Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
28 Aug 2018, 12:07Общество
Андрей Бабицкий. Нацисты и выборы: скорбное бесчувствие украинских экспертов
У украинских националистов есть неплохие виды на предстоящие выборы — как президентские, так и парламентские. Эту занимательную тему обстоятельно, привлекая множество экспертов, анализирует корреспондент РБК-Украина Татьяна Безпалько в своей статье «Союз правых: смогут ли украинские националисты объединиться перед выборами»
В целом ситуация выглядит следующим образом: по отдельности каждая из националистических сил имеет слабые позиции и, не заключив между союз, они будут мешать друг другу в избирательной кампании. Поскольку у ультрарадикалов одна, не слишком массовая аудитория, то конкуренция сразу трех крупных националистических партий — «Свободы», «Правого сектора»* и «Национального корпуса» — автоматически распылит голоса избирателей, уменьшим шансы националистов на хорошие результаты в президентских выборах, и на преодоление пятипроцентного барьера по итогам парламентских.
Соответственно, им необходимо выступать единым фронтом, однако сделать это не так просто, как кажется, Несмотря даже на то, что партийные лидеры уже неоднократно заявляли о своей готовности работать сообща с родственными организациями, а в марте 2017 года был подписан так называемый «Национальный манифест», объединивший «Правый сектор», Организацию украинских националистов, Конгресс украинских националистов и С14. Что касается выдвижения единого кандидата на пост президента, то найти фигуру, которая устроила бы всех, будет сложно, как это обычно и происходит, из-за амбиций руководителей партий. Тем не менее, шансов на победу даже в случае, если националисты договорятся, у такого кандидата не будет, а участие в этих выборах просто даст возможность мобилизовать электорат и провести смотр сил.
Другое дело — борьба за депутатские мандаты. Ошибка 2014 года, приведшая к позорному проигрышу, заключалась как раз в стремлении партий пройти в законодательный орган страны самостоятельно. В результате ни «Свобода», ни «Правый сектор»* не собрали необходимый для преодоления избирательного барьера процент голосов. Проблема заключается в том, что избирательное законодательство Украины не предусматривает формирования на выборах избирательных блоков. Соответственно, при заключении союза всем националистическим партиям, кроме одной, под брендом которой и соберутся остальные, придется отказаться от собственных названий. Но все три организации очень дорожат своей репутацией и жертвовать своими неувядающими и покрытыми славой именами пока, по крайней мере, не желают. Как там будет дальше — непонятно. Как-нибудь, да будет.
Что привлекает внимание в этом развернутом и степенном исследовании? Прежде всего, рассудительная и отвлеченно изыскательская интонация, с которой эксперты и автор материала осматривают, описывают и анализируют предмет, как спокойно и со знанием дела они взвешивают шансы и оценивают перспективы нацистов на полноценное участие в политической жизни в качестве системной силы. Это как если бы немецкие ученые, уже имея представление о том, какой катастрофой для Германии обернулся приход Гитлера к власти, спокойно рассуждали об электоральных позициях НСДАП в 1933 году, давали бы рекомендации, как нацистам привлечь дополнительные голоса и обеспечить себе максимальный результат на выборах.
Эта деформация сознания есть неизбежное следствие окончательного и бесповоротного врастания украинских ультрарадикалов в ткань общественной жизни. Специалисты, изучающие политические процессы, уже сами не замечают, что внутренне смирились с этой бедой и перестали ее даже воспринимать в качестве таковой. Если вчитаться внимательнее в текст статьи, то из в ее холодном и формальном ритме сгущается какие-то мертвенные равнодушие и безучастность, наработанное за 4 года умение не кричать и цепенеть от ужаса, а отрешенно мириться с чудовищным позором, которым стало для Украины возрождение нацизма в его самых откровенных, уже давно никем не камуфлируемых формах.
И еще одно обстоятельство, которое кажется даже более важным, чем духовная и психологическая капитуляция украинских граждан перед нацизмом, выразившаяся в упоительной той беспечности, с которой некоторые из них (упомянутые в статье эксперты) обсуждают намерения и привычки людоеда. Дело в том, что нарисованная в тексте картинка ненамеренно лжива. Конечно, журналист не имел умысла исказить параметры описываемой им ситуации — он, напротив, старательно собрал всю палитру мнений, обратившись, в том числе за комментарии и к самим господам нацистам. Просто представлять читателю один из — не самый главный — форматов общественной активности ультрарадикалов — это неосознаваемое, но от этого не становящаяся невинным, адвокатирование коричневой заразы на Украине.
Мы снова возьмем в качестве примера Германию. Немецкий журналист пишет об участии НСДАП в выборах, опуская все остальные моменты, связанные с деятельностью этой партии. Поневоле складывается впечатление, что милые люди в коричневой униформе заняты поиском исключительно легальных инструментов для упрочения своих позиций во власти. Мимо нашего взгляда пройдут погромы, шествия, расправа с политическими оппонентами, убийство соратников, вышедших из повиновения и много других чудесных деталей.
Так же и здесь. Сугубо политическая деятельность в легальном поле — это далеко не самая существенная часть жизни националистов. Куда большее впечатление на общество производит их репутация сообщества, готового использовать насилие, жестко ориентированного на бескомпромиссную зачистку политического пространства с целью освободить его от всего того, что господа нацисты считают наносящим ущерб интересам нации. Собственно, насилие уже давно идет в ход и в этом мастерстве радикалы совершенствуются день ото дня. Поэтому выборы выборами, но как там будет на самом деле, какая вожжа попадет под хвост этим патриотам Украины, на что сумеют их раскачать власти, в какой конфликт втравить, никто не знает. Как и того, будут ли вообще, в условиях чрезвычайщины, которую усилением своего влияния и легитимицией негосударственного насилия формируют националистические силы, проводится выборы в принципе.
С учетом всех этих обстоятельств, наверно, и можно было бы поговорить об электоральных намерениях и планах националистов. Но говорить надо так, чтобы читателю становилось страшно от одной только мысли, что эту тему приходится обсуждать.
*Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ
Андрей Бабицкий
* * *