузиастов, которые занимаются этим на добровольной основе, то можно говорить о том, что только с Украины десятки тысяч аккаунтов ежедневно выдают себя за «россиян, которые против Путина».

Они создавали массовку под видео Мальцева с его «Артподготовкой» (потом в реале оказалось, что на всю Россию у него всего несколько десятков сторонников), они же ожесточённо лайкают и расшаривают все видео Навального (а на его митинги в городах-миллионниках приходит по 200-300 человек).

Сейчас всем им пришла новая разнарядка, и они массово (реально тысячами) поставили себе на аватарки портреты Сталина, Гагарина (в меньшем количестве), Эрнесто Гевары или герб СССР. И все дружно рассказывают «Грудинин — наш человек».

Что самое смешное, многие из них забыли выйти из групп «Артподготовка» или «Навальный-20!8», и «коммунистическая» агитация перемежается у них с цитированием «Эха Москвы» или «Медузы».

«Патриотический майдан» в России — последняя призрачная надежда украинских майдаунов на победу. Хоть не одни будут в полной разрухе сидеть — не так обидно будет.

Но кина не будет — боты на выборах не голосуют и на улицы не выходят. Пан Мальцев из Парижу подтвердит.

Александр Роджерс