Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
30 Nov 2018, 19:54Общество
Эммануэль Макрон. Первый стратегический союзник России в Европе
Больше, чем Трамп: почему для спасения Макрона можно даже высадить десант ВДВ на Елисейских полях.
На днях Эммануэль Макрон на пресс-конференции в Елисейском дворце анонсировал программу коренного реформирования национальной энергетики. Ее ключевые положения сводятся к следующим пунктам: за четыре года полностью закрыть все угольные электростанции, до 2035-го остановить все АЭС, до 2030-го утроить количество ветрогенераторов и в пять раз (!) расширить объем получаемой энергии Солнца. Стратегическая цель — к 2050-му году полностью «обезуглеродить» не только производство, но и потребление энергии в стране, а также добиться абсолютной энергетической независимости государства.
Звучит оно все, безусловно, очень красиво, современно и очень масштабно. Особенно для человека, тратящего около 20 тысяч евро в месяц на свою внешность. Для бедной энергоресурсами страны цель, кажется, более чем актуальной. Вот только, либо глава Пятой республики забыл, чему его учили на уроках физики, либо где-то кто-то кого-то попросту стремится обмануть. Судя по всему, ввиду глубокого незнания вопроса.
Впрочем, нельзя исключить и совсем банальной причины. «Зеленое лобби» с его помощью задалось целью развести нацию на масштабное расширение бюджетных субсидий, естественно, за счет самих французов. Сегодня на поддержание и стимулирование развития альтернативной энергетики французское государство выделяет 5 млрд евро. Макрон пообещал поднять выплаты до 8 млрд, но, похоже, реальная цель находится гораздо выше.
На данный момент Франция в сумме имеет порядка 132,3 ГВт установленной мощности энергогенерации, из которой: 48% приходится на АЭС, 20% — на ГЭС, 10% — на ветер, 9% — на газовые блоки, 6% — на СЭС, 3% — на мазут, 2% — биомасса, 2% — уголь. Таким образом, ликвидация всех угольных электростанций особой проблемы не представляет и носит чисто популистский рекламный характер, а вот со всем остальным явно ожидаются проблемы.
Если закрыть все атомные энергоблоки, в экономике сразу возникает дефицит в объеме до половины генерации, особенно если считать вместе с объектами на мазуте. Наращивание потенциала ветряков в три раза (10*3=30%) и СЭС в пять (6*5=30%), теоретически создает даже как бы избыток мощностей, но в таком виде на практике неосуществимо.
Оба источника относятся к категории прерывистых. Опыт эксплуатации показывает, что национальная энергосистема может выдержать не более 20-25% их доли в общем объеме при обязательном наличии как минимум около половины базовой генерации (обычно в виде АЭС) и по меньшей мере 20% газовых энергоблоков, эксплуатирующихся в режиме компенсации. Если ветер стих, и ветряки остановились, а на улице ночь, подавать электричество потребителю срочно должен кто-то другой. Ну, или все останавливается в ожидании, когда наступит день (для СЭС) и ветер подует снова (ветряки).
Из чего следует, что перейти на полную автономность по энергоносителям Франция на данном научно-техническом уровне не сможет в принципе. Если «зеленую» генерацию раздуть до 60%, то примерно в том же объеме потребуется иметь мощность газовых блоков, объем которых, относительно нынешнего значения, тоже неизбежно придется нарастить, по меньшей мере, в 3,5 раза (с учетом неизменного объема ГЭС). Сегодня Пятая республика закупает почти 1,5 млрд кубометров голубого топлива, две трети из которого потребляют энергетики.
Реализация «плана Макрона» неизбежно приведет к двум результатам, уже сейчас четко вытекающим из законов физики. Во-первых, цены на электричество в стране в результате такого «обезуглероживания» вырастут не менее чем в 4-6, а по некоторым прогнозам и до 9 раз. Это нам, конечно, безразлично. У себя дома французы вольны делать все, что посчитают нужным. Даже если в результате доля издержек на энергетику в структуре себестоимости их продукции кардинальным образом повысится, а ее средняя маржинальность, наоборот, упадет.
Нам куда интереснее, во-вторых: заведомая неизбежность создания газовых балансировочных мощностей, пропорциональных хотя бы 0,8 от размера прерывистой генерации означает трехкратный рост потребности в газе. С учетом приведенных выше цифр, можно ожидать дополнительного спроса на газ в объеме примерно до 2,8 млрд кубометров в год. Подчеркиваю, дополнительно к тем 1,5 млрд, которые Франция потребляет сегодня. Учитывая сложившееся положение с российской долей газового импорта в Европе, можно практически с уверенностью сказать, что наибольшую часть дополнительного спроса будут закрывать «Газпром» с «НОВАТЭКом».
Словом, заявленных целей анонсированная программа достичь не сможет. Законы природы и экономики едины для всех. Но ради сиюминутного пиара рассказывать о скором счастье очень даже можно. Газ ведь все равно предстоит покупать у нас. К тому же, лишившись собственных ядерных объектов, французы окончательно уйдут с мирового рынка АЭС, тем самым освободив дополнительное место «Росатому».
Конечно, такую перспективу не стоит считать гарантированной и безоблачной. Свои подводные камни в ней тоже есть. Однако их преодолевать нам, похоже, очень стараются помочь, так сказать «набрав руководителей по объявлениям».
Александр Запольскис
P. S. Текст получился конечно весьма ироничный и даже несколько хулиганский, но никак иначе эту инициативу французского президента лично я прокомментировать не могу. Порой складывается стойкое ощущение, что он у наших газовиков вообще сидит на хорошем окладе.
* * *