Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
10 Oct 2018, 20:31Общество
Ливийские дела
На тему оживившихся разговоров об отправке российских военных и ЧВК в Ливию, которые подогревают преимущественно британские источники (ах, какая неожиданность).
Если тезисно, то:
1. Россия уже не первый год поставляет оружие Хафтару, ради чего собственно Хафтар приезжал в Москву, выпрашивать старое оружие для местной войны. Так как деньги ему в Москве не дали, деньги на войну он клянчил у французов. Помимо России, оружие Хафтару поставляют Египет и ОАЭ. У всех поставщиков разные интересы в этой войне, но гипотетическая победа Хафтара позволяет их реализовать в случае стабилизации Ливии после военного объединения Ливии и легитимизации через выборы. При этом стоит помнить, что Хафтар великий оппортунист — он служил Каддафи, ЦРУ, Переходному Совету Ливии, правительству Сараджа, а теперь пытается заручится поддержкой как у России, так и в странах НАТО, а также у персидских монархий и соседнего Египта, где правят военные. О каких-то фундаментальных убеждениях Хафтара с таким бэкграундом говорить не приходится.
2. Старое оружие, включая старые самолеты, поставлялось через Бенгази, где конечно же были специалисты обеспечивающие передачу поставляемой техники Хафтару. Есть они там и сейчас. Но о полноценной базе речь так пока не идет. Хафтар еще во время похода авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии, заманивал Россию возможностью создать в Бенгази военную базу/логистический пункт. От предложения на тот момент вежливо отказались, но данная опция никуда не делась. В свете установления контроля над всем побережьем Ливии от Рас Лануфа до Тобурка, ситуация стала несколько иной — Хафтар ныне контролирует большую часть Киренаики и основные нефтяные поля западной Ливии, а также ключевые нефтяные терминалы на побережье. ИГИЛ и Аль-Каида сейчас ослабли, особенно последняя, которая потерпела тяжелое поражение в Дерне. Соответственно, ситуация для Хафтара улучшается и его шансы объединить Ливию под собой либо в блоке с сыном Каддафи, возрастают. Отсюда и определенный интерес к персоне Хафтара в Москве, Каире и Париже.
3. Что Россия забыла в Ливии? Используя позиции в Ливии, гипотетически можно нарастить давление на южные страны НАТО используя дешевую нефть и контроль над трафиком мигрантов из Африки. Но для этого еще необходимо выдавить Францию и Италию из Ливии. А эта задача простым открытием базы в Бенгази не решается. Тем более стабильность Ливии только снится — достаточно посмотреть на разгул «банд демократов» в Триполи. В таких условиях Хафтар конечно не сможет дать тех гарантий, которые дал Асад. В Сирии позиции России гарантирует законное легитимное правительство. В Ливии же Хафтар это один из претендентов на власть ускользающую из рук ставленника НАТО Сараджа. Поэтому активизация военной политики в Ливии выглядит более рискованным делом, так как оппоненты могут также увеличить нагрузку на операции в Ливии, накачав деньгамии оружием Сараджа и банды из Мисураты, а эксклюзивных дипломатических позиций как в Сирии, у России в Ливии не будет.
4. Почему появилась истерика в британских СМИ на тему российского присутствия в Ливии? Потому что получающий от России оружие Хафтар открыто заявляет, что LNA готова войти в Триполи и навести там порядок (читай, взять столицу под контроль). А контролируя политическую столицу + ключевые города и нефтяные поля восточной Ливии + имея контакты с родственниками Каддафи и частью лояльных им племен (подразделение каддафистов даже участвовало в штурме Дерны на стороне Хафтара), он может уже полноправно заявить о притязаниях на главенство в Ливии, можно и через формальные выборы. Беспорядки и бои в Триполи откровенно играют на руку Хафтару и наоборот, ослабляют позиции стран НАТО. С другой стороны, ряд аналитиков указывают на то, что Франция ведет в Ливии сепаратную игру, рассматривая Хафтара как гаранта французских экономических интересов в Ливии, в особенности в области нефтяных контрактов (которые лоббируют французские нефтяные компании). Поэтому лечился Хафтар именно в Париже (где он имеет симпатизантов и где есть круги, заинтересованные в том, чтобы платить Хафтару), а французская пресса не столь строга к нему, как скажем британская. Итальянцы понимают, что они при реализации сценария победы Хафтара окажутся у разбитого корыта и им еще повезет, если они сохранят за собой базу в Мисурате, при этом поток беженцев в Италию будут контролировать другие страны. Поэтому не особо критикуя Россию за поддержку Хафтара, в итальянской прессе периодически появляются материалы на тему корыстной политики Франции, которую в Ливии интересует разве что нефть и контроль над потоком беженцев. Стоит также отметить, что на территории Ливии периодически проводят операции спецназ и авиация Африканского командования армии США.
5. По сути, в Ливии идет перманентная гражданская война, которую внешние игроки пытаются направлять к своей выгоде, рассчитывая, что победитель, на которого будет сделана ставка, обеспечит по окончанию войны, соблюдение экономических и военно-политических интересов на территории разрушенной Ливии. У России уже пару лет есть опция на усиление своего присутствия в Ливии под гарантии Хафтара, что дает возможность доразвернуть дополнительный военный персонал, военную инфраструктуру и «частников». Будет ли такое решение принято, пока не ясно. Но по мере завершения войны в Ливии, мы наверняка увидим и другие страны, на территории которых Россия в том или ином виде столкнется с интересами США и НАТО. Ливия, одна из потенциальных, но не единственная площадка для этой борьбы.
* * *