Выбор редакции
Лента новостей
Дональд Трамп атаковал «глубинное государство», которое пыталось его убить
09.02
Для киевских путчистов безоговорочная капитуляция, а не сделка
07.01
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
23 Oct 2007, 12:42Общество
Если говорить о расколе Украины, то нужно проводить его линию не по берегам Днепра, а по нескольким касательным дугам

Более того, если прослеживать географию распределения голосов избирателей, то можно заметить явные закономерности. Прежде всего – распределение избирательных голосов по выгнутым касательным дугам, где уровень поддержки той или иной партии примерно сопоставим относительно показателей областей, входящих в одну и ту же дугу.
Вторая особенность заключается в том, что распределение полученных партиями электоральных дивидендов находится в прямой зависимости от уровня доверия победителя в каждой из областей. Всего можно выделить четыре такие «дуги».
Первая – Донецкая, Луганская, Запорожская, Николаевская, Одесская области и Крым. Причем электоральная ситуация в Луганской и Донецкой областях предельно ясна, - поддержка ПР здесь составляет 73,53% и 72,05%, соответственно. За исключением Крыма, где «регионалы» получили 60,99%, тогда как в остальных областях – 52-56% голосов. В то же время БЮТ держится на уровне 14-16%, за исключением Донбасса и Крыма, где блок набрал всего 4-6%.
Данное обстоятельство объясняется наличием следующих факторов, непосредственно влияющих на выбор избирателей. Во-первых, традиционно сильные позиции КПУ, которая получает от 6 до 9 процентов голосов. Во-вторых, прирост сторонников победившей партии осуществляется за счет антиукраинской и пророссийской пропаганды, господствующей в медиа-пространстве этого региона. Такую пропаганду ведут как раз коммунисты и «регионалы», вместе получившие большую часть предвыборного пирога.
Однако необычным является рост сторонников СПУ в Донецкой области, - с 3,74 в марте 2006 до 8,03% в сентябре 2007 г. Нельзя сказать, что такой прирост стал возможным за счет «оттока» «региональных» приверженцев, - ПР потеряла только 1,58% сторонников.
Вторая дуга – Харьковская, Днепропетровская и Херсонская области, зажатые в тесные объятия Донбассом, Николаевым и Запорожьем. В этих областях ПР остановилась на пятом десятке своего рейтинга: наибольшая поддержка в Харькове – 49,6%, наименьшая – в Херсоне с 43,23%.
Популярность партии Виктора Януковича как бы спадает по мере продвижения с севера на юг. Характерной особенностью этой дуги является также то, что БЮТ здесь уже заняла прочное второе место с 16,36% в Харьковской и 23,06% в Херсонской области. Днепропетровск как бы находится в рассматриваемой триаде четко посредине – в нем проживает 20,93% «тимошенковцев».
Как видим, по отношению к БЮТ наблюдается зеркально противоположная тенденция распределения голосов, при этом рост численности проголосовавших за ЮВТ более-менее равномерен и нескачкообразен.
Полтавская и Кировоградская области непосредственно примыкают к владениям «бело-голубых». Политический выбор, сделанный избирателями в этих областях, оказался практически идентичным. Так, в Полтавской области за ПР проголосовали 24,75% пришедших на выборы, за БЮТ – 37,86%, за «НУ-НС» – 14,5%, тогда как в Кировоградской эти показатели выглядят так, – 26,99%, 37,57% и 11,67%, соответственно.
Таким образом, можно заключить, что на примере этих областей произошел «сдвиг» в сторону выбора демократических сил. Во-вторых, суммарные показатели ПР и «НУ-НС» примерно соответствуют электоральной доле БЮТ, что может говорить об идеологическом отдалении этого блока от своих оппонентов. В-третьих, если посмотреть на карту Украины, то можно провести примерно ровную линию, или даже прямую, от крайней северо-западной точки Одесской к северо-западной Харьковской области. Четко посредине этого пространства находятся Полтавская и Кировоградская области.
