Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
17 Apr 2018, 12:52Общество
Дмитрий Лекух. Войны за проливы 2.0
На самом деле это не просто так совпало: удивительное по наглости заявление американского адмирала Пола Цукунфта по Северному морскому пути, куда «русские должны пустить всех»; продолжающаяся суета американцев вокруг русских газовых потоков — как «Северного», так и турецких; напряженность споров вокруг Южно-Китайского моря как части так называемого «Главного морского пути»; отчаянные попытки дестабилизировать обстановку в Сирии.
Хрупкий новый мир не просто не дает кое-кому спать.
Есть версия, что это вообще извечный спор, который мы наблюдаем на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Когда знаменитый древнеримский политик, полководец и писатель Марк Порций Катон Цензорий, тогда еще не известный как Старший, каждую свою речь заканчивал знаменитым «Ceterum censeo Carthaginem delendam esse» («Также я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»), то он делал это по знакомым нам соображениям. Представитель «сухопутного и континентального» Рима прекрасно отдавал себе отчет в том, что наличие в одном Средиземноморье континентального Рима (легионеров в Риме не зря называли «мулы») и Карфагена, который гордился тем, что «никто не смеет умыться в Средиземном море без нашего разрешения», несовместимо.
Здесь дело не в разных «типах хозяйствования» и даже не в разных мифологиях. Здесь речь идет о разных «направлениях устремлений», разных жизненных укладах, разных «образах будущего».
Рим, несмотря на близость к морю, неизвестно по каким причинам — то ли в связи с плохой судоходностью «желтого Тибра», то еще чего — стал ярко выраженным образцом «континентальной», «сухопутной» цивилизации. Тут не надо ничего выдумывать, достаточно вспомнить знаменитые римские дороги, которые задают стандарты сухопутных коммуникаций и в наши дни. Как любая сухопутная цивилизация, Рим был заточен под производство — сельское ли хозяйство, ремесленничество ли.
Рим, кстати, в гуманитарном смысле был ничуть не мягкосердечнее Карфагена. Просто Карфаген был другим.
Как его «родители», Тир и Сидон, «первенцы Ханаана», Карфаген был просто ярчайшим представителем морской, торговой цивилизации. И в его задачи не входило что-либо производить, в его задачи входило исключительно торговать. Любопытная, кстати, деталь: «провинция Африка», с ее плодороднейшими землями, кормившая, по сути, всю грандиозную Римскую империю зерном, стала таковой только после разрушения Карфагена и римского завоевания.
Современные «англосаксонские» (извините) страны, несмотря на всю их показную любовь к древнеримской атрибутике (римское право, Капитолий, сенат, все дела), вне всякого сомнения, наследники не Рима, а Карфагена.
И основа их процветания вовсе не в «совершенной финансовой системе» или «господстве доллара»: по сути, США, а до них Великобритания держат за горло все человечество прежде всего за счет морской торговли.
Тут все просто: согласно базовому закону экономики, если ты контролируешь в том или ином виде свыше 30 процентов рынков, ты контролируешь и цены на этих рынках. А значит, контролируешь все.
А «морская логистика» априори самая дешевая.
И это наследники британских морских торговцев, каперов и пиратов понимают лучше других.
В случае морской торговли тут все проще и не придумаешь: основные потоки в современном мире идут, по сути, через два «бутылочных горлышка» — Суэцкий и Панамский каналы. Которые в том или ином виде контролирует Запад. И когда кто-то там «из местных» начинает по глупости качать права, как это было в той же Панаме, вопросы, ничуть не считаясь с гуманитарными глупостями, решает морской десант США.
А теперь просто представьте себе, чем для современной западной торговой цивилизации являются все эти «трансъевразийские транспортные коридоры». Китайский ли Великий шелковый, российский ли дальневосточный (через БАМ и Транссиб) или Северный морской путь. А если добавить еще и южный транспортный коридор из индийского Мумбая (Бомбея) через Иран и Каспий в Санкт-Петербург, то это вот вообще страшно.
Разорение происходит, скажем честно.
Не потому, что Суэц и Панама куда-то денутся, никуда они не денутся, просто будет утрачен контроль за торговыми потоками.
В мировой истории убивали за куда меньшее.
Поэтому столкновения не прекратятся, не сойдут на нет, они будут продолжаться, меняя облик. И чем сильнее мы будем, тем аккуратнее будут наши противники.
Дмитрий Лекух
* * *