Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
20 Mar 2018, 14:29Общество
Виктор Мараховский. Большой срыв выборов в России: что пошло не так
Как выяснилось сегодня под утро, В. В. Путин установил личный рекорд — за него проголосовали 54,5 миллиона граждан. Путинские избиратели оказались также и в абсолютном большинстве, обогнав избирателей других кандидатов и тех, кто не пришел голосовать вовсе, вместе взятых.
...Несмотря на предсказуемость исхода в целом, страна по факту проснулась в новой реальности.
Как легко вспомнить, основная ставка противниками президента делалась не на альтернативных кандидатов, а на то, что Путина выберут неубедительно. То есть большинством, но крайне относительным. А значит, в эпоху 2018-2024 страна въедет с чувством некоторой неуверенности. «Несистемная» же оппозиция, согласно собственной версии, «не допущенная на выборы Кремлем», будет регулярно напоминать о слабой легитимности главы государства. И о своем гипотетическом могуществе.
Расчет на Великий Оппозиционный Бойкот оказался, конечно, большой ошибкой. Но, в принципе, основания для него имелись: как-никак результат действительно был всем очевиден заранее. И поэтому поводов никуда не ходить, а залечь дома на диване у граждан имелось достаточно. Как признался после выборов пресс-секретарь путинского избирательного штаба Андрей Кондрашов, «мы рассчитывали, что явка будет чуть более 50%».
По этому поводу антипутинская «элитная фронда» простодушно планировала элементарный подлог. То есть взять избирательскую лень и выдать ее за результаты своего бойкота. А всех не пришедших на выборы граждан записать автоматически в невидимые, но бесчисленные ряды своей базы поддержки.
По этой же причине фрондирующей элитой оппозиционные кандидаты воспринимались едва ли не с большей неприязнью, чем лично тиран. Ибо «они все кремлевские проекты, чья задача — дотащить электорат до урн и обеспечить Путину хоть какую-то явку».
Однако незадолго до выборов произошли два события, которые решительно переформатировали восприятие обществом планируемого волеизъявления.
Во-первых, президент выступил с мартовским Федеральным посланием. И под конец его выступления предстоящее голосование 18 марта как-то само превратилось в референдум о поддержке стратегического курса страны. То есть речь шла уже не о том, чтобы продлить пребывание В. В. Путина в Кремле, а о том, чтобы одобрить представленный президентом образ России, — отчасти уже воплощенный, отчасти еще воплощающийся. Со всеми заявленными мегапроектами: от инфраструктурных и научно-производственных до летающих на сверхзвуке через систему ПРО противника.
Во-вторых, конечно, несправедливым было бы преуменьшить вклад в путинский триумф западных партнеров. В первую очередь Великобритании. Оказалось, что зря в последние десятилетия о ней говорят, будто она потеряла былую хватку и уже не умеет влиять на мировые события. Оказалось, все еще умеет.
Во всяком случае, именно огненные министры Соединенного Королевства — от Б. Джонсона до Т. Мэй — сумели своей нелепой истерикой вокруг так называемого дела Скрипаля подбросить азарта избирателям российского президента. И сделать вчерашнее мероприятие в его глазах не только референдумом о поддержке курса, но и демонстрацией этой поддержки всему заинтересованному человечеству.
При этом, кстати, россиянам удалось избежать встречной истерии. Практически со всех участков очевидцы рассказывают одно и то же: не было никакой «нервной мобилизации». Граждане провели выборы спокойно, на грани расслабленности, с уверенностью в результате и в том, что этот результат никто не в состоянии аннулировать.
К ночи выяснилось, что «партии бойкота» вообще некого винить. Потому что К. А. Собчак и Г. А. Явлинский суммарно набрали куда меньше, чем ожидалось. Даже в Москве и Петербурге Ксения Анатольевна, кандидат против всех, не сумела добраться до пяти процентов. А ведь именно на обе столицы была сделана основная ставка «протестного голосования». Одновременно даже в столицах не сыграл и массовый призыв «никуда не ходить»: явка на выборах-2018 в Москве оказалась заметно выше, чем в 2012-м. Наконец, явочный успех власти не списать и на П. Н. Грудинина — он выступил даже бледнее, чем Г. А. Зюганов шесть лет назад.
...В интернете, осуществляющем нон-стоп-рефлексию общественной жизни, разворачивались одновременно драма и комедия.
В местах сбора непримиримых антигосударственников проходили в три смены плакательные сессии. «Бойкот не сработал», — жаловался друг другу международный интернационал российской оппозиции. — Посмотрите на эти ужасные непородистые лица. Именно они, это послушное множество, выбирают за нас с вами, за прекрасное, умное и трогательное меньшинство. Ужас-то какой». Попутно тут же начиналось выяснение, кто виноват. То ли те, кто призывал не голосовать (и тем самым обезвредил «весь антипутинский электорат»). То ли, наоборот, те, кто призывал голосовать (и тем самым легитимизировал избрание Путина).
Прогосударственные блогеры, в свою очередь, похохатывали и беззлобно издевались над бойкотом. При этом особенно издевались те, кто голосовал за границей. Фотографии с длинными очередями к участкам в Пхукете и Париже (с комментариями «смотрите, как лютует режим в Таиланде! Все боятся, что к ним применят «Новичок», не иначе») сменялись роликами с «похоронами российской демократии в Берлине». В этой массовой акции протеста против Кремля, состоявшейся в свободной стране с миллионами русскоязычных жителей, приняли участие до тринадцати человек под охраной семи полицейских.
Западные СМИ, с утра довольно бодро сообщавшие на главных страницах, что «в России главный противник Путина Алексей Навальный призывает не голосовать», к вечеру завяли. О результатах же российских выборов они рассказывают сегодня маленькими заголовками, закопанными куда-то в раздел «мировые новости».
...Ну а теперь — о будущем. Ближайшие шесть лет Российская Федерация, надо полагать, проживет в состоянии нового консенсуса. Ее граждане, не подстегнутые ни страхом, ни какими-нибудь свежими военными победами, сознательно решили одобрить направление развития страны.
С другой стороны — теперь можно ждать новой волны горьких прозрений со стороны западных держав, эмиграции и российской фронды. Они все опять открыли для себя ужасный факт, что В. В. Путин удерживается у власти не террором и преследованиями конкурентов, а поддержкой подавляющего большинства.
И выводы, которое сделают по этому поводу партнеры, их СМИ и их местные «прокси», тоже примерно очевидны. Носителем мирового зла является не лично В. В. Путин, а весь наш народ в целом. И поэтому церемониться с нами нечего.
Впрочем, именно потому, что сегодня народ России может на внешние крики и мнения наплевать: он и проголосовал вчера так, как проголосовал.
Виктор Мараховский
* * *