Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
22 Jan 2019, 21:14Общество

Владимир Скачко. «Томос-тур» к «томосо-перехвату»

Владимир Скачко. «Томос-тур» к «томосо-перехвату»

В ново-церковном строительстве в Украине медленно, но уверенно опять определяет тренды не мечущийся по стране, как угорелый, президент Петр Порошенко с томосом в загашнике, а уже почему-то записанный к нему в «подтанцовку» митрополит Филарет (Денисенко).

Тот, которого в процессе экзальтированно-поспешной томософилии Вселенский патриарх Варфоломей понизил с «патриарха Киевского и всея Украины» до митрополита, зато снял анафему, наложенную Русской православной церковью (РПЦ) и даже его раскольничьей церкви — УПЦ КП — дал статус канонической. Цена такой каноничности — один куруш (одна сотая разменная монета турецкой лиры) на знаменитом Стамбульском рынке в базарный день, так как каноничность была выдана неканонично, не РПЦ. Но факт остается фактом: УПЦ КП уничтожена совсем, а на ее месте «постала новая церковь» — ПЦУ или СЦУ или вообще ПЦУ-СЦУ («православная» или, как указано в томосе, «священная»), в которой упомянутый разжалованный Филарет работает «почетным патриархом». И все его просят не лезть в дела церкви-новодела и не мешать ее предстоятелю — митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию — полноценно работать и укрепляться в новой должности.

Но нужно было знать Филарета, чьи честолюбие и амбиции, несмотря на его 90 лет, которые «стукнут» 23 января сего года, могли ДнепроГЭС обслуживать, если бы их направить на турбины вместо Днепра. И Филарет потихоньку забирает бразды правления в свои старческие руки. И задает, повторяю, тренды развития ПЦУ-СЦУ. С одной стороны, он однозначно укрепляет новую официальную церковь, уверенно отодвигая и Порошенко, и Епифания, которого по-прежнему однозначно называют «человеком» и а то и вообще сыном Филарета. Внебрачным, разумеется.

Филарет просто блестяще подставил Порошенко, заставив того, охваченного религиозно-электоральным экстазом профана-проповедника, желающего еще раз переизбраться, говорить откровенные глупости на религиозную тематику. И Порошенко лепит в своих «проповедях» такое, что ни под одну скуфью не подлазит. Недавно он потребовал от РПЦ показать ему ее... томос. «Теперь уже наша церковь является канонической, а пусть теперь они (РПЦ. — Авт.) сейчас сами разберутся — покажут томос. А где их томос? Сталиным подписан? Правда — ее не спрячешь», — неистовствовал, путая грешное с праведным, а антикоммунизм с церковными делами. И утверждая, что, мол, «украинец не должен спрашивать, какого патриархата церковь, потому что он к Богу идет и вся церковь должна быть едина».

Его просветили как простые воцерковленные верующие, со всей жестокостью намекая, что томос — не, извините, фаллос, чтобы его всем показывать, так и грамотные священнослужители. В частности, замглавы отдела внешних церковных связей канонической УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич, который рассказал, что РПЦ, как и Константинопольский патриархат, где заправляет всем Варфоломей-томосодаритель, вообще не имеют томосов. И не могут их иметь, так как создавались на более высоком уровне — решением Всеправославных соборов. Статус РПЦ, в частности, в 1593 году утвержден Всеправославным Собором в Константинополе, в «котором приняли участие Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи». «Кстати, ни у кого из них также нет томоса. И ничего, живут как-то», — иронизировал священник, потешаясь над неграмотностью Порошенко, который уже и так предстал перед всем миром, как человек на государственном посту, вмешивающийся в церковные дела в обход Конституции Украины.

Для укрепления ПЦУ-СЦУ Филарет вкупе с Варфоломеем уже выдавливает из Порошенко и прочих украинских властей решения, которые максимально узаконят ПЦУ-СЦУ и лишат юридических прав для существования в Украине канонической УПЦ МП. Верховная Рада уже приняла законы о переименовании УПЦ и о механизме рейдерских захватов ее имущества. А Филарет подвел под это поистине иезуитскую идеологическую базу. По его словам, если УПЦ МП не изменит свое название, то она лишится права проповедовать в Украине. А лишится этого, значит, не будет иметь права и на имущество. «Они должны перерегистрироваться в Российскую православную церковь, а они не захотят, и тогда они не будут иметь права юридического лица. А не будут иметь права юридического лица — лишатся многого, в частности и Лавры», — заявил Филарет. И можно быть уверенным, что к нему прислушаются. И отожмут у УПЦ МП и храмы, и даже Лавры, в том числе, и главную — Киево-Печерскую. О ней Филарет уже сказал, что она — «украинская, а не российская святыня».

Параллельно, как уже было сказано, Филарет делает все, чтобы у УПЦ МП отобрать само ее имя — «Украинская» и передать его ПЦУ-СЦУ. «Сейчас распространяют неверное название ПЦУ — Православная церковь Украины. Правильно — Украинская православная церковь. Мы же не говорим Православная церковь России или Православная церковь Болгарии. Это необходимо исправить. Это не официально — это перевод, и перевод неправильный. Надо говорить правильно — Украинская православная церковь». И понятно, зачем он это делает. На первом этапе просто возникнет путаница между канонической и неканонической церквями, носящими одинаковое название. Затем, с течением времени, люди просто привыкнут, разница между двумя церквями постепенно сотрется в восприятии. Для очень большого числа верующих. Не зря же сторонники церкви-новодела каждый день ведут подсчет и хронологию перехода приходов УПЦ МП к ПЦУ-СЦУ.

