Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
19 Jan 2019, 20:39Общество
Майк Помпео на Ближнем Востоке — что нового?
По итогам турне Майка Помпео на Ближний Восток нельзя не заметить, что американская ближневосточная стратегия в кризисе. Поездка госсекретаря США, как объявил Госдепартамент, была сосредоточена на двух основных темах: Америка хотела показать своим арабским партнёрам, что она, выводя войска из Сирии, не покидает Ближний Восток, и одновременно подталкивала союзников к противодействию Ирану.
В поездке американского госсекретаря отразилась невнятность ближневосточной политики США при президенте Трампе. Через два года после его вступления в должность у Вашингтона по-прежнему нет послов в шести странах, которые посетил Помпео, — в Египте, Иордании, Катаре, Саудовской Аравии, Турции и ОАЭ. Нет послов США и в трёх других странах региона — Марокко, Ливии и Сирии. В Госдепартаменте не назначен заместитель госсекретаря по Ближнему Востоку. А вообще, уже два года в администрации Трампа более 40 из 188 должностей послов остаются незаполненными.
Насколько недавно ставший дипломатом Помпео готов самостоятельно решать внешнеполитические проблемы в воюющем регионе? Ведь около 26 процентов сотрудников Государственного департамента за рубежом и около 42 процентов, находящихся в США, уволены. Помпео во время поездки часто приходилось импровизировать или, как заметили эксперты, «исполнять соло, не имея нот». И дело не только в недостаточности квалифицированной поддержки, но и в отсутствии у Трампа чёткой позиции по Ближнему Востоку, отмечает Foreign Policy.
Пожалуй, не составило проблем для американского госсекретаря лишь посещение Иордании. США — крупнейший донор этой страны; иорданские вооруженные силы получают от Пентагона ежегодно 200 млн. долларов. Естественно, со стороны США это не альтруизм. Поддерживая Иорданию, Америка не сомневается в лояльности Аммана. А Иордания не возражает против своего участия в антииранском блоке арабских государств (хотя здесь её роль не имеет большого значения).
Ключевым партнёром американцев в арабском мире остаётся Египет. Именно в Каире Помпео попытался широкими мазками обрисовать роль Америки на Ближнем Востоке.
Однако, комментируя его речь в Американском университете в Каире, аналитики отметили большой разрыв между планами Вашингтона и эффективностью его действий. В изложении Помпео во всех бедах региона виновен не только Иран, но и Барак Обама. «Результаты заблуждений [Обамы] были ужасными», — заявил Помпео. Однако то, что он причислил к успехам США в регионе при президенте Трампе, вызывает лишь злую усмешку: например, его слова о построении Америкой в Ираке «процветающей молодой демократии».
В своей речи в Каире Помпео пытался дистанцироваться от того, что он назвал ошибками предыдущего президента США, согласившегося на ядерное соглашение с Тегераном, поставившего под сомнение безоговорочную поддержку Израиля и отказавшегося от одобрения автократий в Египте и Саудовской Аравии.
Роб Малли, бывший чиновник администрации Обамы, а ныне глава Международной кризисной группы, охарактеризовал речь Помпео как «бредовую» и «самодовольную». «Слушать речь Помпео — это всё равно что слушать кого-то из параллельной вселенной», — сказал Малли. Ведь Помпео пытался заставить арабские страны взять на себя все расходы по противодействию Ирану. Идея создания единой коалиции против Тегерана имеет в США давние корни, но ни одному американскому президенту за 40 лет существования Исламской республики достичь этого не удалось. И сегодня США не в состоянии сделать свою антииранскую политику политикой Евросоюза или Турции.
Находясь в Бахрейне, Помпео огласил американский замысел провести 13-14 февраля в Варшаве саммит с участием «десятков стран», посвящённый борьбе с Исламской Республикой Иран. Важно, по словам Помпео, добиться того, чтобы «Иран не оказывал дестабилизирующего влияния». Что это означает?
Американцы снова хотят возложить бремя своей борьбы с Тегераном на союзников. Нового в этом ничего нет, если не считать пояснений Помпео, касающихся «доминирования» Ирана в Ираке, Ливане, Сирии, Йемене и (внимание!) в самом Тегеране. Оказывается, администрация Трампа стремится к тому, «чтобы иранский народ получил контроль над своей столицей». Помочь иранцам свергнуть своё правительство Помпео предлагает путём создания антииранской военной коалиции арабских государств.
На переговорах с монархами Персидского залива госсекретарь США продвигал план создания «арабского НАТО». Вот только отсутствие согласованных усилий со стороны всех стран Персидского залива и раскол в этой группе арабских государств из-за Катара ослабляют их способность объединяться. Отказаться от Катара, где находится крупнейшая военно-воздушная база США в регионе, американцы не готовы, а других вариантов у них нет. Добиться примирения Эр-Рияда с Дохой Майку Помпео не удалось. Катар, как и Оман, и Кувейт, считают антииранский запал администрации Трампа частью усилий США по поддержке Израиля в арабском окружении. На встрече с катарским эмиром шейхом Тамимом Помпео отказался комментировать сообщения о том, что Вашингтон якобы рассматривал недавно планы начала военных действий против Ирана.
Неудивительно, что союзники США планируют свои действия без опоры на американцев: сирийские курды ведут переговоры с правительством Башара Асада, страны Персидского залива вновь открывают посольства в Дамаске, а турки объявили, что продолжат военные действия против курдов независимо от вывода войск США. Саммит, который американцы проведут в феврале на польской земле, ещё больше привязывая Варшаву к своей внешней политике, покажет, многого ли достиг Помпео в ходе большого ближневосточного турне.
Выступление Майка Помпео в Каире
Николай Бобкин
* * *