Поэтому именно эти украинские регионы можно считать пограничными между двумя лагерями, испытывая влияние каждого из них. Поэтому, если уж начинать разговор о расколе, то, учитывая факторы относительной электоральной «размытости» и географического расположения, речь должна идти о своеобразном переходе, «пропускном пункте» из зоны влияния одной идеократической парадигмы, предлагаемой ПР в зону идейного контроля со стороны «оранжевых».
Мы имеем дело, скорее, даже не с расколом, а с процессом постепенного идеологического ослабления «регионалов» - чем дальше по кривой «север-центр-восток», тем их влияние становится меньше.
Третья дуга – Сумская, Черниговская, Черкасская, Винницкая, Хмельницкая и Черновицкая области, где БЮТ набрал более 40%, но дотянуть до психологического рубежа в 50% не смог. Именно в этих областях обозначились четкие приоритеты голосования, зеркально отражающие тенденции Юга и Юго-востока, - место партии Виктора Януковича занял Блок Юлии Тимошенко.
Характерна и еще одна особенность, - суммарная доля «НУ-НС» и ПР постепенно уменьшается с Северо-востока на Юго-запад, стремясь к показателю в 30%, а распределение голосов между двумя этими блоками становится примерно равным. Так, если в Черниговской области ПР и «НУ-НС» получили по 20,75 и 14,85 процентов, то в Винницкой – 12,55% и 18,59%, а в Черновицкой – 16,79% и 20,32%.
То есть доля ПР постепенно уменьшается по мере продвижения на юг, а электоральная карта относительно рассматриваемых политических сил выявляется противоположной. Поэтому если в качестве объекта анализа рассматривать не ПР, когда поднимается вопрос о расколе, а «НУ-НС», то нужно говорить об относительно противоположных голосованиях между Севером и Югом в центральных областях Украины.
Следует также отметить «особый» статус Киевской области. На ее примере мы имеем безоговорочную поддержку БЮТ - 53,38% и примерно равные позиции «НУ-НС» и ПР, - 15,12 и 13,04 процентов соответственно. Такая электоральная карта является в целом традиционной для Киева – в марте прошлого года за эти партии проголосовали по 44,54, 11,63 и 9,81 процентов людей, пришедших на выборы.
Голоса за СПУ, занявших в 2006 году 3 место и получивших 10,17%, сейчас распределились между БЮТ, «НУ-НС» и ПР, что можно считать и следствием политики Леонида Черновецкого и конфликтной ситуации, которая была создана в Киевраде, и реакцией киевлян на деятельность СПУ.
Четвертая дуга – Ривненская, Волынская, Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области. БЮТ в этих регионах заняла доминирующие позиции – показатели блока колеблются от 50,38% на Львовщине до 57,59% на Волыни. Итоговые результаты «НУ-НС» здесь также наиболее высокие в Украине, - от 19,99% в той же Волынской области до 36,78% на Ивано-Франковщине, то есть «оранжевые» контролируют 75-85% электорального массива, что зеркально отражает предвыборную ситуацию на Донбассе.
Что касается Житомирской и Закарпатской областей, то полученные здесь результаты несколько выпадают из общего контекста. Если на Житомирщине ПР достигла 22,41%, и это самый высокий показатель данной партии в традиционно понимаемой Западной Украине, то в Закарпатье первые два места заняли «НУ-НС» с 31,11% и БЮТ с 28,85%.
К тому же заметим, что эти области по линии «Северо-восток – Юго-Запад» находятся друг против друга, тогда как в расположенных между ними четырех областях показатели БЮТ примерно одинаковы - 48-52%, а НУ-НС- 18-21%. То есть эти регионы повторяют аналогичную тенденцию, зафиксированную в Харьковской области и на Херсонщине, только с несколько иными игроками.
http://www.vovremya.info/art/1193038338.html