Архивы публикаций
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
05 Jan 2019, 18:23Общество

Юрий Селиванов. Урок национального достоинства

Юрий Селиванов. Урок национального достоинства

Оглушительный успех нового русского «Жаворонка» говорит об острейшей востребованности в народных глубинах идеи патриотического единения и духовно-интеллектуального возрождения великого Русского народа во всём его многонациональном разнообразии

Только что вышел из кинотеатра. Смотрел «Т-34». После двух первых «танковых» премьер минувшего года, на третью шел с некоторой опаской. Запас доверия к нынешнему кинематографу, уже много лет без особого успеха претендующего на статус отечественного и русского, уже давно близок к исчерпанию. Уж больно надоел этот переодетый Голливуд, вперемешку с хроническими «закидонами» продвинутых явно не в ту степь «мэтров» про «сирую и убогую» Россию.

Но, не на сей раз! В артиллерии это называется «вилкой». Первый снаряд — диковато-аляповатый фильм «Танки» — недолет. Второй снаряд — гламурно-лямурный «Несокрушимый» — перелет. И наконец третий — «Т-34», в самый аккурат. Так что расход «снарядов» — в пределах нормы.

Любой фильм порождает в мозгу смысловые ассоциации. В данном случае в моем подсознании возник образ великого русского полководца. генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и его знаменитая фраза «Мы русские! Какой восторг!»

Ничего похожего в самом фильме не прозвучало, но сама эта картина, вся целиком, фактически стала воплощением этого суворовского восторга.

Причем, мастерски сделанным воплощением. Которому хочется верить. И хотя сюжетная линия временами сродни чуду, даже эти почти чудесные моменты смотрятся как истина высшей пробы. Та самая высшая истина, которая позволила нашим предкам практически от стен Москвы погнать казавшегося непобедимым врага до самого Берлина. Та истина, которая уже в 1941 году была пророчески написана на советских плакатах «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».

И второе имя этой истины — вера. Когда она есть у людей, когда они свято верят в свое государство, в своих товарищей, в своих командиров, то нет такой преграды, которая их остановит.

Кстати, похоже, именно это имел в виду Президент России Владимир Путин. когда на днях сказал, что вызовам современного мира в состоянии противостоять только сплоченный народ.

Именно такими были наши предки. Великий Советский народ, одолевший самую чудовищную военную машину в истории — фактически объединенную Гитлером армию всей Европы.

Когда почти неправдоподобные события подтверждены фактом реальной Великой Победы, они получают статус высшей истины — чудесных явлений, которые в истории всегда сопутствуют тем, кто следует правде и справедливости. Не знаю, много ли здесь надмирного, но бесспорным фактом является то, что единая воля многих миллионов людей, это сила поистине космического масштаба. Наверняка способная менять ход событий даже вопреки вероятностной логике.

Невероятен, на первый взгляд, ключевой логический узел картины. Кажется совершенно невозможным, чтобы с фронта доставили только что захваченный советский танк Т-34-85 прямо с убитым экипажем и остатками боекомплекта. Как могли педантичные немцы допустить такое форменное разгильдяйство?! Уж, как минимум, трупы танкистов должны были оттуда извлечь еще на фронте. А снаряды из танка, если даже не отправить отдельно в целях безопасности, то доложить об их наличии по команде. И тогда немецкое начальство на полигоне никогда бы не допустило, чтобы эти боеприпасы оказались в руках русских солдат. Кстати, русских в самом широком и правильном смысле этого слова — русских, украинцев, белорусов, составлявших экипаж танка, И вообще всех советских людей того времени.

Так вот, немцы по фильму всё это дело проворонили. И я в это, представьте, верю! Потому что педантизм педантизмом, а война это такая штука. на которой не то, что порядок, но и маму родную забудешь. А немец он ведь тоже человек, к тому же смертельно испуганный фронтовыми видами. Так вот, эти бывшие педанты вполне могли, даже из ненависти к тыловым крысам, отправить в тыл такой взрывоопасный «сюрприз». Да и возиться с мертвыми большевиками желающих могло не оказаться. Тем более, что весной 1944 года гитлеровцам на Восточном фронте было уже не до соблюдения знаменитого немецкого «орднунга». Захватили новенький русский танк, быстренько загнали его на тягач и отправили по назначению.

Так что «чудеса» эти из разряда вполне вероятных и на степени доверия к фильму никак не сказываются.

