Архивы публикаций
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
27 Sep 2018, 15:16Общество

Александр Халдей. Что показали выборы в Приморье, Хабаровске и Владимире

Александр Халдей. Что показали выборы в Приморье, Хабаровске и Владимире

Существующая партийно-политическая система перестала отвечать потребностям политического развития и стабильности России.

Политическая система в России переживает фазу нарастающего кризиса легитимности. Выборы в Приморье и Владимирской области показали — случись сегодня выборы в Госдуму, «Единая Россия» вполне могла бы их и провалить. Если экстраполировать выборные сюжеты регионов на всю страну, то ясно одно — страна очередные выборы с нынешним составом партий не выдержит, и власть, дав свободу рук на местном уровне, это осознает в полной мере. Во всяком случае, если даже и была не готова до Приморья, то после — неизбежное осознание пришло.

Сейчас аналитики судят, что в прошедшем противостоянии власти и избирателя больше — провалов региональной власти или неприязни к центру. Очень велико искушение все грехи списать на регионы. Но это было бы искажением картины. Если регионы плохи — это не всегда вина центра. Аналогично тому, как если ребёнок хулиган, то не всегда виноваты родители.

Понятно, что каждый проблемный регион проблемен по-своему. Но общим фактором повсюду является проецирование на местную власть недовольства населения политикой центра. Именно политика центра вызвала тот всплеск раздражения, который наложился на недовольство местной властью, которую избиратели воспринимают как продолжение власти центральной.

На первом месте в мотивах избирателя, конечно же, накопленные местные проблемы. Владимирская область — образец депрессивности и упадка. Зарплата низкая, кондуктор трамвая на 1,5 ставки — 10 тыс. рублей. С работой трудно, молодёжь давно потеряна, повально курит и матерится. Народ работает в Москве вахтовым методом или ежедневно ездит туда, тратя на дорогу только в одну сторону 3 часа 40 минут. Область живёт тем, что предоставляет Москве территории под свалки мусора. Годами ничего не делалось для изменения положения. Население пережило отчуждение от Москвы, от своей власти и от прочих российских регионов. Налицо типичный конфликт «Центр — провинция», являющийся разновидностью конфликта «город — деревня».

И в этой ситуации возникает сначала переназначение правительства во главе с Медведевым. Потом скачок цен и информация о росте налогов. Потом пенсионная реформа. Негативный образ местной власти в глазах населения сливается с негативным образом власти центральной. Люди утратили надежду на изменения и проголосовали протестно. В первый тур вообще едва за 25% пришли голосовать. Это, по сути, бойкот.

Из тех, кто пришёл, половина бюджетников, которых обычными методами заставили. И, тем не менее, оставшиеся избиратели перевели выборы во второй тур. Во втором туре пришло почти 40%, люди поняли, что могут отомстить местным властям — и месть состоялась. Теперь во Владимирской области Сипягин, как его называют — человек без лица — победил не потому, что он лучше, а потому, что Орлова надоела, и она от власти. А это кризис партии власти, которую у нас сегодня олицетворяет «Единая Россия».

Эффект пенсионной реформы был и в Хабаровском крае, но там добавилась местная фактура. Поддерживаемый властью Шпорт, наиболее компетентный из всех кандидатов, был отвергнут и проиграл некоему Фургалу от ЛДПР, который вообще не собирался становиться губернатором (как и во Владимире Сипягин) и шёл как обыкновенный спойлер. Врач, коммерсант, бывший депутат Госдумы, ни дня работы в органах местного самоуправления — трудно представить более неподходящую фигуру на пост губернатора. Собственно, всех спойлеров так и подбирали.

Но народ, загнанный в угол, подорвал себя вместе с системой. СМИ иронизируют: технические кандидаты стали техническими губернаторами. Не имея реального выбора, народ выбрал спойлеров. «Вы так? Значит и мы так. Вы нам кукол для голосования — мы их и выберем». Только бы не кандидат от партии власти.

Так, по сути, победил кандидат «Против всех», имени которого не было в бюллетене. Народ прекрасно понимает, что новые губернаторы на много голов хуже прежних. Что как администраторы — они никто, даже обычное заседание провести не умеют, вся власть перейдёт к аппарату, а сами губернаторы начнут строить с нуля отношения с центром и местными бизнес-элитами.

Это значит, что два года как минимум губернатор будет неработоспособен, его аппарат будет в состоянии подбора кадров, а проблемы региона решаться не будут. Но если власть не хочет слышать народ, то и народ не хочет слышать власть. Голосовали опять эмоциями, а не рассудком. Сделали хуже всем, но временное удовлетворение получили. Заварили кашу — пусть теперь власть расхлёбывает.

По сути, зашедшая в тупик в диалоге с народом власть перебрала все методы воздействия из освоенных. Пробовали вбросы — оказалось только хуже: кроме назревавшего бунта хабаровчане и владимирцы начали массово портить бюллетени, ожидая вбросов и у себя. Мобилизация бюджетников не помогла. Зимин со второго тура в Хакассии снялся. Даже срочный возврат в нулевые — приглашение политтехнологов, мастеров чёрного пиара — не помог. Политтехнологи, игравшие за власть, проиграли. Весь наличный инструментарий показал неспособность работать как прежде и давать результат. Что делать — это вопрос, на который сейчас пока нет системного ответа, хотя его проблески уже проглядывают.

