Выбор редакции
Лента новостей
Дональд Трамп атаковал «глубинное государство», которое пыталось его убить
09.02
Для киевских путчистов безоговорочная капитуляция, а не сделка
07.01
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
12 Jul 2018, 09:44Общество
Сергей Шойгу. США готовятся выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности

Глава Минобороны России дал большое интервью итальянской прессе, в ходе которого были затронуты темы ситуации на юго-востоке Украины, холодных отношений между Москвой и Вашингтоном, торговли оружием с Китаем и ряд других важных аспектов.
Господин министр, напряженность в отношениях России и США растет и вызывает опасения: мы стоим на пороге новой холодной войны?
От американской стороны мы часто слышим, что кризис в двусторонних отношениях вызван якобы «агрессивными» действиями России на международной арене. Однако по нашему глубокому убеждению, напряжение в наших отношениях все это время искусственно нагнеталось теми американскими элитами, которые убеждены, что мир делится на «американский» и «неправильный».
Именно США за последние годы в одностороннем порядке разорвали ключевые соглашения, составляющие костяк глобальной безопасности. Вопреки обещаниям, данным советскому руководству во время процесса объединения Германии, Вашингтон инициировал расширение НАТО на восток к нашим границам.
Более 25 лет нам морочили голову тем, что никаких обещаний не было, пока недавно АНБ не рассекретило архивы с документами того периода, где все это расписано дословно и в лицах. Как следствие расширения Альянса на восток и перехода в него стран восточной Eвропы: Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии — де-факто утратил смысл для России подписанный в 1990-м году между Организацией Варшавского Договора и НАТО Договор об обычных вооруженных силах в Европе, предусматривающий ограничения вооружений в районах соприкосновения блоков.
В 2002 году под предлогом выдуманной «опасности» ракетного нападения со стороны Ирана или Северной Кореи Вашингтон в одностороннем порядке вышел из Договора по ПРО, приступив к размещению своих радаров и противоракет в близости именно от наших границ.
Мне, как президенту Русского географического общества, давно хочется подарить американским коллегам глобус, чтобы они посмотрели на него и объяснили нам, почему заявленные ими «противники Америки» находятся на Ближнем и Дальнем Востоке, а все их военные базы и группировки так жмутся к границам России? Мы их, что ли, должны оборонять?
Сейчас американская сторона готовит свой выход из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Причиной такого шага называются якобы нарушения Договора Россией.
Какие?
Идут какие-то невнятные и голословные обвинения в наш адрес. Но фактов нет, одни заявления.
Хотя мы неоднократно и публично на всех крупных международных площадках доводили информацию, что именно США прямо нарушают Договор о ракетах средней и меньшей дальности, разместив в ходе развертывания ракетного щита в Европе свои установки вертикального пуска Mk-41, пригодные для запуска крылатых ракет «Томагавк». В радиусе поражения данных ракет почти вся европейская часть России.
Еще в 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал руководство США и других стран Запада уважать российские национальные интересы и выстраивать открытые и равноправные отношения. К сожалению, мало кто на Западе захотел услышать тот призыв.
Как Вы думаете, по какой причине?
Сегодня восстанавливающая свои силы Россия воспринимается не как союзник, а как угроза доминированию США. Нас обвиняют в каких-то агрессивных планах по отношению к Западу, который сам при этом продолжает стягивать к нашим границам новые силы.
В качестве примера могу привести июньское решение Совета НАТО о создании двух новых командований, отвечающих за защиту морских коммуникаций и обеспечение оперативной переброски американских войск из США в Европу. Или увеличение натовских контингентов в Прибалтике, Румынии, Болгарии и Польше с двух до 15 тысяч человек с возможностью быстрого наращивания группировки до 60 тысяч военнослужащих с бронетехникой. А с 2020 года поддержание в постоянной готовности к применению у границ России через 30 суток 30 батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей.
Все это происходит непосредственно у западных границ России. При этом американцы постоянно нарушают международное право, применяя военную силу в различных регионах мира под предлогом защиты собственных интересов.
