Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
30 Jul 2018, 17:41Общество

Галина Акимова. Острая пенсионная недостаточность

Галина Акимова. Острая пенсионная недостаточность

Теперь очевидно: сбой выплаты пенсий в Украине после 18 июля — не техническая проблема, как нас уверяли несколько дней подряд, а обострение хронической «дефицитной болезни» Пенсионного фонда (ПФ). Пенсии повысили («осовременили»), а денег не хватает.

Тимошенко ликует — такая ситуация накануне выборов ей явно нравится. Гройсман в бешенстве: обещал вчера уволить главу ПФ. Минфин говорит, что он все перечислил и к нему вопросов нет. Экономисты прогнозируют, что кризис не последний.

Для начала немного статистики. По состоянию на 1 июля 2018 года в Украине насчитывалось 11,4 млн. пенсионеров. Экономически активного населения больше: 16 млн. человек и 1,8 млн. безработных. Сколько из них реально работает в Украине и платит единый социальный взнос (ЕСВ), нужно считать дополнительно. В общей сложности в январе-мае 2018 года в бюджет поступило 86,6 млрд. грн. от ЕСВ. Это больше, чем раньше, благодаря повышению минимальной зарплаты и внесению членов фермерских хозяйств в список плательщиков социального взноса. Но меньше, чем надо Пенсионному фонду для бесперебойного финансирования своих подопечных.

С другой стороны, в конце 2017 года в ходе так называемого «осовременивания» в Украине повысили пенсии для 10,2 млн. пенсионеров. После перерасчетов средний размер пенсий увеличился на 561,18 грн. до 2 447,95 грн., а к июню 2018 года средняя пенсия выросла еще на 100 грн. Хотя для 40% пенсионеров повышение пенсий составило меньше 200 грн. У них был шанс получить прибавку на 20% в 2019 году в рамках запланированной ближе к выборам всеобщей индексации пенсии.

Состоится ли эта индексация, исходя из теперешних проблем, сказать трудно. Потому что денег не хватает и на текущие выплаты. Хотя Пенсионный фонд бодро рапортует, что с начала июля направил на выплату пенсий 24,9 млрд. грн., в частности 1,7 млрд. грн. в течение 24 июля, когда собственно и разгорелся скандал.

Вообще, перебои с выплатой пенсий начались раньше — как мы уже сказали, после 18 июля. До этой даты проблем не было, а уже начиная с 19-20 числа, «Укрпошта» кормит пенсионеров «завтраками». И при этом «умывает руки»: мы здесь не при чем, это технический сбой у Пенсионного фонда. Как только деньги появятся — почтальоны вмиг разнесут.

А Пенсионный фонд несколько дней мямлил что-то невразумительное про все те же технические проблемы и кассовый разрыв, не вдаваясь в подробности. Народ надеялся и ждал. Все мы люди современные, понимаем, что может зависнуть система, проникнуть вирус в компьютеры, произойти любой другой «сдвиг по фазе». Недавно у «Приватбанка» падала система — не работали карточки в магазинах и банкоматы, но потом все наладилось.

Однако, вопреки ожиданиям, время шло, а с пенсиями не налаживалось. 24 июля проблема выстрелила, причем одновременно по всем СМИ. ПФУ признал очевидное: что деньги у него закончились, из бюджета компенсацию вовремя не предоставили, и в этом причина задержки выплат.

Минфин возразил, что деньги он Пенсионному фонду перечислил «в соответствии с помесячной росписью ассигнований». Причем последний платеж на сумму 2,5 млрд. грн. был отправлен Пенсионному фонду еще 12 июля 2018-го.

Почему тогда возникла пресловутая «недостаточность»? В Госказначействе объяснили происходящее странным «смещением графика выплат пенсий в связи с кассовыми разрывами поступлений единого социального взноса, который является главным источником пополнения ПФУ». Неужели?! Как-то мы жили без кассовых разрывов и смещенных графиков, а тут — на тебе, такой казус.

Да еще и очень «вовремя» — накануне выборов. Как язвительно заметила лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко на своей странице в Facebook, «задержки пенсионных выплат фактически за несколько месяцев до выборов — это тревожная тенденция, которая может свидетельствовать о реальном, далеком от удовлетворительного, положении дел в стране».

Как тут не вспомнить слова министра социальной политики Андрея Ревы, который не так давно называл ситуацию в Пенсионном фонде катастрофической. Так он прокомментировал дефицит в 145 млрд. грн.

Впрочем, дефицит ПФ — это не новость. С ним мы тоже живем много лет (если не сказать десятилетий). И ни одна пенсионная реформа не решила эту проблему: начиная с поднятия возраста для женщин в 2011 году (этим занимался вице-премьер Сергей Тигипко), и заканчивая прошлогодними «упражнениями» с повышением нормы стажа.

Другими словами, дефицит ПФ был, есть и будет дальше. Он у нас, можно сказать, плановый. Согласно утвержденному на этот год бюджету, доходы Пенсионного фонда от единого социального взноса запланированы в размере 208,2 млрд. грн. плюс 139,3 млрд. грн. — дотация бюджета.

И сразу настораживает одна деталь. Размер дотации увеличен незначительно (в прошлом году он составил 133,5 млрд. грн.). А вот в результате уже упомянутого не раз «осовременивания» ежемесячные расходы на пенсии выросли на 30-35% — до 30 млрд. грн.

