Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
27 Feb 2019, 18:19Общество
Александр Халдей. Путин обратился к нации с сообщением о том, что отступление закончено
Наконец-то нам дали приказ наступать, отбирать наши пяди и крохи
В.Высоцкий
Эфир уже полон комментариев послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию. Всё уже разбили по тематическим группам, нашли из года в год повторяющиеся призывы к чиновникам покончить с раскачкой, нашли основные акценты и новые подходы. Всё это верно и так и есть на самом деле. Но.
Понять нынешнее послание президента без наложения текста на международный контекст невозможно. Если этого не сделать, ровную на первый взгляд речь Владимира Путина правильно не понять. В ней огромный подтекст, который пока остался вне комментариев. Всё-таки президент — коренной ленинградец и даже разносы устраивает очень вежливо.
Те, кто давно с ним работает, давно не заблуждаются насчёт этой вежливости. Понимают — это железный кулак в лайковой перчатке. Корректно и спокойно Путин послал предупреждение элитам, что те, кто не изменит подходы к работе, будут безжалостно зачищены. Да, там были прорывные положения о колоссальных мерах социальной поддержки. Да, там было об инновациях и об обороне. Всё, что важно и злободневно, там было. Но было ещё и то, чего никогда не было раньше.
Путин сразу сказал — послание посвящено внутренним экономическим и социальным вопросам. Но скрытый смысл речи Путин подчёркивал постоянно — отвлекаясь от чтения и переходя на прямую речь, где паузами и интонациями давал понять слушающим его, что то, что они слышат, означает намного больше, чем сказано.
Путин говорил, а за его спиной полыхали зарницы и раздавался гул канонады. Это придавало совсем другой смысл его словам. Такое впечатление, что он волновался, и не потому, что это волнение оратора, а потому, что за спиной полыхает и гудит, а сидящие в зале этого не слышат. Сидящие в зале излучают сытость, радость жизни, покой, и изо всех сил стараются изобразить на лице почтительную внимательность и глубокую вдумчивость. Они уверены — это не их война.
Но Путин взволнованно убеждал — это их война. И они к ней никак не готовы. Раскачиваются. Позволяют себе глупости и безответственность. Привыкли к тому, что это им всегда сходило с рук. Привыкли к бесконечному долготерпению президента.
Путин сказал: времени больше нет, я говорил об этом не раз и вы это знаете. Тут Путин отрывается от бумажки и, глядя в зал, говорит: «Вообще мы этот период, я считаю, прошли». Отступать уже недопустимо. Снижать планку ориентиров и размывать их нельзя. И дальше самое важное, почему саботажникам больше пощады не будет: «Задачи сложны, но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперёд, набирая темп этого движения».
Помните? «Или мы проскочим этот путь за 10-15 лет, или нас сомнут»... Только теперь у нас нет этих десяти лет. Нас уже начали сминать. И опять «Кадры решают всё». Управленцы, специалисты, народ. Сберегать народ, спасать его, развивать и обучать. Беспрецедентны меры поддержки, которые с 2020 года начнутся в России.
Это очень важная деталь, которая объясняет всё, что осталось между строк: международное положение России по сути военное, и никакие промедления и головотяпство более прощаться не будут. Это причина того, почему то, что всегда прощалось, теперь будет стоить карьеры, а порой и свободы.
Тот, кто этого не понял и не осознал, кто к этому не готов, пусть лучше сразу уходит. Пусть не подходит к снаряду, если не уверен в способности справиться с заданием. «Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что там нельзя и здесь слишком сложно, там слишком планка высокая, не получится — вот с такими настроениями лучше к снаряду не подходить».
Путин взял паузу и шокированные чиновники стали заполнять её вялыми аплодисментами. Холод, струящийся по спинам многих, прямо передавался по телетрансляции каждому зрителю. Не понимающих намёки там не было.
Это беспрецедентное для Путина прямое предупреждение элитам. По сути — выстрел в воздух. Следующий будет на поражение. Ведь что означает «работать по накатанной»? Это не просто плевание в потолок. Это решение своих личных задач вместо задач страны. Это вечный «поиск темы», обсуждение и реализация откатов, распилов, финансовых схем, поиск лоббистов и подходов к президенту, попыток повлиять на него. Лишь бы всё оставить как есть — обогащение, вывоз ворованного за рубеж, предотвращение инвестиций в важные государству проекты. Это банальное набивание карманов и интриги. Вместо государственной службы и ответственности крупного бизнеса перед страной. Путешествия на яхтах с олигархами и сомнительными девицами как якобы часть работы госслужащего.
