Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
26 Jul 2018, 21:45Общество
Как Украина может навредить российским портам в Черном море
В ЕС отказались подтвердить слова министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о том, что Киев ведет переговоры с Западом о закрытии черноморских портов России в ответ на «блокаду Азовского моря». Более того, его тезис вызвал раскол в самом кабмине Украины. И все-таки: есть ли у Киева возможности «наказать» наши черноморские порты? А если да, то какие?
В Евросоюзе отказались комментировать заявление министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о переговорах по санкциям против российских черноморских портов. «Мы не комментируем какие-либо предположения относительно возможных дискуссий, ведущихся в Совете», — сказал «РИА Новости» пожелавший остаться неназванным собеседник в структурах Евросоюза.
В пятницу министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщил телеканалу «112», что Киев ведет «переговоры со своими западными партнерами, чтобы соответствующие санкции были применены и к черноморским портам РФ из-за блокады Азовского моря и украинских портов в Азовском море».
Позже министр пояснил, что, по его личному мнению, США и ЕС должны ограничить торговые операции с российскими портами, и выразил надежду, что его ведомству удастся убедить западных политиков в этом. Выступая неделю назад на заседании правительства, Омелян предложил обсудить ситуацию в Азовском море в украинском Совете национальной безопасности и обороны.
Забавно, что в полемику с министром инфраструктуры по этому поводу вступил МИД Украины, причем впервые со времен евромайдана МИД принялся защищать Россию от нападок коллеги по правительству.
«Военное присутствие россиян в Азове больше нашего, это понятно, — сказала замминистра иностранных дел Елена Зеркаль в эфире принадлежащего Петру Порошенко «5 канала». — Но по всем канонам международного морского права военные корабли имеют право останавливать гражданские суда для осмотра, для этого не нужны никакие мандаты. Сейчас я вижу очень много спекуляций вокруг этого, и это меня напрягает».
Замминистра также добавила, что «на данный момент нет ни одной жалобы от судовладельцев или же от капитанов судов» в отношении российских военных, а потому у МИДа нет каких-либо оснований предпринимать что-либо против России по данному вопросу.
Хотя Зеркаль не упомянула фамилию Омеляна, было ясно, что внешнеполитические инициативы непрофильного министра вызвали в дипломатическом ведомстве ревность и раздражение.
По мнению экспертов, Украина не обладает никакими юридическими рычагами для реализации угрозы министра. Так, редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко сомневается в том, что Киев обратится в международную судебную инстанцию — хотя бы потому, что неясно, какая инстанция должна заниматься такого рода вопросами.
«Международные санкции — это единственное, что может препятствовать российскому судоходству в Черном море, — сказал Войтенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД. — Если санкции примут, то первое, что России надо будет делать, это дать гарантии, что страна не будет препятствовать украинскому судоходству в Азовском море».
По его мнению, болезненными были бы турецкие санкции, поскольку Турция могла бы перекрыть Босфор. Но Анкара последовательно выступает против антироссийских санкций, и более чем сомнительно, что эта страна изменит свою позицию в обозримом будущем.
Также болезненными были бы новые точечные санкции Евросоюза и Америки. Например, чисто умозрительно Евросоюз может реализовать санкции — например, он мог бы штрафовать или даже задерживать российские корабли, которые заходят в порты ЕС, например в Неаполь или в Барселону, по пути из Новороссийска, который остается главным торговым портом России на Черном море. Одновременно он мог бы штрафовать корабли под чужими флагами, которые, к примеру, заходили в Новороссийск, а затем вернулись в порты Евросоюза. Но практически это вряд ли возможно при нынешнем раскладе сил внутри ЕС.
Дело в том, что санкции против Новороссийского торгового порта нанесут существенный удар и по экономике Запада. Через Новороссийск, в частности, экспортируется нефть и нефтепродукты в страны ЕС. Западная Европа также является потребителем российского зерна, а львиная доля экспортных поставок российской пшеницы тоже идет через Новороссийск.
Введение новых санкций против России, по крайней мере со стороны Евросоюза, маловероятно и по политическим причинам — против выступят Италия, Венгрия, Австрия, а также, скорее всего, Чехия и Словакия.
Среди политиков в Москве очередные угрозы киевского министра предсказуемо не вызвали ажиотажа. «Подобные заявления о санкциях против России Омелян делает не в первый раз, — сказал ФАН член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков. — Помните, что он неоднократно говорил про Крым и Кубань, про мост через Керченский пролив, про статус Азовского моря? Все его заявления носят антироссийский, антикрымский характер».
* * *