Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
10 Jan 2019, 17:23Общество
Интернационал националистов. Правые Европы создают альянс в будущем Европарламенте
«Друг Путина» и «враг Путина» встретились и в дружеской обстановке обсудили совместные планы. Им было, что обсудить, помимо России — например, объединение правых всего Евросоюза в борьбе с интеграционными порывами Брюсселя.
Итальянский вице-премьер и лидер популистской партии «Лига» Маттео Сальвини прилетел в Варшаву и встретился с лидером правящей в Польше партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярославом Качиньским, а также с премьер-министром Матеушем Моравецким и министром внутренних дел Йоахимом Брудзиньским.
Сальвини хочет уговорить Качиньского и ПиС присоединиться к альянсу европейских правопопулистских антииммигрантских партий перед майскими выборами в Европарламент.
«Польша и Италия будут творцами новой весны в Европе, возрождения европейских ценностей», — сказал Сальвини в среду на совместной с Брудзиньским пресс-конференции и добавил, что обсудил с польским коллегой сотрудничество в «строительстве новой Европы».
Пока в альянс входят французское «Национальное объединение» (бывший Национальный фронт) Марин Ле Пен, Сальвини с его «Лигой», австрийская Партия свободы, голландская Партия свободы Герта Вилдерса и чех японского происхождения Томио Окамура с его Партией свободы и прямой демократии, но они надеются привлечь и правящую в Венгрии партию «Фидес» во главе с Виктором Орбаном, и ПиС, и других серьезных партнеров — и, если удастся, создать сильный блок в новом составе Европарламента.
Выборы Европейского парламента пройдут во всех странах Евросоюза 23-26 мая. Прошлые выборы были в 2014 году, и проходили они совсем в других условиях — до миграционного кризиса, до «брексита» и до взлета популярности правых популистов во многих странах Европы.
Антииммигрантский и антибрюссельский альянс уже довольно давно пытается сформировать Марин Ле Пен, Маттео Сальвини же присоединился к этим попыткам в прошлом году — и претендует на роль лидера. В течение 2018 года Ле Пен, Сальвини и их единомышленники провели несколько встреч и сделали несколько заявлений на эту тему, в том числе:
■ В мае Ле Пен принимала в Ницце Герта Вилдерса, Томио Окамуру, генерального секретаря австрийской Партии свободы Харальда Вилимски и других единомышленников. Он объявили о начале кампании перед выборами в Европарламент. Сальвини был занят переговорами о формировании правительства Италии и обратился к собравшимся в Ницце с видеоприветствием;
■ В июле лидер партии «Лига» Сальвини объявил, что хочет создать «Лигу Лиг Европы» — союз националистических партий, в который вошли бы «все движения за свободу и суверенитет, которые защищают свои народы и свои границы»;
■ В августе Сальвини и венгерский премьер Виктор Орбан на встрече в Милане выступили с «антииммигрантским манифестом»: они объявили, что будут сотрудничать в ходе кампании перед выборами в Европарламент и бороться с силами, желающими, по их словам, впустить миллионы мигрантов в Европу. Лидером этих сил Орбан назвал французского президента Эммануэля Макрона;
■ В сентябре лидер австрийской Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе призвал Орбана и его партию Фидес к «совместной работе в будущем общем блоке в ЕС»;
■ В октябре Сальвини и Ле Пен на встрече в Милане объявили о поддержке друг друга на выборах в Европарламент. «Враги Европы — это те, кто сидит, оторванный от жизни, в бункере в Брюсселе», — сказал Сальвини. Он назвал предстоящие в мае выборы «революцией здравого смысла», а Ле Пен добавила, что они станут историческим моментом, моментом рождения «Европы наций».
Сейчас в три фракции правых евроскептиков в Европарламенте входит 151 депутат, всего же в нынешнем созыве Европейского парламента — 751 место.
Из-за «брексита» правые в Европарламенте лишатся соратников из Британии, но и число мандатов сократится до 705.
Если евроскептики в мае серьезно увеличат свое представительство в парламенте Евросоюза, то это, естественно, повлияет на его работу.
Епропу ждет новая весна, в которую ее поведут Италия и Польша — заявил Маттео Сальвини (слева) на встрече с главой МВД Польши Йоахимом Брудзиньским
Что еще важнее — в течение полугода после выборов Европарламента должна быть сформирована новая Европейская комиссия. Пока, как напоминает немецкий Spiegel, среди 30 членов правительства ЕС всего одного можно считать евроскептиком: это делегированный Орбаном еврокомиссар по вопросам образования, культуры и спорта Тибор Наврасич.
Но этот состав комиссии формировался пять лет назад. Теперь уже в нескольких странах у власти — партии, критически настроенные по отношению ко многим аспектам политики ЕС, прежде всего к политике в отношении иммигрантов и курсу на дальнейшую политическую интеграцию. Все эти правительства пришлют своих делегатов.