И вот что еще надо сказать, упреждая некоторых снобов, которые наверняка попытаются свести все дело к спецэффектам и пересудам на тему «ремейк не ремейк». Что касается спецэффектов. Они, как я всегда говорю, соответствуют мощности компьютерного процессора. И в данном смысле с фильмом все в полном порядке. Более того, не каждый голливудский боевик отличается такой точной, разнообразной и местами даже филигранной компьютерной графикой. Но это, так сказать, обязательная программа, которую просто надо выполнять. И не делать из этого культа.

Потому что художественный фильм это произведение искусства, а не компьютерная «стрелялка». И горе тем «кино-геймерам», которые настолько простодушны, что до сих пор надеются собрать полные залы на бездумную и безыдейную электронную мазню. Не будет этого никогда! Во всяком случае, в России, где зритель, как бы его не перекармливали попкорном, а может быть именно поэтому, никогда свою русскую душу на него не променяет.

Что же касается неизбежных упреков в повторности и вторичности, то могу уверенно сказать следующее. Фильм «Т-34» — совершенно самостоятельная картина. Даже при том, что его предшественником был советский шедевр «Жаворонок». Некоторый параллелизм общих сценарных рамок и ходов ничего в этом факте не меняет. Тем более, что сам факт события, а с этой темой я знакомился специально, позволяет трактовать эту историю в каком угодно ключе. Просто потому, что никто и никаких подробностей происшествия на немецком полигоне не знает, а живых свидетелей найти не удалось. Об этом писали в свое еще авторы советской картины.

Тем не менее, у новой российской ленты есть свое, вполне адекватное, чувство той далекой эпохи и собственное видение того глубинного целеполагания, которое и составляет несущую смысловую опору этого произведения.

И здесь я снова возвращаюсь к ключевой суворовской фразе «Мы русские! Какой восторг!».

В «Жаворонке», который вышел на экраны в 60— годах, когда память о великой войне и великой Победе была абсолютно свежа и не нуждалась ни в каком педалировании средствами кинематографа, акценты были расставлены несколько иначе. То была, я бы сказал «оптимистическая трагедия». Про которую классик писал: «Безумству храбрых поем мы песню!». Лейтмотивом того фильма была именно обреченность наших героев, решившихся на такой шаг без малейшего шанса остаться в живым.

Автором нового фильма такая трактовка явно не устроила. И думаю, что знаю почему. Слишком долго всевозможные «доброжелатели» и «партнеры» дырявили наш мозг нашей мнимой отсталостью, неумелостью и бестолковостью. И страна у нас якобы была не та, и квартиры несуразные, такие же, как идеалы. А про войну и подавно — одно сплошное «заваливание врага трупами». И кровавый Сталин на пару с Жуковым, которые только и делали, что мешали «подневольному народу» воевать. Родилось уже целое поколение таких пропагандистски опущенных, выведенных во второй сорт и не способных обойтись без «доброго заокеанского дяди», который всему научит.

И с этим давно надо было что-то делать. Именно поэтому главный посыл фильма Т-34 читается именно по-суворовски. Русские не просто этакие смертники-фаталисты, для которых жизнь копейка. Такая идея была бы с порога отвергнута нынешним жизнелюбивым поколением. Поэтому в фильме показаны другие русские. Не просто люди, способные к героическим поступкам даже перед лицом неминуемой гибели. Сегодня этого уже мало!

Собственно, этого было мало всегда. Не случайно еще в ту войну самые умные советские командиры учили бойцов не умирать, а жить, побеждая врага. В этом была заключена вершина военного искусства во все времена. И именно этому — не помирать картинно на поле боя, но оставаться живым, сокрушая противника ради победы и одоления, учит это новое российское кино.

Которое показывает русского человека и солдата в его лучшей и самой исторически оправданной ипостаси. Как представителя умного, смекалистого, дальновидного и мудрого народа. Который не просто не уступает в этих качествах своему противнику, но и в решающей мере превосходит его. Превосходит именно в том главном, что является основой любой победы.

Кульминационной сценой фильма, в которой это русское лидерство передано с максимальной силой, является рукопожатие, которым поверженный и погибающий немецкий танкист обменивается с советским коллегой, признавая его безусловное превосходство. И признавая тем самым всю безнадежность заранее проигранной немцами войны с Советским Союзом.

В этом рукопожатии проигравшего врага заключено и красноречивое послание нынешним западным «партнерам» России, которые, не вняв урокам истории, могут попытаться в очередной раз испытать русских на прочность. Не знаю, успеют ли они на этот раз с покаянным рукопожатием, Путин говорит, что они даже раскаяться не успеют, но судьба предыдущих кандидатов в наши «фюреры», должна заставить задуматься даже самых самонадеянных «сверхчеловеков». И фильм «Т-34» именно об этом.

Юрий Селиванов

* * *