Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
27 Feb 2019, 15:56Общество
«Блуждающая Земля» — Китай перешёл в наступление на культурном фронте
«Блуждающая Земля», фантастический блокбастер, снятый по роману культового китайского фантаста Лю Цысиня — первая «бомба» такого калибра, «сброшенная» Китаем на Голливуд.
Пока экономическое и геополитическое противостояние КНР и США вошло в затяжную фазу без видимых результатов, на культурном фронте китайцы сумели нанести мощный и эффектный удар. Китайский кинематограф продемонстрировал Голливуду, что может отныне достойно конкурировать с ним на его же поле — но по своим, национально-культурным правилам. «Бомбой» стал фильм «Блуждающая Земля», снятый по роману китайского фантаста №1 Лю Цысиня, о творчестве которого уже писал наш сайт.
Сюжет — не то, чтобы шокирует новизной: Земля превращается в огромный межпланетный корабль, уносящий человечество к новому Солнцу, так как старое скоро погаснет. Главный проект объединённого человечества затянется на 25 веков, и жить трём с половиной миллиардам людей придётся в подземных городах, но ничего, справимся! Огромные плазменные двигатели усеяли покрытую льдом планету и толкают её за пределы Солнечной системы. На беду, проходя мимо Юпитера, Земля попадает в его гравитационное поле и вот-вот упадёт на газовый гигант — если бы не самоотверженные усилия героев фильма, которые перепробовали целых три плана спасения.
О главном: фильм получился в самом полном смысле слова МОЩНЫЙ. Уровень эпического накала таков, что временами начинаешь всерьёз верить в происходящее на экране. Все американские научно-фантастические фильмы-катастрофы, даже лучшие — типа «Дня Независимости» или «Армагеддон», страдают одним общим пороком капиталистического искусства — отлично ощущаемой «развлекательностью». Смотришь — и кушаешь попкорн. Угу, окей, наши победили, Земля в 123-й раз спасена. Доел, вышел из кинотеатра, забыл. «Блуждающая Земля» же с азиатским пафосом требует от зрителя полностью «приостановить неверие» и погрузиться в атмосферу конца света. Без ужимок и условностей, всерьёз.
Спецэффекты — на уровне и выше. Всё масштабное — огромно, всё фантастическое — реалистично. Абсолютно весь арсенал киноэффектов 21 века применён грамотно и уместно. Никакого кривоватого позорища, свойственного, скажем, индийскому кино с его потугами на блокбастеры, нет и близко.
Что очень характерно: китайцы отвесили смачную пощёчину американцам, которые, как известно, огромные любители национального солипсизма, и всегда спасают мир в одиночку, или, в крайнем случае, с помощью пьяного русского космонавта Льва Андропова. В качестве симметричного алаверды, на отправившейся к новому солнцу Земле американцы как-то не замечены. Китайцы есть, русские тоже — вторые по значимости в сюжете, есть японцы и даже англичане. А американцев нет. Кончилось ваше времечко. Без вас планету спасём. Всем же лучше будет.
Кстати, о русских. Коллега одного из главных героев — подполковник Макаров, сыгранный Аркадием Шароградским. Так приятно услышать без дубляжа родную речь, да ещё без акцента! И вдвойне приятно — услышать боевой клич «Русские в космосе непобедимы!», который китайцы без тени шовинизма вставили в картину, равно как не стали и оспаривать утверждение Макарова о том, что его соотечественникам принадлежит честь создания первой космической станции. Просто сравните этот образ — и, прости Господи, «Льва Андропова».
По ходу просмотра, особенно первой половины, фильма не можешь отделаться от ощущения, что кино снимали по обобщённому сценарию всех романов Стругацких. Какое-то всё такое знакомое и близкое: снег, техника, огромные тягачи-вездеходы. Это так здорово, честно! Эстетика — родная как берёзки. Полдень, 22 век, Всемирная Китайская Народная Республика. Неужели, судя по сохранившемуся культурному коду, «Небесный СССР» всё-таки не исчез окончательно, а только сменил прописку?
Нельзя, впрочем, обойтись и без пары критических замечаний. Из-за насыщенности событиями, повествование получилось очень динамичным, чтобы не сказать — суматошным. Маленькие флэшбэки не в состоянии полностью раскрыть характеры героев, которые очерчены достаточно схематично. Причём, что важно, виден потенциал каждого героя — но бешеный хронометраж не оставляет времени даже на разговоры. Ах, каким замечательным бы получился небольшой сериал — суммарно часов на 6-7 времени, как логично и плавно удалось бы развить все сюжетные линии, обходясь без скачков и галопирования. Но — кассовость диктует свои суровые законы...
И касса таки собрала рекорд! «Картина «Блуждающая Земля» по роману Лю Цысиня вышла в прокат 5 февраля. Почти за две недели она собрала кассу в 557 миллионов долларов, пишет Variety. В субботу, 16 февраля, фильм обогнал «Мстителей: Война бесконечности» и стал самым кассовым среди Imax-релизов в Китае». В США, что примечательно, сборы составили 2,5 миллиона долларов. Ну понятно — неохота смотреть, как привычную роль суперменов выполняют какие-то узкоглазые...
А жаль, что в России фильм не идёт в кинотеатрах! В нём есть очень близкий нам дух самопожертвования, интернационализма, бескорыстия. И никаких «львов андроповых»...
Григорий Игнатов
* * *