Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Nov 2018, 19:13Общество
Пенсионная реформа стала проклятьем для Кремля
Отказ Кремля учитывать интересы народа может стать для него фатальным. «Гайдаровские» по сути социально-экономические реформы последнего времени еще долго будут влиять на электоральные результаты кандидатов от власти. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ).
Согласно опубликованному КГИ индексу социально-экономической и политической напряженности в регионах в 2018 году, наиболее высокая протестная активность, вызванная пенсионной реформой, была зафиксирована в европейской части России (высока доля людей пенсионного и предпенсионного возраста), в Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе (высока доля населения с доходами ниже прожиточного минимума).
Прямым следствием этого стали результаты последних выборов. В четырех регионах: Приморье, Хакасии, Владимирской области и Хабаровском крае кандидаты от «Единой России» не смогли одолеть своих соперников в первом туре, а на выборах в региональные парламенты правящая партия уступила первое место или набрала менее 30% голосов аж в пяти регионах.
По мнению исследователей, кризисная ситуация в том или ином регионе возникает при наложении трех факторов: гражданской активности, социально-экономической и политической напряженности. Среди 16 регионов, глав которых россияне будут избирать в 2019 году, в качестве проблемных называются Петербург, Ленинградская и Архангельская области, а также дальневосточные регионы.
Впрочем, если правительство продолжит проводить социально-экономические реформы в том же духе, проблемной может стать вся страна. Перекладывание пенсионного бремени на детей, налоги на самозанятых и даже «свежий» налог на колбасу — ни что иное, как попытка чиновников приватизировать государство в своих интересах, сбросив «лишние рты» как ненужный балласт.
Неудивительно, что граждане, лишившись остатков социальных гарантий, раскусили власть и отвечают ей все большим недоверием. Так, согласно последнему опросу ВЦИОМ, правительству доверяют меньше половины россиян — 41,7%. И хотя рейтинг доверия президенту РФ еще сравнительно высок — 64,2%, но и он устойчиво снижается.
Но главным «потерпевшим» во власти от проводимых реформ стал Дмитрий Медведев. Его рейтинг доверия еще ниже, чем у возглавляемого им кабинета министров — 37,5%. Причем, как политику ему, доверяют лишь 8,4%, а не доверяют — 24,1%. Получается, должность тянет Медведева вверх, в то время как в личном плане его авторитет в глазах россиян практически ничтожен.
Это обстоятельство добавляет неопределенности будущему, поскольку Медведев все последние годы рассматривался частью общества как вероятный преемник Владимира Путина на посту президента в 2024 году. Ведь он был его фаворитом, начиная с 2000 года: возглавлял администрацию президента, правительство, верно «грел» президентское кресло для Путина и вернул ему власть в должный срок.
Однако, нынешнее обвальное падение доверия к премьеру, которое вряд ли уже изменится, так как людоедские реформы его кабинета продолжаются, снижает шансы Медведеву на высший пост. Кажется, это понял уже и Путин. Его недавнее поручение премьеру «разобраться в реальной жизни россиян» прозвучало с раздражением и досадой своим нерадивым подчиненным.
Ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского социологического центра Леонтий Бызов считает, что страну накрывает вторая волна «гайдаровщины».
— Как социологу мне ясно, что многое зависит от формы вопроса о доверии Медведеву. Там, где респондентам предлагали назвать тех политиков, министров, которым они доверяют, наиболее вероятен как раз низкий результат. Отсюда медведевские 8 процентов. А там, где им предлагали одобрить или не одобрить деятельность премьера результат повыше — 37 процентов. Остальные шестьдесят с чем-то процентов не одобряют или скорее не одобряют. То есть этот момент объясняется технологией формирования вопроса.
«СП»: — А если оценить суть ответа на вопрос социологов — скромную поддержку премьера со стороны россиян?