Я понимаю правительство — оно хочет быть щедрым. И пытается прикинуться наивным. Оно рассказывает населению о том, что его (населения) доходы растут невероятно быстрыми темпами. Средняя зарплата 8,7 тыс. грн., но это заниженные цифры. В реальности она 10 тыс. грн., а кое-где и 13 тыс. грн. Мы богатеем не по дням, а по часам. Но... на бумаге.

Если бы рост зарплат (даже без учета теневых) был таким, как говорит правительство, то доходы ПФ, рассчитанные на основе прогноза совокупного фонда оплаты труда в 988,9 млрд. грн., пополнялись бы тем самым ЕСВ сполна. Но очевидно, что дело не в кассовом разрыве, а в «кассовой пустоте». Все, что можно было выбрать, выбрали в первом квартале. А наступил второй — и...»денег нет и неизвестно».

Что дальше? Не сомневаюсь, что июльский пенсионный сбой удастся разрулить за несколько дней. Уже и премьер взялся за дело: в среду целый день проводил совещания с ответственными лицами. Был страшен в гневе и обещал всех уволить. По итогу грозных разборок пресс-служба правительства сообщила, что Владимир Гройсман назначил служебное расследование по действиям руководителя ПФУ и пообещал урегулировать ситуацию к концу недели.

Так как конец не за горами, пенсии скоро будут выплачены. Уже даже известно, за счет каких ресурсов. Государственная казначейская служба в ближайшие дни выделит Пенсионному фонду ссуды для покрытия кассового разрыва по поступлениям единого социального взноса и финансирования выплат пенсий в июле. Этой ссудой с пенсионерами и рассчитаются. В июле.

А что будет дальше? Ничего хорошего. Экономист Андрей Блинов разъяснил на своей странице в Facebook простую арифметику «пенсионного апокалипсиса». Цитирую без сокращений:

«СКОЛЬКО В УКРАИНЕ ПЕНСИОНЕРОВ?

По состоянию на 1 июля 2018 года — 11,441 млн. человек.

СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ СРЕДНЯЯ ПЕНСИОННАЯ ВЫПЛАТА ПО СТРАНЕ?

2562 гривны в месяц. Основная масса людей (3,7 млн. пенсионеров) получает выплаты в пределах 1501-2000 гривен. Еще 2,5 млн. пенсионеров — от 2001 до 3000 гривен.

СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЕНЕГ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ УКРАИНЫ (ПФУ), ЧТОБЫ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПЛАТИТЬ ТАКИЕ ПЕНСИИ?

29,3 млрд. гривен. Как сообщил ПФУ, на 24-е число на выплату июльских пенсий направлено 24,9 млрд. гривен. То есть надо еще 4,4 ярда. Обычно к 25-му числу пенсионные ведомости профинансированы на 100%.

ОТКУДА ПФУ БЕРЕТ ДЕНЬГИ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ?

Около 60% поступлений дает Единый социальный взнос (он начисляется на зарплаты по ставке 22%, далее разделяется между социальными фондами; ставка для пенсионных нужд получается 18,1%). Еще почти 40% — это дотация из государственного бюджета (по сути, покрытие дефицита ПФУ). Остальные доходы (перечисления предприятий по спискам 1 и 2, банковские проценты, выплаты иностранцам) составляют менее 1%.

ТАК ПОЧЕМУ ПФУ НЫНЧЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ?

Единого социального взноса в этом году собирают на 27,6% больше, чем в прошлом (ключевая причина — аналогичный рост зарплат). Но это все равно меньше планируемого. Согласно смете ПФУ, в этом году для пенсионных нужд должно быть собрано 208,3 млрд. гривен ЕСВ. За полгода его собрали на эти цели 89 млрд. гривен. То есть на 15 млрд. меньше необходимого.

ПОЧЕМУ У ПЕНСИОННОГО ФОНДА НЕТ СТОЛЬ БОЛЬШОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ПЕНСИОНЕРАМИ?

По двум причинам. Во-первых, госбюджет за полгода перечислил 52% годового плана дотации. Кроме того, ПФУ постоянно берет краткосрочные займы у казначейской системы на покрытие пресловутого кассового разрыва. За январь-июнь 2018 года с ЕКС одолжено 45,4 млрд. гривен, погашено — 38,9 млрд. гривен. То есть на данный момент Казначейство кредитует ПФУ на 6,5 млрд.

ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТО, ЧТО ЗАДЕРЖИВАТЬ ПЕНСИИ ТЕПЕРЬ БУДУТ ПОСТОЯННО?

Это политический вопрос;) — болит язык».

Снимаю шляпу перед Блиновым: он все разложил по полочкам предельно конкретно. И только на вопрос о дальнейшей задержке пенсий не дал четкого ответа. Потому что этого никто не знает и не берется прогнозировать. Хотя я попробую.

До выборов власть постарается предотвратить перебои с пенсиями, приложив к этому максимум усилий. После выборов у нее будут другие задачи. В том числе выяснение отношений между собой. Что в этот период делать простым украинцам? Следовать рекомендации министра социальной политики страны Андрея Ревы.

«Взрослые дети должны платить алименты на содержание своих нетрудоспособных пожилых родителей, — заявил он в эфире «Радио «Свобода» в апреле этого года. — Я считаю, что у детей по отношению к пожилым родителям должна быть жесткая ответственность, которую нужно ввести законодательно, — они тоже должны платить алименты на содержание родителей. В 51-й статье Конституции написано, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях» (конец цитаты).

Вопросы еще есть? Если есть, то... отставить!

Галина Акимова

* * *