Это произошло в апреле этого года в Сирии, когда по территории суверенного и независимого государства при поддержке Великобритании и Франции был нанесен массированный ракетный удар. Произошло грубейшее, под вымышленными предлогами, нарушение международного права тремя постоянными членами Совета Безопасности ООН. И это не единственный пример, а тенденция.
Тенденция?
Да, речь идет о стратегии неоколониализма, которую США уже апробировали в Ираке и Ливии и которая заключается в поддержке любых, даже самых диких идеологий для ослабления законных правительств. Затем используются инсценировки применения оружия массового уничтожения или гуманитарных катастроф, и на последних этапах применяется военная сила для создания «управляемого хаоса» с вольготными условиями выкачивания в американскую экономику имеющихся активов транснациональными корпорациями.
Россия, выступающая за равное и взаимовыгодное сотрудничество с любыми странами в рамках концепции многополярного мира, всегда будет являться препятствием на пути реализации подобных «стратегий».
Существуют какие-либо красные линии, которые нельзя переходить?
В этом смысле наша военная доктрина очень ясна, и суть ее — недопущение любых конфликтов. Наши официальные подходы к применению военной силы достаточно ясно и полно раскрыты.
Несмотря на мой пост, я убежден, что любые вопросы можно и нужно решать, избегая использования военной силы.
Я неоднократно приглашал главу Пентагона обсудить имеющиеся проблемные вопросы глобальной или региональной безопасности, включая борьбу с терроризмом. Но американцы пока не готовы к такому диалогу, хотя, уверен, уверен, что в этом заинтересованы не только народы России и США, но и всего остального мира.
Сейчас работает только канал связи между нашими генеральными штабами, с использованием которого идут переговоры, в том числе на уровне начальников штабов наших военных ведомств, и в первую очередь они нацелены на то, чтобы военная деятельность России и США не привела к военному конфликту между нашими ядерными державами.
Однако часто Вашу страну обвиняют в ведении «гибридных войн» против Запада...
В России есть такая поговорка: «громче всех на рынке кричит "держи вора!" — сам вор». Под «гибридными действиями» понимается применение одним государством против другого любых способов давления, но без открытого использования военной силы. Такие «войны» известны с древности, и они позволили Великобритании одержать верх над Османской империей в начале прошлого века. Кто не знает о похождениях Лоуренса Аравийского?
Сегодня «гибридные действия» — это контроль над средствами информации, экономические санкции, деятельность в киберпространстве, поддержка внутренних волнений, наконец, использование специальных подразделений и специалистов для совершения терактов, диверсий и саботажа.
Данный перечень, наверное, можно продолжать и дальше, но есть важная деталь. Для их успешной реализации в наш век необходимы глобальные и всепроникающие СМИ, обладание и превосходство в информационных и телекоммуникационных технологиях, сосредоточение у себя рычагов управления мировой финансовой системой, а также опыт использования сил специального назначения в других странах.
Кто, кроме США и Великобритании, обладает еще таким потенциалом?
Эти методики были успешно опробованы США и Великобританией во время вторжения в Ирак в 1991 году сразу после окончания «холодной войны». Это очень важная деталь, потому что во времена СССР и двуполярного мира технологии такие были, но не было соответствующих условий. И, кстати, президентом США тогда был не кто иной, как бывший директор ЦРУ Джордж Буш старший.
Начиная с 90-х годов прошлого века эти методики широко применялись США в бывшей Югославии, в Ливии, в Чечне и совсем недавно в Сирии. Все признаки использования этой «гибридной войны» были хорошо видны и на Украине, накануне вооруженного мятежа в феврале 2014 года. Причем пассивное участие в этих «гибридных действиях» принимали и европейские страны.
Сегодня предпочитают уже не вспоминать, как накануне переворота три министра иностранных дел: Германии, Франции и Польши лично гарантировали законному президенту Украины Виктору Януковичу мирное урегулирование политического кризиса, если он не будет вводить чрезвычайное положение и отведет из Киева все подразделения силовых структур. Но сразу после выполнения данных обязательств боевики-националисты, вооруженные и натренированные на американские и европейские средства, совершили переворот, а Европа тут же признала их в качестве законной власти.