Да, Кириенко действительно вышел из положения лучшим образом — он не стал любой ценой продавливать кандидатов власти и тем самым спас систему власти от кризиса легитимности. Нынешние победители, как бы нелепы они ни были, тем не менее, легитимны. Хотели этих? — Нате. К системе формирования власти претензий нет.

Некоторые телеграм-каналы пишут, что цена для Кириенко была огромной. За две недели он якобы вошёл в конфликт со всем основными силами и игроками на поле Приморья, Хабаровска и Владимирщины. Но есть и другая информация. Близкие к Кремлю источники утверждают, что Кириенко с самого начала давал негативный прогноз для 17-ти кандидатов от власти, три из которых подтвердились.

Причём Кириенко лично несколько раз предупреждал об этом самого президента, предлагая срочно их заменить на молодых, не связанных с силовиками и бизнес-кланами выдвиженцев, прошедших губернаторскую учебную программу А. Комиссарова. Именно такой выдвиженец и пойдёт на новые выборы в Приморье. Таким образом. Кириенко не ослабил, а укрепил свои позиции, доказав им, что был прав.

На фоне конфликта в элитах начинается процесс утраты целостности поля власти. Некие группы опять в состоянии захватывать регионы. Сфера общественного конфликта расширяется на весь регион. Напряжения местным элитам добавляет контекст предстоящего трансферта федеральной власти в 2024-м году. Тут полно слухов и это вносит дополнительную нервозность. В завязанном на Китай и Японию Дальнем Востоке усиливаются кризисные явления всвязи с риском закрытия азиатских рынков и курс центра на собственные силы. Местные элиты, выросшие не на производстве, а на торговле с Китаем и Японией, это не устраивает, так как грозит потерей прибылей и власти. Во всяком случае, губернаторский корпус ожидают массовые чистки. Вот ещё одна тема для конфликта интересов центра и регионов.

Кроме того, в элитах центра циркулируют слухи о грядущей чистке в силовом блоке и предстоящей отставке кабинета министров во главе с Медведевым, на чьё место ожидается назначение Набиуллиной. Регионалам это спокойствия не добавляет. Такое кадровое решение, если оно случится, понятно, будет встречено в обществе дополнительным раздражением, и не успокоит протестные настроения, а лишь усилит их ещё более. И это при том, что конфликт с Западом затяжной и падение уровня жизни так же затяжное. Во всяком случае, весь 19-й год нам обещают адаптацию экономики к изменившимся ценам и налогам, а настанет ли в 20-м году улучшение — никто не знает точно.

Эксперты говорят о подрыве партийной системы. Да, она подорвана, но не сейчас, а давно, ещё с 2016 года. Ни одна существующая партия не пользуется массовой поддержкой в обществе. Эту систему как-то терпели, пока всё было хорошо, но с ростом кризиса, когда нужны срочные перемены, такое становится нетерпимым. Вся проблема в том, что формировать новую партийную систему нужно уже сегодня, а не года через два-три. А до этого опорой всех парламентов должна быть существующая конструкция во главе с ЕР и спойлерами в лице КПРФ, ЛДПР и СР. Надо было как-то дотянуть с этой конструкцией до начала двадцатых. Но получается так, что дотянуть не выходит. Начинать нужно сейчас. Система начала распадаться раньше запланированного времени.

Все принимаемые меры направлены именно на то, чтобы оттянуть на год-два начало коренных реформ в этой области. Но развитие экономического кризиса и его перерастание в политический могут не оставить этого времени, и когда прилёт пора решать, ситуация может начать выходить из-под контроля.

Системе нужны успехи. Успехов пока нет, а это единственное, что делает власть легитимной. Однако ясно — с существующими партиями успехов не будет. Партии перестали быть инструментом согласования интересов элит и общества. Общество сносит существующие партии. Если это проигнорировать, общество начнёт снос институтов, этим партиям подконтрольных.

Что-то нужно делать с проблемой зависимости губернаторов от руководства крупных компаний, расположенных на их территории. Оставить системный дефект и одновременно улучшить систему — нереальная постановка задачи. Когда одни вывозят миллиарды в офшоры, а другим пенсии откладывают — такая система в кризис долго не протянет.

Сейчас выборы кончились. Активность утихнет, и власть получит два года передышки. Но процессы общественного брожения и формирования новых конфигураций в группах влияния не прекратятся. И когда придут следующие выборы, выяснится, что нет ни институтов, ни инструментов для нового согласования. Существующие с этим уже не справляются. Поэтому медлить с политической реформой нельзя и начинать её следует прямо сейчас, когда до выборов еще есть время. Не в 2021, а в 2019 году. Этих двух лет в запасе у страны уже нет.

Пока народ видит в выборах не способ назначения работоспособной власти, а способ мести, выборы будут не снимать кризисы, а порождать их. Ни отказ от выборов, ни расширение числа партий-спойлеров тут вопроса не решают. Проблема больше не решается в направлении повышения уровня манипуляций ради сохранения господства имеющихся структур. Нужно менять эти структуры, менять систему партий и политического представительства. Нынешние партии превратились в коммерческие конторы. Народ мстит иррациональным протестным голосованием потому, что не видит в имеющихся партиях своих представителей.

Да, мы опять немного не готовы к очередной войне, но для нас это не критично. Обычно мы потом догоняем упущенное. Важно сейчас не затягивать с назревшими решениями и не подменять чисткой персон назревшие реформы недееспособных институтов.

Александр Халдей

* * *