— Медведев является в какой-то степени человеком, которого специально выставляют на посмешище. Очевидно, считая это важным для администрации президента. Мол, он «по контракту» тот, с которого и спросить нечего. И поэтому для людей Медведев превращается в этакого клоуна, нарицательную фигуру. В то время как в правительстве вроде бы сидят серьезные люди.
«СП»: — Пока они «серьезно» только обирать население научились...
— На самом деле, россияне просто не знают еще этих людей. Того же Силуанова, который реально возглавляет правительство, в котором Медведев лишь свадебный генерал. Все эти социально-экономические инициативы придумал не он, а Силуанов. Может быть на пару с Голиковой. Но отдуваться за все приходится Медведеву, потому что его знают, а Силуанова знают не все. Поэтому к правительству в целом отношение более нейтральное, чем лично в Медведеву.
«СП»: — Не секрет, что некоторые рассматривают Медведева как возможного лидера страны в будущем. Хотя бы потому, что он уже был им...
— Если, не дай бог, что случится с Путиным, Медведев по конституции становится исполняющим обязанности президента до следующих выборов. Это значит, что у него в руках окажется огромный силовой ресурс. Если бы он был большим политиком, он мог бы этот ресурс использовать и заставил партию власти работать на себя. Но поскольку Медведев большим политиком не является и храбрости у него не много, то трудно представить, что он станет преемником.
Медведев во главе страны — может и неплохой вариант, с учетом того, что на Западе к нему относятся намного лучше, чем к Путину. И если ставить задачу возобновления диалога с Западом, нарушенного за последние годы, то Медведев подошел бы... Вообще, российская история богата на странные коллизии. Так, в 1953 году никто не предполагал, что придет Никита Хрущев, над которого тоже всерьез не воспринимали.
«СП»: — Но для такой «загогулины» нужна хоть какая-то поддержка россиян. Как бы вы оценили проводимые сейчас правительством социально-экономические реформы?
— По всем направлениям происходит возвращение к антинародной политике Гайдара. И это неудивительно, ведь люди, которые сейчас в кабинете министров занимаются социальной политикой — Силуанов и Голикова — это самые настоящие «гайдаровцы». В большей степени, чем сам Гайдар.
По мнению политолога, экс-сотрудника администраци президента Андрея Колядина, груз ответственности за проводимые правительством реформы, скорее всего, ставит крест на политическом будущем премьера.
— Медведев на протяжении очень долгого времени выполнял очень важную и для Путина, и для системы власти роль. Он служил определенным громоотводом, в который били все молнии социально-экономического недовольства. Думаю, и он сам понимал значимость этой роли и те, кто его окружал. Но это не значит, что рядом с ним работают люди, неспособные на инновации и экономический прорыв. Зная их лично, скажу, что большинство из них — профессионалы и под тем внешним давлением, под которым находится сейчас наша страна, они справляются очень неплохо.
«СП»: — Кажется, «справляются» за счет населения...
— Конечно, существуют некие тренды, которые задаются правительством. Ведь правительство было сформировано под вполне конкретные действия и реформы. Надо понимать, что не правительство инициировало те изменения, которые сейчас происходят в стране, а они приходили под реализацию конкретных задач. Тренд развития государства определили майские указы, которые прозвучали до формирования кабинета министров.
Но в этом тренде заложено немало очень неприятных для людей нюансов. Это и пенсионная реформа, и попытки вытащить из тени самозанятых, повышение НДС, рост цен на бензин, повышение цен на продукты, попытки обложить налогами и платежами людей, которые не работают. Причем, часто потому, что не могут найти этой работы, так как ее просто нет в сложившейся экономической системе. Будут и новые инициативы правительства.
По итогам того, как эти законы внедряются в жизнь — часто без учета мнения людей и их подготовки, и правительство, и глава правительства будут постоянно находиться под ударом. После этого выходить в качестве национального лидера на будущих выборах Медведеву будет очень непросто. Более не просто, чем любому другому человеку с улицы. Поэтому возникают сомнения в том, что он сможет стать преемником Путина. Слишком долго он выполнял роль, которая не позволит ему выиграть выборы.
* * *