Такие обвинения в адрес России начали появляться в американских и британских СМИ после неудачной попытки повторения подобной схемы в Крыму.
Действительно?
Мы просто не дали заокеанским коллегам возможности реализовать на практике эти меры в Крыму, где, напротив, состоялся референдум, в ходе которого жители свободно и, кстати, в присутствии сотен представителей тех же американских СМИ приняли решение о выходе из состава Украины и воссоединении с Россией. Для сравнения: после расчленения бывшей Югославии вследствие вмешательства НАТО Косово не проводило никаких всеобщих референдумов, а добилось немедленного признания независимости со стороны Вашингтона и Европы после обычного голосования в парламенте. Абсолютно без учета мнения проживающих в Косово сербов и югославской конституции.
Сирийский вопрос будет центральным на личной встрече президентов Владимира Путина и Дональда Трампа. Какое представление сложилось у Вас о стратегии США в сирийском конфликте?
Судя по тому, как часто в американских СМИ раздаются обращения представителей конгресса и экспертов к правительству США изложить свою стратегию в Сирии, четкого понимания о ее сути нет не только у нашей страны.
На протяжении последних лет взгляды на продолжение незаконного не только по нормам международного права, но даже и по американскому законодательству присутствия военного контингента США в Сирии постоянно меняются.
Напомню, что сначала речь велась о разгроме ИГИЛ*, затем о недопущении «возрождения» ИГИЛ, и, наконец, теперь делаются заявления о сохранении присутствия в Сирии для противодействия гипотетическому «иранскому влиянию».
Тем не менее, трудно отделаться от впечатления, что основной целью США в Сирии является стремление не допустить стабилизации страны, затянуть конфликт и подорвать ее территориальную целостность, создав неподконтрольные анклавы на окраинах Сирии.
В подконтрольных США районах уже несколько лет осуществляется подготовка боевиков, которые затем ведут активную борьбу с сирийской правительственной армией и которым поставляются оружие и боеприпасы.
Также и не будет лишним напомнить, что в период борьбы возглавляемой США международной коалиции против ИГИЛ территория, подконтрольная террористам, лишь увеличивалась. Цивилизация и светское управление сохранялись лишь в нескольких очагах: в Дамаске, провинции Латакия и частично в Дейр-эз-Зоре.
При этом заявляя о «светлых» целях и «добрых» намерениях, за последние годы со стороны США в Сирию для реальной помощи обездоленному долгими годами войны мирному населению не было выделено ни цента помощи. Это касается даже освобожденной США и коалицией бывшей столицы ИГИЛ — Ракки, где до сих пор ежедневно на боеприпасах и минах, оставленных после массированных бомбардировок авиацией «международной коалиции», гибнут местные жители. Еженедельно их число измеряется десятками жизней, в том числе детей.
С другой стороны, после освобождения различных районов и населенных пунктов сирийской правительственной армией не было зафиксировано ни одного инцидента с участием мирных жителей. Эти территории были разминированы, туда были доставлены продовольствие и стройматериалы для скорейшего восстановления мирной жизни.
Если в основе действий американских коллег в Сирии и существует какая-то «линия», то пока она слишком противоречива, чтобы называться «стратегией».
Еще одним препятствием стабилизации страны является соперничество между Ираном и Израилем...
Иран, также как и Турция, исторически является одним из главных игроков в регионе и играет и одну из главных ролей в решении вопроса стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике.
Как известно, Иран совместно с Россией и Турцией является одним из гарантов астанинского процесса, направленного на поиск соглашения по окончательному урегулированию конфликта в Сирии.
Что касается напряженности между Ираном и Израилем или другими странами, то наша позиция заключается в приверженности к разрешению возможных разногласий и противоречий посредством диалога, а не с помощью военной силы и нарушения норм международного права.
Использование военной силы любой из этих сторон в Сирии неминуемо привело бы к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке. В этой связи мы придерживаемся курса на мирное и дипломатическое урегулирование любых разногласий и рассчитываем, что обе стороны смогут продемонстрировать сдержанность.
