Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
18 May 2018, 15:30Общество
Теологические опыты министра Климкина
15 мая, открывая (в пику Путину с его Крымским мостом!) построенный при помощи Франции фельдшерский пункт в селе Бодэньки, гарант украинской автокефалии грозно заявил: «Не надо ставить украинца перед выбором, куда он должен идти: или это каноническая церковь, или это неканоническая. Ключевая позиция — это должна быть украинская церковь!»
Однако триумфальных речей о «совсем скорой автокефалии украинского православия» больше не слышно. Петро Алексеевич умерил пыл своих посланий благодарному народу. Теперь в них звучат лишь «надежда» и призывы «бороться и молиться». И тут к спасению всё более безнадёжного дела в срочном порядке подключился... министр иностранных дел.
«МИД Украины дал поручение послам в православных странах проводить встречи с предстоятелями Церквей, чтобы убедить их в поддержке инициатив власти, — рассказал управляющий делами УПЦ Московского патриархата митрополит Антоний. — Министр иностранных дел П.А. Климкин во время своего визита в Египет встречался с Патриархом Александрийским Феодором».
Ну а поскольку сам автор обращения к Варфоломею «причащается» в униатской общине, да и законодательная инициатива обращения принадлежит униатам, публичное участие в проекте ЕППУЦ («Единая поместная православная украинская церковь») Климкин начал встречей с украинской диаспорой (в большинстве своём униатской) в Канаде. «Очень нужно вернуть верующим единую поместную церковь, и в этом необходима ваша помощь», — обратился он к духовным чадам папы римского.
Однако о каком «возвращении» можно вообще говорить, если сама Украина была создана лишь сто лет назад, и ни одним летописцем за эти сто лет никакой «единой поместной» не зафиксировано. За всю историю территории нынешней Украины она входила в юрисдикцию Константинопольской, Российской, Румынской (на Буковине) и Сербской (в Подкарпатской Руси) Церквей. Так какую «украинскую» автокефалию «возвращать»?
Блеснул в Канаде Климкин и искусством дипломатии: «Влияние на Вселенского патриарха и из США, и из Канады является значительным». То есть проговорился, что Вселенский патриарх (действующий у себя в Турции в пределах стамбульского греческого квартала Фанар) материально зависит от Госдепа США и псевдоправославных общин неканонической «Украинской автокефальной православной церкви» в Северной Америке.
Климкин получает ценные указания от начальника
По той же простоте душевной украинский дипломат признался, что из Канады летит прямиком в Ватикан: «Роль Ватикана в этом вопросе очень важна». Недаром скандальное прошение украинского парламента к патриарху Варфоломею о «даровании автокефалии украинскому православию» было принято в день визита в Киев госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина; группа депутатов Рады встречала кардинала в аэропорту, где и было получено «добро» на принятие данного постановления.
И всё же что-то идёт не так. Варфоломей решил отложить рассмотрение «украинского вопроса». Польская церковь, с которой в числе всех остальных намерен советоваться Фанар, заявила, что решение по автокефалии возможно только на канонической основе. Архиерейский собор Сербской православной церкви вообще выразил «свою полную солидарность» и сострадание «сестре Церкви-мученице в Украине, которая подвергается грубейшему преследованию со стороны нынешнего режима в Киеве». И это не преувеличение.
Управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич) и представитель УПЦ МП в международных организациях епископ Виктор (Барышевский), публично настаивающие на недопустимости антиканонической «автокефалии», внесены в открытую базу данных террористического сайта «Миротворец». И это только начало.
«Все промосковские попы, замеченные в выполнении заданий Кремля и Гундяева по срыву создания Единой Поместной Церкви Украины, будут помещаться в Чистилище», — предупреждают подконтрольные МВД нацисты.
А вот что сообщает игумен Алипий (один из тех монахов, что три морозные ночи простоял с молитвой на майдане, разделяя «мирных протестующих» и правоохранителей): «Поговорил с одним известным политологом, а потом с архиереем. Оба рассказывают о беспрецедентном давлении на высшее руководство Православной Церкви со стороны Администрации Президента в плане отторжения от Матери-Церкви. Там только что еще не угрожают прямо физической расправой! Но уже говорят о ликвидации Церкви на территории Украины... Выстоят наши архиереи, не дрогнут, выстоим и мы. Люди видят в Блаженнейшем владыке Онуфрии и тех, кто его окружает, людей, верных Христу. Потому выдержим. Будут и потери. Но будет и победа».
Уж задействована и «тяжёлая артиллерия» в лице высшей власти на Украине — посольства США. Однако владыка Онуфрий, приняв американскую делегацию во главе с послом Мари Йованович, ответил просто: «Единство украинского Православия возможно только на канонической основе».
