Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
01 May 2018, 17:19Общество
Владимир Лепёхин. Проекты госпереворотов в Казахстане и Белоруссии уже разработаны и ждут повода
В Армении «бурлит» общество, а в России пытаются понять, что же происходит в Ереване. Автоматически приходит осознание того, что события «армянской весны» чем-то напоминают киевские события 4-х летней давности, ведь технология «цветных революций» — это стандартное лекало, по которому необходимо просто подобрать всего лишь цвет очередного кровавого майдана. Об ереванских событиях, армянском национализме, невмешательстве России в процесс и перспективах Армении в целом — в эксклюзивном интервью с директором Института ЕАЭС Владимиром Лепёхиным.
— Недавние события в Армении — что это было? Российское общество запуталось в догадках: майдан или не майдан? Или государственный переворот?
— События в Ереване, начавшиеся как массовый протест против премьерства Сержа Саргсяна, переросшие затем в требования назначения «народного» премьера и проведения новых парламентских выборов, — это, конечно же, майдан. Армянский майдан. Другое дело, что существуют майданы самых разных типов: как мятеж, как элемент революции, и как инструмент госпереворота. Разумеется, армянский майдан не имеет никакого отношения к революции, ибо речь не идет о смене общественных отношений в Республике Армения или же смене политического строя. Это всего лишь мятеж, который имеет тенденцию к государственному перевороту. Как и на Украине.
Украинский майдан, как классический мятеж националистов и либералов, перерос в госпереворот тогда, когда лидеры и участники майдана захватили Верховную Раду. Соответственно, сегодня мы видим, что сторонники Пашиняна захватывают Народное собрание. Правящая коалиция в парламенте распалась. Так что, в случае, если в ходе голосования за кандидатуру нового премьера в Народном Собрании возникнет новое парламентское большинство, а РПА уйдет в оппозицию, можно будет говорить о том, что в Армении состоялся государственный переворот.
— Какие общие черты с киевским майданом? Известно, что помимо пресловутого пианино, в Армении создали аналог сайта «Миротворец»...
— Организаторы армянского майдана действуют по тем же американским методичкам, что и на Украине в 2013-2014 году. Саргсян это понял: он понял, что его подводят к принятию жестких решений, после чего организаторы мятежа включат технологии эскалации насилия и провокаций, и потому ушел — не дал повода для запуска деструктивного сценария.
— В чем разница между ереванским и киевским майданами?
— Основная разница в том, что среди участников армянского майдана нет той русофобии, которая была в Киеве. В Армении нет такого числа радикальных националистов, как на Украине. Поэтому майдан в Ереване проходит весьма интеллигентно. Что не означает при этом отсутствия антироссийского содержания. Полноценное антироссийское меню будет предложено Армении уже после взятия власти в стране прозападной оппозицией и зачистки РПА и её сторонников.
— Что есть «армянский национализм»? Опять таки, можно ли его сравнить с украинским? Если да, то в чем?
— Конечно, в Армении имеется национализм, как и в любой другой стране. Различие с Украиной в том, что умеренные армянские националисты консервативного типа считают главным злом Армении Турцию, на втором месте у них по уровню ненависти стоит Азербайджан, а Россия — только на третьем месте. У радикальных националистов, подпитываемых, прежде всего, США, главным врагом считается «российская империя», а вслед за ней и все-все-все, кто вступал с Арменией в какие-то столкновения. К примеру, у меня была дискуссия с Пашиняном в 2015 году из-за Византии. Этот персонаж считает врагом Армении даже «Византийский мир» (напомню, что Византийская империя строилась при активном участии армян, в том числе — в качестве её цезарей).
К счастью, у армянского национализма нет такой кровавой истории, как у бандеровцев и других украинских националистов. Полагаю также, что большинство армян сегодня против национализма, и до такого маразма, как на Украине, дело в РА не дойдет.
— Как повлияют апрельские события в Ереване на ситуацию в Нагорном Карабахе?
— Не думаю, что апрельские события в Ереване станут для соседнего Азербайджана предлогом для обострения ситуации на границе с Карабахом. Скорее, руководство Азербайджана ожидает смены власти в Армении и прихода к руководству страной людей, готовых к переговорам с Баку и последующим уступкам. В Азербайджане помнят, что Тер-Петросян призывал вернуть Баку ряд захваченных армянами в ходе войны 1992-1994 гг. территорий, а Пашинян, как известно, был одним из адептов Тер-Петросяна. Однако, вряд ли новая власть пойдет на уступки Азербайджану, поскольку это расколет Армению.
Главная проблема армянского общества сегодня состоит в том, что пашинянцы будут пытаться зачистить карабахскую группировку во власти, и это вызовет сопротивление последних. Отсюда — перспектива установления в стране прозападной диктатуры с возможным вводом в Карабах «миротворцев» НАТО.
— Процент русофобии в Армении, как известно, ничтожен. Но при хороших денежных вливаниях извне он вполне может сыграть свою роковую роль. Существует ли такая угроза?
