Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
24 Mar 2018, 15:42Общество

В связи с отравлением Скрипаля опубликованы сенсационные материалы дела Кивелиди

В связи с отравлением Скрипаля опубликованы сенсационные материалы дела Кивелиди

В связи с отравлением в Великобритании Сергея Скрипаля и его дочери Юлии все последние дни вспоминали об убийстве бизнесмена Ивана Кивелиди, который в 1995 году был отравлен аналогом «Новичка». Сегодня «Новая газета» опубликовала материал, который свидетельствует: химик Ринк, который недавно прокомментировал историю с «Новичком», и человек, от которого ампула с отравой попала к убийце Кивелиди — одно и то же лицо.

Ранее мы тоже обратили внимание: у химика, фигурировавшего в деле Кивелиди, и у эксперта, который недавно дал большое интервью РИА «Новости», одна и та же фамилия — Ринк. Однако в публикациях многолетней давности химика из дела Кивелиди называли Игорем Ринком, эксперта же зовут Леонид. Мы позвонили адвокату Борису Кузнецову, который защищал признанного убийцей Кивелиди Владимира Хуцишвили, чтобы уточнить имя химика. «Игорь Леонидович» — ответил адвокат. Очевидно, его подвела память.

В публикации «Новой» приводятся ранее не известные материалы дела Кивелиди, в том числе протокол допроса химика.

В недавнем интервью профессор, доктор химических наук Ринк, входивший в группу разработчиков «Новичка», рассуждает о деле Скрипаля: по его мнению, наиболее вероятный вариант отравления — веществом обработали вещи Скрипаля, его дочери, либо какую-то вещь на кладбище.

Ринк объясняет, что он 27 лет — до начала девяностых — работал в Шиханах, в институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), разрабатывал «Новичок», а затем занимался «только гражданскими биохимическими проектами».

Леонид Ринк умолчал о других деталях своей биографии.

В деле об убийстве Ивана Кивелиди говорится о том, что Ринк в период с 1999 по 2006 года давал следователям показания.

Канва событий была такова.

В 1994 году Ринк синтезировал около одного грамма отравляющего вещества нервно-паралитического действия, его разлили в несколько ампул (8-9 штук), их химик отнес к себе в гараж.

Передавая ампулы «клиентам», Ринк объяснял, какие меры безопасности нужно соблюдать при использовании вещества. А также «говорил, что признаки смерти будут как при сердечном заболевании». Вещество можно было добавить в пищу или нанести на кожу «объекта» (в последнем случае эффект проявляется в период от часа до пяти часов). Для убийства человека было достаточно одной сотой содержимого ампулы.

Леониду Ринку помогала лаборантка, которой он обещал отдельно оплатить работу и сказал, что вещество предназначается для военных. Лишних вопросов она не задавала, остальные сотрудники лаборатории на эту работу внимания не обратили.

Ампулы химик передавал «клиентам» в корпусе обычной ручки, брал за каждую от полутора до 1,8 тыс долларов.

Продажу вещества Ринк объяснил боязнью перед своим знакомым, который принадлежал к криминальному миру.

Ивана Кивелиди, как установили следователи, убило вещество, произведенное Ринком и нанесенное под резиновую 5-миллиметровую заглушку винта на трубке телефона.

Уголовное дело против Леонида Ринка было возбуждено три тогда спустя после отравления Кивелиди, в 1998-м. Выяснилось, что после смерти Кивелиди Ринк продал вещество еще и неким «лицам чеченской национальности».

Что же касается более ранних событий, то, подготовив ампулы, Ринк отдал одну из них своему знакомому по фамилии Рябов, который ему угрожал.

Год спустя другую ампулу купил «для самообороны» некий гражданин Латвии Артур Таланов, участововавший в нападении на инкассаторов, он тогда был ранен и задержан. Таланов вывел следователей на впоследствии осужденного на 9 лет за убийство Кивелиди и его секретарши Владимира Хуцишвили.

Уголовные дела против Леонида Ринка, по данным «Новой газеты», были прекращены. По словам же адвоката Кузнецова, Ринку все-таки дали условный срок.

В связи с отравлением Скрипаля все эти сведения представляют интерес в нескольких аспектах. Во-первых, становится более понятен механизм действия «Новичка» и его «фасовка». Во-вторых, продажа отравляющего вещества преступным группировкам — установленный следствием факт. И в-третьих, то, что Леонид Ринк, несмотря на свое прошлое, взялся комментировать государственному информагентству дело Скрипаля — уже само по себе удивительно.

* * *