Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
12 Jun 2018, 19:48Общество
Планетарное акушерство
На днях прозвучала очень глубокая мысль: Россия стала повивальной бабкой истории. Имелось в виду то, что нарождающийся новый мир сложился во многом именно благодарям нашим усилиям. Идею озвучил Сергей Караганов в своей обзорной статье «Свобода в выборе пути».
Тезис по суди очень прост:
Россия сломила ситуацию многовекового военного превосходства Запада. Был установлен паритет по итогам Второй мировой, в результате которого сперва закончилась колониальная эпоха, а потом стал невозможным и привычный для Запада образ действий, когда его флот приплывает и грабит кого и как хочет.
Произошла невиданная либерализация миропорядка. Очень надолго ушли большие войны. Во всяком случае этого времени хватило на то, чтобы отстававшие регионы мира смогли не только начать развиваться, но и реально претендовать на лидерство в мире.
Вот как пишет об этом сам Караганов: «Наша страна сыграла в подъеме Азии роль повивальной бабки истории. Именно Россия-СССР лишила Запад почти пятисотлетнего военного превосходства, на котором с XVI-XVII веков строилось его экономическое, политическое, культурное господство. Из-за созданного и сохраненного ядерного равновесия крупных войн никто в мире выиграть больше не может. Он стал свободнее, демократичнее, а азиатские страны и народы получили возможность использовать свои конкурентные преимущества. Осознание окончательности лишения превосходства — может быть, главная причина чуть ли не ненависти к России, охватившей американскую часть западных элит».
Другой важный нюанс сегодняшенго положения мировых дел — это что в жестком соперничестве современного мира авторитарный тип власти (при рыночной экономике и равенстве военных возможностей) безусловно, эффективнее современной демократии. Это и беспокоит западных партнеров: они стремительно теряют свои конкурентные преимущества, и помимо прочего — сами во многом инициируют сворачивание свобод внутри своих обществ. Другое дело, что авторитаризм, как и демократия, может вести и к застою, и к деградации. И такая опасность перед Россией стоит. Но с другой стороны опасность потери управления в условиях вхождения не только нашей страны, но и всего мира в период глобальной турбулентности, ещё выше и грозит не просто застоем, а настоящим крахом. Впрочем, на фоне нарастающей «политкорректности» и того удивительного «униссона», с которым любое событие освещается западными СМИ — не является однозначным вопрос о том, где больше свобод в настоящее время. Запад, как уже было сказано, сам стремительно отказывается от собственной либерально-демократической концепции.
Именно в таком контексте следует воспринимать ту удивительную лояльность, с которой к нам относятся в странах Азии. На днях на саммите ШОС председатель Си сказал беспрецедентную вещь: о том, что Китай намерен вместе с Россией строить новый мир «стран общего будущего». Дело в том, что в своей риторике Китай никогда и ничего не строит «вместе», он не делится лидерством. В его проектам можно присоединиться, но они остаются его проектами. В России это не слишком заметно ровно потому, что именно для России делается систематическое исключение из этого правила. В Азии видят наши усилия по созданию нового мира и готовы поделиться «авторскими правами» и, естественно, будущими «авторскими отчислениями» от его создания.
Главное, чтобы не нашлось людей, готовых продать первородство за плошку чечевичного супа.
* * *