С другой стороны, Филарет уже сейчас делает все, чтобы максимально ослабить влияние на ПЦУ-СЦУ не только сторонников канонической УПЦ МП, но и, вы не поверите, Вселенского патриархата и лично патриарха Варфоломея. Для начала он элементарно хочет хотя бы в самой Украине и в непризнанном никем режиме изменить статус ПЦУ-СЦУ — с митрополии и полуэкзархата до полноценной автокефалии, возглавляемой не митрополитом, а патриархом. Как это Филаретом изначально и задумывалось еще при первом расколе в 1992 году, когда он сам себя назначил «Патриархом Киевским и всея Украины». Как это он хотел закрепить чуть позже, объединяясь с такой же раскольничьей УАПЦ и передавая сан патриарха ее предстоятелю — Владимиру (Романюку), чтобы минимизировать негативное влияние своей персоны на судьбу всей новой церкви.

Этот негативный ореол, исходящий от Филарета, хотел минимизировать, а то и вовсе убрать и патриарх Варфоломей, когда ставил устранение от власти в новой церкви условием представления томоса. И Варфоломея можно понять: он рассчитывал, что разведет, как детей, украинских политиков-недоумков и лично Порошенко, рассчитывающих лишь на электоральный прибыток в борьбе церквей, и поживится имуществом украинского православия, подчиненного себе. Но с Филаретом такие штуки не прокатывают. И не прокатывали никогда — «свое» и то, что считает «своим», он всегда сжимал и сжимает крепко. Как сейчас.

Филарет сейчас, повторяю, занят не только укреплением ПЦУ-СЦУ и вытеснением УПЦ МП из страны и религиозной жизни Украины, но возвращением идеи «украинского патриархата» в жизнь. Во-первых, себя он по-прежнему призывает величать только «патриархом». Да, «почетным», но патриархом. Во-вторых, он уже командует Епифанием и клиром ПЦУ-СЦУ, давая им распоряжение поминать его при богослужениях исключительно патриархом. Наряду с Варфоломеем.

Фактически это означает, что Филарет, глядя на примитивно дурацкий, но частично действенный «томос-тур» Порошенко, и себе что-то урвать. Например, уже сейчас сам делает и призывает других осуществить «томосо-перехват» явочным путем. Другими словами явочным порядком изменять Устав ПЦУ-СЦУ и сами условия предоставления томоса. Игра тут тонкая. А расчет еще тоньше. На то, что статус автокефалии представляли украинским раскольникам по политическим мотивам. С целью дальнейшего отрыва Украины от России. И раз это уже случилось, и ПЦУ-СЦУ стала и символом этого духовного разрыва и отрыва под давлением Запада и США, то эти партнеры вынуждены будут терпеть и соглашаться с тем, что ПЦУ-СЦУ вытворяет и с томосом, и со своим статусом, самовольно повышая его и выходя из-под контроля Вселенского патриархата. По крайней мере, материально. То есть расчет на то, что коллективный Запада и в религиозных делах будет терпеть все делишки Киева, как он терпит сейчас все, что постмайданный Киев оголтело и изуверски вытворяет с демократией и правами человека в Украине. И Запад можно понять: он из соображения политической целесообразности не хочет признавать, что привел в Украине к власти тупого, жестокого и недемократичного монстра. Тут поза важнее позиции, а декларации выше воплощения принципов в жизнь. И, конечно же, всем абсолютно наплевать на украинский народ и его страдания...

И как говорил незабвенный Михаил Горбачев, процесс пошел и идет. Порошенко бегает с томосом по стране в поисках второго президентского срока любой ценой, политики всячески укрепляют «патриотическую» ПЦУ-СЦУ, Филарет (Денисенко) рулит мракобесием под видом церковного строительства, а Запада, как всегда, привычно закрывает глаза. И на нарушение церковных канонов, и на игнорирование прав и свобод украинцев.

И что в этой ситуации делать, на что опираться и на что надеяться, похоже, не знает никто. Когда парламент принял закон о церковном рейдерстве, УПЦ МП его только раскритиковала, назвав его положения своими именами. Фракция «Оппозиционного блока», как известно, покинула сессионный зал Рады из-за принятия парламентом скандального законопроекта и запланировала обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить процедуру принятия законопроекта. Фронтмен объединения «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко грозно пообещал после прихода к власти отменить все решения, принятые парламентом относительно церковных вопросов.

И что? А ничего. К власти еще надо прийти, а у конституционных судей должна прорезаться совесть. А спикер Рады, униат Андрей Парубий подмахнул закон и отправил его за автографом к Порошенко. И Порошенко его тоже подпишет. Как подписал такой же, по сути, рейдерский закон о переименовании церквей.

А патриоты тем временем уже призывают отменить крещенские купания в проруби на том основании что они — «москальские». Очень актуальное предложение. В плане закаливания нации, которая зимой все меньше и меньше моется в отсутствие горячей воды. Возвращаемся в пещеры, где и зарождалось истинное православие, незамутненное политигрищами. Все логично, хотя вокруг все как-то пованивает, а Филарет ликует...

Владимир Скачко

* * *