Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
07 May 2018, 21:57Общество

Сергей Лавров. Мир изменится через неделю

Сергей Лавров. Мир изменится через неделю

В интервью итальянскому журналу «Панорама» министр иностранных дел Сергей Лавров поделился своими мыслями о современном миропорядке.

Он полагает, что ситуация в мире с каждым днем становится все более напряженной, но менее предсказуемой. Лавров видит основную проблему в действиях США и их союзников, дестабилизирующих международную обстановку.

Министр считает, что, несмотря на все разногласия, хочется надеяться на торжество здравого смысла, так как ведущие мировые державы несут коллективную ответственность за судьбу человечества. Здравый смысл подразумевает предсказуемость действий в полном соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Но надеяться на это не приходится. Поэтому мир сейчас находится на грани катастрофы, которая может быть спровоцирована случайно.

Что изменилось в мире после прихода Трампа?

Следует наконец-то понять, что мир изменился. Международные законы уже не действуют. Это стало понятно уже в 1999 году после НАТОвских бомбардировок Югославии.

А после вступления Дональда Трампа в должность главы самой влиятельной мировой державы о предсказуемости можно вообще забыть. Этот человек пришел в мир политики и дипломатии со своими взглядами из мира большого бизнеса. Он начал сознательно практиковать тактику неожиданных и непредсказуемых действий, причем не только по отношению к противникам. Точно так же он действует и со своими союзниками.

Он предпочитает «подвешивать» ситуацию. Его удар по Сирии 14 апреля был неожиданным и нелогичным. Северную Корею он то пугает ударом, то идет на переговоры.

Сейчас сохраняется интрига по поводу иранского ядерного соглашения. До последнего момента мы не узнаем, что решит Трамп, поэтому мир с тревогой ожидает, что произойдет 12 мая. Выйдет США из соглашения или нет — неизвестно. В случае выхода у Ирана будут развязаны руки, и он сможет продолжить свои ядерные разработки. Особенно напрягся по этому поводу Израиль.

То же самое происходит и по отношению к союзникам США. Они никогда не могут спрогнозировать дальнейшие действия американцев, поэтому иногда приходится импровизировать самостоятельно. Не зря в 2017 году Ангела Меркель заявила следующее:

Мы слишком долго надеялись на американцев и принимали наши решения с учетом того, что скажет Америка. Мы должны, наконец, научиться действовать самостоятельно.

Что же делать России?

Первым делом, нужно расстаться с иллюзиями, что мир вернется к прежнему порядку, где все подчинялись международным нормам. Если продолжать игнорировать изменения в мировой политике, Россия может поставить себя в заведомо проигрышное положение.

Наша страна должна стать образцом стабильности в этом безумном мире, принимать взвешенные и предсказуемые решения, искать и находить единомышленников. Нужно строго блюсти свои национальные интересы, стараясь держаться в рамках международного права. Но интересы страны должны быть в приоритете.

В этом мире, где сейчас каждый за себя, нужно не только выживать, но и делать мир более комфортным, менять его.

Тут нужно использовать «мягкую силу». Если России удастся создать образ стабильного государства с независимой политикой, можно поменять отношение к России, сложившееся в мире сейчас. У России должны появиться союзники на Западе, которым больше импонирует наша точка зрения, чем тот хаос, который сейчас сеют США. Нужно понять, что Запад сегодня не един.

И, конечно, львиную долю усилий нужно направлять на сохранение и развитие Евразийского экономического сообщества, которое должно стать достойной альтернативой Евросоюзу.

В этих условиях, когда мир висит на волоске, России нужно занимать твердую и взвешенную позицию, не допуская разжигания глобального конфликта.

Сергей Портер

/ / /

Что будет, если русские захватят США

Захват и оккупация Соединенных Штатов Россией (а прежде — Советским Союзом) — излюбленная тема для «страшилок» американских писателей — фантастов еще со времен Холодной войны. Хотя США, в отличие и от России, и от Китая, от европейских государств, никогда не подвергались реальной оккупации силами неприятеля, тема покорения Америки войсками враждебной страны всегда занимает умы и сценаристов, и литераторов, и «серьезных» политологов.

В 1984 г., когда отношения между США и СССР еще были очень напряженными, на экраны вышел фильм «Красный рассвет». Его сценарий выдержан в привычном для голливудских боевиков духе, но наполнен политическим смыслом. Русские и кубинские войска вторгаются в США, моментально побеждают американскую армию. В штате Колорадо русские парашютисты взрывают местную школу, спастись удается лишь нескольким подросткам, которые и начинают партизанскую войну против оккупантов. Интересно, что «Красный рассвет», представляющий собой довольно примитивную картину, регулярно демонстрировали на уроках американским школьникам. Очевидно, так в молодом поколении американцев хотели воспитать страх и ненависть к России.

Роберт Конквест (1917-2015) — один из известнейших американских советологов, прославившийся своим масштабным и весьма тенденциозным исследованием «Большой террор», посвященным, как не сложно догадаться, сталинским репрессиям. Но есть у Конквеста и другая книга — «Что делать, когда придут русские. Руководство по выживанию». Ее историк подготовил в том же 1984 году, в котором был снят и «Красный рассвет». Заказал Конквесту книгу сам Рональд Рейган, а главной задачей произведения была подготовка американцев к якобы готовившемуся советскому вторжению. Ведь именно на волне запугивания населения США советским нападением Рейган и пришел к власти.

Книга построена в форме инструкции по выживанию в случае советской оккупации США и описания того, как будут жить и чувствовать себя представители разных профессий и социальных групп после советского вторжения. Безрадостное существование на грани ареста, трудовые лагеря, постоянные очереди за продуктами, питание одними хлебом и картошкой — так рисовал профессиональный историк и вроде бы неглупый человек Конквест будущее простых американцев при советской оккупации. Очевидно, он пытался проводить параллели с тем образом Советского Союза, который рисовала американская пропаганда. И сознательно лгал, поскольку в 1984 году жизнь в СССР была весьма далека от таких мрачных картин.

В 1990-е годы, когда Россия заметно потеряла свои политические позиции, «страшилки» о захвате США русскими потеряли свою актуальность. Вошли в моду рассказы об ужасной русской мафии, зверствующей в Америке и Европе. Спустя два десятилетия, когда Россия вновь окрепла и стала возвращать былую мощь, американская пропаганда вернулась к испытанным средствам. Все чаще в США, а также в находящихся под «внешним управлением» восточноевропейских странах, рассуждают об угрозе русского вторжения. Особенно озабочены этим вопросом в Норвегии и странах Прибалтики, где «русская угроза» стала навязчивой идеей местных властей. Впрочем, запугивая обывателя, власти этих стран преследуют и свои, более прозаичные цели. Чиновники неплохо наживаются на разворовывании американской финансовой помощи, присылаемой на укрепление армий и строительство пограничных сооружений.

Илья Полонский

* * *