— Такая угроза вполне реальна. Националистов в Армении мало, но за деньги, как известно, можно сделать многое, а за большие деньги — почти все. Думаю, что сегодня все готово к тому, чтобы после утверждения премьер-министром Республики Армения Пашиняна начать постепенное выдавливание из страны российского бизнеса, пророссийских политиков и российской военной базы в Гюмри.
— Какие страны заинтересованы в раскачивании ситуации в Армении?
— В раскачивании ситуации в Армении заинтересованы как традиционные и нынешние противники Армении (Турция и Азербайджан), так и противники России. В первую очередь, американские демократы и чиновники НАТО. Впрочем, влияние Турции и Азербайджана в элитах Армении минимально, так что во всех деструктивных процессах в Армении следует искать руку Госдепа. С учетом же того, насколько мощно присутствует в РА американская дипломатия, можно утверждать, что Армения по факту — оккупированное «ненавязчивым» способом государство, так что сегодня оккупант начинает устанавливать в этой стране свои порядки.
— Некоторые эксперты склоняются к тому, что вчера — Украина, сегодня — Армения, завтра-послезавтра — Белоруссия и Казахстан. Что скажете по этому поводу?
— Нет никакого сомнения, что проекты организации майданов и госпереворотов в Казахстане и Белоруссии уже разработаны и ждут повода для запуска. В Армении такой проект был разработан сразу же, как только Саргсян начал движение в сторону парламентской республики. И как только он был утвержден премьером, проект получил отмашку.
В Казахстане и Белоруссии такого повода пока нет. Но любая системная ошибка лидеров этих стран может стать поводом для белорусского или казахстанского майдана. Впрочем, Казахстан находится ближе к предмайданной ситуации, чем Белоруссия, поскольку в этой стране прозападная элита уже во власти, и она ждет сигнала к тому, чтобы зачистить страну от «назарбаевского клана», в то время как в Беларуси прозападные политики во власти пока в меньшинстве.
— Официальная Россия не особо комментирует смену власти в Армении, очевидно давая понять, что не вмешивается во внутренние дела этой страны. Тем не менее, какая-то стратегия у РФ по этому вопросу должна быть. Как вести себя России?
— Да, российское руководство решило не вмешиваться в дела Армении. Как она не вмешивается в дела любой другой постсоветской страны. В России считают, что все постсоветские страны в той или иной степени больны постсоветским антироссийским синдромом, и не Россия должна заниматься их лечением.
Лучшие лекарства — время и собственный опыт, в том числе, опыт ошибок. Элиты некоторых постсоветских стран уже поняли, что русофобия абсолютно не обоснована, и с Россией лучше дружить. Где-то это понимание придет со временем — через разочарование в Западе и либеральных ценностях.
Так, на Украине после 23 лет паразитирования правящего класса на транзите российского газа и торговле остатками советской роскоши, элиты ударились в загул, но теперь в этой стране наступает похмелье — и Россия не собирается подносить украинской элите рассол. В Армении, увы, после 25 лет мира и кайфа кое-кому тоже захотелось «больше свободы» — и это их право. Не дело России быть доктором или санитаром.
— Как считаете, жизнь в Армении после известных событий улучшится? Ухудшится? Или ничего не изменится? Вообще, каков Ваш прогноз по этой стране?
— Прозападный путь в любой постсоветской стране ведет к тому, что начинается жесткое социальное расслоение населения с уменьшением доли богатых и ростом доли бедных. Да, сегодня Армения бедная страна, а власть в ней олигархична и приватизировала все, что может приносить доход. Но ситуация с приходом к власти либералов в РА только ухудшится. Олигархи станут еще богаче, основная масса населения — еще беднее. Это мы видим не только по Украине и странам Балтии. Аналогична ситуация в Молдове и даже в Грузии. Нам демонстрируют бурное экономическое развитие Аджарии в результате притока в неё зарубежных инвестиций, но забывают сказать, что владельцами новых бизнесов в Батуми являются в основном турки, и вообще Грузия сегодня — подневольная страна, утратившая в результате своего прозападного курса часть территорий.
Не думаю, что кто-то бросится вкладывать в Армению большие инвестиции. Напротив, первым делом армян заставят закрыть Мецаморскую АЭС (как это произошло с Ингалинской АЭС в Литве, в результате чего теперь эта страна попала в жесткую зависимость от поставщиков электроэнергии). После вывода из Гюмри российской военной базы более 5 тысяч армян потеряют работу. Могут возникнуть большие проблемы и со сбытом в РФ армянской сельхозпродукции.
Все это наверняка понимают депутаты Народного Собрания РА. И сегодня ключевой вопрос состоит в том: поддержат ли они кандидатуру Пашиняна при утверждении нового премьера в обмен на те пакеты конкретных американских долларов, которые уже раздаются в кулуарах Народного Собрания, или же предпочтут сохранить дружественные отношения с Россией и ЕАЭС в интересах независимой Армении.
Оксана Шкода
* * *