Не считаете ли Вы в связи с этим, что возможность поставки Дамаску комплексов С-300 является дополнительным фактором риска?
Сразу отмечу, что С-300 — это комплекс оборонительного вооружения. Поэтому прямой угрозы для чьей-либо национальной безопасности он представлять не может.
Данная зенитная ракетная система может угрожать лишь средствам воздушного нападения. Кроме того, решение о поставке данного образца вооружений армии любого иностранного государства принимается на основе соответствующего обращения, которого пока нет.
Таким образом, преждевременно говорить об этом конкретно. По просьбе некоторых наших западных партнеров, а также Израиля несколько лет назад мы отказались от поставок в Сирию данных комплексов. Сегодня, после агрессии США, Великобритании и Франции против Сирии, продемонстрировавшей необходимость наличия у сирийцев современных средств ПВО, мы готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса.
От войны в Сирии к войне торговой. Если уровень отношений с Вашингтоном достиг исторического минимума, то отношения с Китаем все более укрепляются...
Безусловно, напряженность в международных отношениях способствовала укреплению российско-китайских отношений, в основе которых лежат взаимоуважение и доверие. Между Россией и Китаем существуют многолетние дружеские, стратегические отношения, развивается сотрудничество во многих сферах, в том числе и по линии военных ведомств, что в интересах обоих государств.
В качестве примера можно привести проводимые на двусторонней основе совместные мероприятия оперативной подготовки вооруженных сил наших государств, включая ежегодное военно-морское учение «Морское взаимодействие» и совместное учение по противоракетной обороне «Воздушно-космическая безопасность».
Проводятся многонациональные военные учения армий и флотов стран — членов Шанхайской организации содружества «Мирная миссия». Кроме того, китайские представители ежегодно участвуют в проводимых Минобороны России Армейских международных играх. Сегодня около 12% направляемого на экспорт российского оружия идет в Китай.
При этом наша совместная деятельность в этой сфере, в отличие от учений, проводимых НАТО и ЕС в Европе, носит исключительно оборонительный характер. Наши партнерские связи в военной сфере не имеют направленности против каких-либо других стран или блоков и служат исключительно укреплению глобальной и региональной безопасности.
Что вы думаете о развитии обстановки в Северной Корее?
Между Россией и Северной Кореей имеется ряд заключенных соглашений в области военно-технического сотрудничества, реализация которых в настоящее время приостановлена в рамках выполнения Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности ООН №1718 и №1874.
В настоящее время мы являемся свидетелями значительного снижения напряженности в отношениях между Севером и Югом Корейского полуострова. Исходим из того, что данная положительная тенденция приобретет устойчивый и необратимый характер.
Если вернуться к Украине: вы считаете, что будет возможно найти решение нынешнего конфликта на юго-востоке страны?
Только безусловное выполнение Киевом минских договоренностей позволит исключить возникновение ситуации, способной привести к геноциду русского населения. К сожалению, Киев упорно уклоняется от их выполнения, находя для этого различные надуманные предлоги и делая голословные обвинительные заявления в адрес России.
При этом Киевом полностью отвергается возможность диалога с Донецком и Луганском, без которого урегулирование кризиса попросту невозможно. Разумеется, наша страна реагирует на сложившуюся ситуацию, постоянно призывая Киев к выполнению минского комплекса мер.
Надеемся, что и европейские страны, в первую очередь — участницы «нормандского» формата, смогут задействовать все свое влияние на украинские власти для мирного урегулирования внутреннего конфликта на юго-востоке этой страны.
Считаю невозможным возникновение прямого столкновения между Украиной и Россией. У нас общие корни, на протяжении многих веков мы вместе пережили тяжелейшие испытания и плечом к плечу отстояли свою свободу и независимость во время Второй мировой войны.
Даже у меня все родственники по линии мамы проживали на Украине, меня крестили в небольшом храме шахтерского городка Стаханов Луганской области. Поэтому убежден, что в нашей общей исторической памяти никогда не будет места взаимной конфронтации или вражде.
* * *