Путин по сути говорит прямо: «Лавочка закрыта, господа, услышьте меня, наконец, это очень важно! Вам давалось много времени, и оно закончилось. Всё, с прошлым покончено! Мир изменился, и в России больше не будет терпимо то, к чему вы все привыкли и благодаря чему состоялись. Или меняйтесь, или приготовьтесь к уходу. Не говорите, что не предупреждали — вот вам прямое предупреждение. Кто не услышал, не понял, не поверил — без обид».
Майский Указ развёрнут в национальные проекты. Их содержание — это то, что ждёт народ России. Национальные проекты простроены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений. Это долгосрочная политика, и она уже началась. Эксперты в восхищении — это лучшее послание из всех предыдущих. Никакой идеологии — только конкретные приказы. Диктовка директив к исполнению. Подробно, с цифрами и сроками.
Три блока: социальная часть, прорывно-технологическая и военная. Социальная беспрецедентна. Земские врачи. Огромные подъёмные медикам, переезжающим в село. Многодетные семьи получают помощь по жилью. Демографический пакет увязан с борьбой с бедностью, новое качество образования, медицины и культуры. После разговоров правительства о мегаполисах Путин сказал прямо противоположное — всё внимание сёлам. Сёла, малые города, национальные республики — основной электорат Путина. Политологи ожидают чисток и отставок, а так же уверенно говорят о росте рейтинга Путина.
В экономике чётко названы приоритеты: инвестиционный климат, повышение производительности труда, автоматизация и информатизация (цифровизация, как сейчас говорят), снятие инфраструктурных преград, подготовка кадров. Развитие за счёт повышения внутреннего спроса.
Многие скажут — а где его взять? Ведь все обеднели — и население, и бизнес. Всё верно. Прорываться будем национальными проектами. Госфинансированием. Именно потому сейчас идёт такая зачистка банковского сектора и коррупционных кланов. Нынешняя система не получит денег, пока все дыры не будут заделаны. И это неспроста. Профицит бюджета в этом году составил почти 3 триллиона рублей. И ещё 8 триллионов на счетах в казначействе. Итого 11 триллионов — это армия прорыва. В руки трети нынешних чиновников эти деньги не попадут. Их задача — обдумать пути спасения. И не особенно затягивать с бегством.
Военная часть послания особенно лаконична. В стиле папановского персонажа, обещавшего бить Козлодоева аккуратно, но сильно. Однако адресату послания не было смешно. Ему прямо сказали: в случае попытки пострелять из Европы, ударим прямо по американским штабам. Европейцами не отделаетесь. Отсидеться за спинами вассалов не удастся.
Всё намеченное по сути — приговор либеральному курсу. Такие программы не делаются в рамках «Вашингтонского консенсуса». Россия не делает левый поворот, но она чётко встаёт на кейнсианскую модель. Роль государства теперь первична, бизнеса вторична. Под эту парадигму теперь будет подбираться управленческая элита. Наиболее успешные из технократов станут политиками.
Президент открыто сигнализирует: критическая масса проблем накоплена и переход в иное качество неизбежен. Причём много раз переделывать неудачные попытки не получится. Всё, что мешало раньше, президент намёками назвал. Проникнуться до самых печёнок сказанным — это способ избежать судьбы Улюкаева, Приходько и Арашукова. Пришло время новых героев.
Особенно интересны внешнеполитические приоритеты в изложении Путина. Политолог Евгений Минченко отмечает такую последовательность: ЕАЭС, Китай, Индия, Япония, Юго-Восточная Азия, Евросоюз, США с их ДРСМД. Отношения с Белоруссией никак не были упомянуты. Означает ли это, что они уже попали в область внутренней интеграционной тематики? Не знаю, утверждать ничего не стану. Тут должно остаться поле для догадок.
Как всегда у политиков большого масштаба, выступление Путина потрясает не столько сказанным, сколько недосказанным, но угадываемым и прямо логически вытекающим из сказанного. И не стоит зубоскалить, дескать, это лишь слова. Слова? А вы спросите у США, слова это или нет. Америка давно уже зубоскалить перестала. Там уже к истерике перешли.
Россия сосредотачивается. Хотя мне слышится другое: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Над нашей Родиной нависла серьезная опасность».
Имеющий глаза да увидит. Выживает лишь тот, кто способен к обобщениям. Китайцы называют это «Постижение истины путём молчаливого созерцания». Что ж, они доказали, что умеют это делать. Те, кто сегодня видел и слышал Путина, должны понять его истину. Другого пути просто не существует.
Александр Халдей
* * *