Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
10 Jan 2019, 11:59Общество

Реинкарнация Компартии Украины как симптом

Реинкарнация Компартии Украины как симптом

3 января на внеочередном съезде Коммунистическая партия Украины (КПУ) выдвинула кандидатом в президенты своего лидера Петра Симоненко. «Делегаты съезда единогласно приняли решение выдвинуть кандидатом на пост президента Украины от Коммунистической партии Украины Симоненко Петра Николаевича, первого секретаря центрального комитета», — сообщили в пресс-службе.

Новость выглядит сенсацией. В декабре 2015 года в соответствии с законом о декоммунизации Окружной административный суд Киева запретил деятельность Компартии Украины. С того момента (и даже раньше) КПУ и её бессменный первый секретарь полностью исчезли из информационного пространства, центральные органы и местные ячейки партии прекратили свою деятельность, ничего не слышно и о неформальной работе украинских коммунистов.

Правда, 15 января 2016 года в Киевском апелляционном административном суде было открыто производство по апелляционной жалобе КПУ, но рассмотрение дела длится до сих пор, и конца ему не видно. И вот в Минюсте Украины сообщили, что пока решение суда о запрете не вступило в силу, Компартия может продолжать свою деятельность. У тех, кто знаком с реальностью Украины, ничего, кроме хохота, это не вызовет.

Говорят, «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». И в данном случае это нужно существующей власти, то есть Петру Порошенко. Только власть могла допустить проведение съезда КПУ (он прошёл организованно и спокойно) и обеспечить его безопасность. Понятно и то, что Пётр Симоненко нужен своему тёзке Петру Порошенко в качестве «технического кандидата» на президентских выборах. Но зачем?

Обычно задача технического кандидата заключается в том, чтобы облегчить победу своему «работодателю», отобрав у его реального соперника часть голосов. С этой точки зрения замысел политтехнологов украинского президента может показаться непонятным. Ведь очевидно, что во второй раз стать «однотуровым» у Петра Порошенко не получится, главный вопрос на сегодня для украинского президента — удобный соперник во втором туре.

По мнению политологов (практически единодушному), таковым для Порошенко является условный «антимайданный» кандидат. Но получается, что сейчас Пётр Симоненко может как раз помешать такому сопернику выйти во второй тур. Я сознательно не называю имя того, для кого Симоненко может «испортить игру». Когда речь заходит об украинских президентских выборах, то я начинаю путаться в оппозиционных кандидатах, выясняющих между собой, кто из них «проект Банковой», а кто по-настоящему борется с режимом (скорее всего, вообще никто не борется).

Любой «проект» при достаточной общественной поддержке той идеологии, на которой он строится, может выйти из-под контроля. И в этом всё дело. Похоже, на Банковой серьёзно опасаются такого поворота. Вроде бы это противоречит имеющейся социологии, но ведь заказной характер результатов социологических опросов известен, как известно и то, что для украинских социологов есть «контрольные цифры», за которые им запрещено выходить. Кроме того, при проведении опросов многие люди боятся отвечать откровенно. А тех, кто вообще отказывается говорить с социологами на политические темы, ныне около 70%, чего прежде не было и близко. И все понимают почему. Наконец, у властей есть свои методы мониторинга общественного мнения: анализ содержания соцсетей, а ещё старые добрые агентурные донесения, массив которых даёт гораздо более объективную картину, чем любые опросы.

И вот когда всё это учитываешь, то видишь, что картина для украинской власти складывается неблагополучно. Доля тех, кого «жизнь после майдана» освободила из плена пропаганды, кто понял необходимость радикальной смены курса развития Украины, становится угрожающе высокой. И эти люди могут преподнести на выборах неожиданности.

В такой ситуации любой «антимайданный» кандидат становится для Порошенко более опасным, чем даже нынешняя фаворитка Юлия Тимошенко или выскочивший, как чёрт из табакерки, комик Владимир Зеленский. Ведь между ними и украинским «гарантом» идеологических различий нет. Это значит, и предвыборная схватка обернётся столкновением симпатий/антипатий по отношению к персоналиям. Да, начальная позиция непопулярного президента кажется невыгодной, но у него всегда есть возможность вбросить «убойный компромат» на конкурента и сыграть на его слабых местах.

А вот когда кандидаты действительно стоят на разных идеологических платформах, характер «персоналий» становится вторичным. Изменить систему взглядов человека куда труднее, чем его персональные симпатии и антипатии, более того, любые недостатки «своего кандидата» кажутся вполне терпимыми, а «чужого» — совершенно неприемлемыми. Помнится, даже две судимости Виктора Януковича не помешали ему победить в 2010-м и 2004 году (настоящим победителем выборов 2004 года был тоже он): в Януковиче люди видели альтернативу сползанию Украины на Запад (крупно просчитались, но это уже другое дело)

Так вот, идеологического противостояния во втором туре Порошенко и его люди страшатся больше всего. Отсюда и реинкарнация украинской Компартии руками режима, «декоммунизировавшего» всё и вся. А вот за Петра Николаевича Симоненко, который достойному завершению политической карьеры предпочёл роль в подтанцовке, обидно.

Антон Каневский

* * *