«Комиссия, в которой несколько человек будут все время давить на тормоза, ослабит Евросоюз. И это будет подарком евроскептикам: ведь один из их главных тезисов состоит в том, что Брюссель некомпетентен [... ] а Евросоюз в этой ситуации может стать таким, каким его рисуют критики: бюрократическим, неуклюжим и оторванным от реальности», — пишет Spiegel.
Альянс строится уже давно: Ле Пен, Окамура и Вилдерс в декабре 2017 в Праге
Что касается будущего состава Европарламента, то издание EUobserver предполагает, что Национальное собрание Ле Пен, «Лига» Сальвини, австрийская и голландская Партия свободы и польская ПиС смогут собрать в одну фракцию 140 депутатов Европарламента.
Журнал Spiegel составил прогноз на другую конфигурацию: Национальное собрание, «Лига», австрийская Партия свободы и «Альтернатива для Германии». Крупнейший в Европе общественно-политических журнал полагает, что эти силы вместе могут создать фракцию численностью примерно 150 человек.
Эти подсчеты основаны на последних опросах.
В обоих случаях это будет третья по величине фракция в Европарламенте — и это при том, что прогнозисты не учитывают будущих депутатов из числа правых евроскептиков от остальных стран ЕС.
В октябре Сальвини и Ле Пен объявили, что вместе идут на штурм «брюссельского бункера». Возглавить атаку хотят оба
Впрочем, скептики сомневаются, что правые популисты преодолеют нынешнюю разобщенность, и альянс, о котором говорят Сальвини, Ле Пен и их друзья, примет какие-то организационные формы и тем более станет серьезной единой силой.
У потенциальных участников альянса — слишком много разногласий. Они есть даже по единственному вопросу, который, казалось бы, должен безусловно их объединять — по вопросу об иммиграции.
Как отмечают европейские обозреватели, Маттео Сальвини вообще — за то, чтобы закрыть границы ЕС для иммигрантов с юга и востока, но если это не получится, то он — за то, чтобы распределить гостей по всем странам ЕС. Польша, Венгрия и другие страны центра и востока ЕС, как известно, решительно против.
Никто из крупных игроков, кроме Марин Ле Пен, не говорит о желании совсем развалить ЕС — и Сальвини, и Орбан, и ПиС Качиньского говорят лишь о «восстановлении политического суверенитета» своих стран, но не о разрушении экономического союза.
Крупным пополнением в отряде правых борцов с Брюсселем в новом Европарламенте могут стать депутаты от «Альтернативы для Германии» (пять лет назад она была в младенческом возрасте), но с АдГ, вероятно, не захотят блокироваться поляки, потому что они считают некоторых политиков партии реваншистами и врагами Польши.
При этом и ПиС, и АдГ, и венгерская «Фидес» поддерживают имидж респектабельных партий и вряд ли захотят входить в одну фракции с правыми экстремистами.
Сальвини, Ле Пен и деятели «Альтернативы» ездили в Москву и Крым и говорят о необходимости отменить санкции против России, министр от австрийской Партии свободы танцует с Путиным на своей свадьбе, а у поляков из ПиС — диаметрально противоположное отношение к России и Путину.
Впрочем, отношения с Россией — совсем не главный вопрос для правых популистов в ЕС. И Евросоюз уже продлял санкции — автоматически, на основе консенсуса, то есть при согласии и Италии, и Австрии.
Виктор Орбан (слева) и Маттео Сальвини в августе выступили с «манифестом против иммиграции». Но в один блок с партией Сальвини в Европарламенте Орбан может и не захотеть
Сейчас члены Национального собрания Ле Пен, «Лиги» Сальвини и Партии свободы Вилдерса входят в Европарламенте во фракцию Europe of Nations and Freedom (Европа наций и свободы, ENF). В ней всего 35 депутатов — это самая маленькая фракция парламента ЕС.
Несколько бывших лепеновцев, 19 бывших и нынешних членов британской Партии независимости Соединенного королевства (UKIP) и единственный евродепутат от АдГ, сопредседатель партии Йорг Мойтен входят во фракцию Europe of Freedom and Direct Democracy (Европа свободы и прямой демократии, EFDD). В ней — 43 человека.
15 поляков из ПиС вместе с 18 депутатами из Консервативной партии Британии сидят во фракции умеренных евроскептиков European Conservatives and Reformists (Европейские консерваторы и реформаторы, ECR). В ней — 73 евродепутата.
Евродепутаты от венгерской «Фидес» вообще вошли в состав крупнейшей в Европарламенте (219 членов) «респектабельной» фракции мейнстрима, European People's Party.
«Помимо единственной точки соприкосновения, неприязни к Европе, они мало о чем могут договориться, — заключает Паскаль Жоаннен из европейского аналитического Фонда Робера Шумана. — Потому было бы большим упрощением говорить, что крайние, популисты и националисты победят в мае 2019-го. Несомненно, они увеличат свое представительство — если смогут подтвердить недавние успехи, достигнутые на национальном уровне. Но они, скорее всего, останутся раздробленными на несколько групп».
Юри Вендик, Би-би-си
* * *