И вот тут в информационную войну включился Климкин. В своём блоге «Автокефалия. Не забывать о главном» он написал: «В сотнях публикаций и выступлений подробно разобраны теологические аргументы относительно каноничности и изложены исторические перипетии. И, конечно же, краеугольным камнем дискуссий является ее величество политика». То есть сразу — ложь. Ни разу та сторона, которая в лице Церкви решительно отвергает антиканонический способ обретения автокефалии, не прибегала к политическим доводам. За исключением разве что указания на недопустимость государственного вмешательства в дела Церкви.
«Конечно, и теология, и история, и политика — все это очень важно, — продолжает новоявленный теолог. — Мне кажется, в пылу дискуссий мы забыли о главном: о людях, о миллионах верующих». Ну, «вы», может, и забыли, а Церковь ради людей существует. «Наша Церковь уже имеет все, что нужно для главной миссии — спасения», — напомнил Блаженнейший митрополит Онуфрий. А по поводу отказа от участия в создаваемой Порошенко структуре (ЕППУЦ) владыка Онуфрий заявил: «Мы счастливы, что мы члены Святой Апостольской Соборной Православной Церкви, которая существует уже две тысячи лет. Ее основал Христос». Только у Христа (для которого нет «ни эллина, ни иудея») и у Климкина с Порошенко, создающих «церковь для украинцев», очень разные представления о спасении.
«Создание в 1992 году УПЦ Киевского патриархата стало шагом тех украинских священнослужителей и верующих, которые стремились привести ситуацию в нормальное состояние: независимом Украинском государстве — независимую Украинскую церковь, — поясняет Климкин. И что это, если не политика, от которой он призвал в церковном вопросе отойти? И если «национальная церковь» — это «нормальное состояние», то почему за 2000 лет христианства возникла всего пара десятков «национальных церквей» (от ассирийской до англиканской), хотя только в XXI веке в мире насчитывается две сотни государств? В конце концов, почему эту мысль Климкин не донёс до тех же инициаторов ЕППУЦ — униатов, которым и в голову не приходит уходить из-под прямой власти Рима?
«Раскол... вызвал глубокую фрустрацию и душевную боль у миллионов верующих, которые вдруг были провозглашены неканоническими отступниками и еретиками», — продолжает Климкин. Фрустрация, Павло Анатольевыч, — это крушение тщетных надежд. О каком «провозглашении вдруг неканоническими» может идти речь, если люди сами объявили, что уходят из канонической церкви?
«Это очень глубокая травма», — поясняет наш герой. И набрасывается на тех, кто травму «нанёс»: «В путинской России Православная церковь фактически забыла о своей сакральной миссии и превратилась в мощную государственную структуру, которая наряду с ФСБ агрессивно продвигает идею «русского мира», то есть идею возрождения Российской империи». Климкину, конечно, бесполезно рассказывать о сакральных смыслах православной империи. Но хотя бы о том, что «агрессивное продвижение идеи русского мира» началось с того самого киевского холма, на котором спустя тысячу лет он осел со своим МИД, этот министр должен знать?
Не менее существенным фактором «травматичности для всего украинского народа» полагает этот травматолог «крайние проявления украинофобской нетерпимости», как то: «отказ священнослужителей Московского патриархата отпевать погибших за Украину воинов». Это уже просто откровенная клевета, не раз опровергнутая священноначалием УПЦ (МП). «Настоящим шоком для всей страны стало нежелание священника УПЦ МП в Запорожье помолиться за упокой души маленького мальчика, потому что тот, мол, был крещен "не в канонической церкви". Но эти дикие случаи не имею ничего общего ни с каноничностью, ни с христианством». То есть по этой логике каноны, запрещающие совершать богослужебные чины Церкви не над членами Церкви, не имеют ничего общего с каноничностью. Ещё раз: каноны — антиканоничны.
И вот на таком «каноническом основании» выдающийся украинский канонист XXI века выдвигает версию о том, что «Московский патриархат банально перепутал вопрос сакральных таинств с вопросами административного церковного подчинения». И это при том, что Московский патриархат пребывает в евхаристическом общении со всеми поместными церквами мира. То есть Русская православная церковь признаёт действительными таинства остальных 14 церквей! В том числе таинства, совершённые над её — Русской церкви — верными.
И после всего, что наговорил наш толкователь канонов, он вдруг объявляет: «Не стану вмешиваться в софистикованные [??? — Д.С.] теологические дискуссии, но твердо знаю одно: богословские диспуты могут безрезультатно продолжаться веками, разрубить же гордиев узел споров вокруг каноничности способно решение Вселенского Патриарха Варфоломея о единой автокефальной поместной Украинской православной церкви. Тогда все распри и сомнения отпадут сами собой, причем раз и навсегда».
Софистика — это подмена понятий. Отцы же Церкви, творя каноны, обращались к Софии — Премудрости Божией. А потому богословские диспуты «безрезультатно продолжаются веками» только для тех, кто не ведает Премудрости. Остальные пребывают в Истине. Веками. Те же, кто дерзают «рубить» мнимые гордиевы узлы во имя ложного единства, лишь множат распри, а сами кончают свои жизни в положении анафемы. Как и те несчастные, что подговаривают их.
Дмитрий Скворцов
* * *