Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
20 Mar 2019, 16:21Общество
Роскосмос «потерял» 7 миллиардов, но жалуется на нехватку финансирования
Дмитрий Рогозин заявил о «недофинансировании отрасли», когда его и Роскосмос обвинили в катастрофическом отставании от НАСА.
«Никакого отставания в техническом развитии нет. Есть серьезное отставание в финансировании отрасли. «Роскосмос» имеет бюджет почти в 20 раз меньше НАСАвского», — написал он в твиттере, отвечая на обвинения пользователей.
Видимо, Рогозин уверен, что, если бы было больше денег, он и Маска бы за пояс заткнул. Вот только проблема не в том, что денег нет, а в том, как они используются. Судя по тендерной документации, с которой ознакомилась «База», миллиарды рублей, выделенные на космические проекты, просто лежат мёртвым грузом на счетах подрядчиков «Роскосмоса».
Только в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), подведомственном «Роскосмосу», в течение нескольких лет зависли 1,7 млрд рублей, выделенных на запуск космических аппаратов ГЛОНАСС и ракеты-носителя «Союз-2-1б».
Например, в декабре 2018 года «Роскосмос» расторг контракт с ЦЭНКИ на «запуск космических аппаратов системы ГЛОНАСС». Контракт был заключён ещё в 2014 году, и по нему за четыре года не было сделано НИЧЕГО. Аванс, который был выплачен подрядчику, составил 619 млн рублей. При этом ЦЭНКИ обязан был ежемесячно информировать «Роскосмос» о состоянии дел. Также в рамках соглашения Центр должен был заплатить неустойку, но об этом ничего не сказано в соглашении о расторжении контракта. Руководство «Роскосмоса» просто попросило вернуть деньги назад.
То же самое случилось с авансом на 590 млн рублей, который «Роскосмос» передал ЦЭНКИ всё в том же 2014 году (это был ещё один контракт на запуск космического аппарата ГЛОНАСС). Через два года контракт был расторгнут, работы по нему даже не начинались. Такая же судьба была ещё как минимум у двух контрактов «Роскосмоса» и ЦЭНКИ: с авансами на 259 млн рублей и 200 млн рублей.
С другими подведомственными предприятиями у «Роскосмоса» похожая история. В январе 2019 года Московский арбитражный суд взыскал в пользу «Роскосмоса» 355 млн рублей с Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Шесть лет назад «Роскосмос» заключил с центром контракт на поставку двух ракет «Рокот». Сразу же был выплачен аванс — 786 млн рублей. Спустя три года оказалось, что работы выполнены только на 471 млн рублей. Остаток центр добровольно не отдавал — «Роскосмос» через суд взыскал деньги и проценты по ним.
С 2012 года у Роскосмоса было не менее 15 таких контрактов (речь идёт только о крупных — более 100 млн рублей) с подведомственными организациями на сумму 7,2 млрд рублей. Среди них Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина, «Техномаш», «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва», «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва. То есть всё это структуры, которые подчиняются «Роскосмосу». Нужно понимать, что эти 7,2 миллиарда рублей ведомство Дмитрия Рогозина может вернуть (в том числе и по суду), то есть считать их невозвратными ни в коем случае нельзя.
Что же может происходить с миллиардами, которые зависли? В 2016 году юристы «Роскосмоса» пытались доказать, что в подобных случаях подрядчик незаконно зарабатывает, просто положив деньги на депозит. Правда, на тот момент в суде разбиралось дело против «Дальспецстроя», который подчинялся Минобороны.
Юристы «Роскосмоса» тогда ссылались на проверку Счётной палаты. Аудиторы выяснили, что «Дальспецстрой» положил 14 млрд (часть аванса от «Роскосмоса») на депозитный счёт в «Газпромбанке», ещё 26 млрд (тоже часть аванса) — на расчётный счёт. В «Роскосмосе» посчитали, что «Дальспецстрой» использовал аванс как «коммерческий кредит» и попытались взыскать 1 млрд рублей. Дело дошло до Верховного суда, но «Роскосмос» не смог ничего отсудить: по контракту, «Дальспецстрой» не должен был использовать весь аванс моментально, а мог совершенно легально хранить деньги на своих счетах.
Можно вспомнить и нашумевшее уголовное дело в отношении Ахмеда и Магомеда Билаловых, чья компания «Красная поляна», получив от Сбербанка кредит в 1 млрд рублей на строительство олимпийских объектов, хранила их принадлежащем Магомеду Билалову Национальном банке развития бизнеса под 4-7% годовых, параллельно заключая договоры займа у подконтрольных ему организаций на заведомо невыгодных условиях. В 2016 году уголовные дела в отношении братьев были закрыты.
Структуры, которые напрямую подчиняются «Роскосмосу», возможно, используют аналогичную схему. Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин рассказал о других возможных способах приумножить выданный аванс.
Возможно, схема ещё более хитрая — это так называемые кредиты back to back, — сказал он. — То есть подрядчик получает большую сумму денег на свой расчётный счёт. Дальше эти деньги кладутся на депозит — на них капают проценты, а также под залог этого депозита банк может кредитовать как структуры подрядчика, так и конкретных людей. И ещё — вы помните какой курс доллара был три года назад? 55 рублей. За это время вырос почти на 20%. Неплохо — миллиард взяли, купили валюту, через три года продали и получили огромные деньги.
Дмитрий Рогозин валит всё на прежнее руководство «Роскосмоса», благо повод для этого есть: все проблемные контракты действительно относятся к периоду, когда он ещё не возглавил космическое ведомство.
В части структуры дебиторской задолженности прошу обратить внимание, что 90% этой дебиторки сформировалось по контрактам, которые были заключены еще до 2018 года, — сказал он в феврале 2019 года. — При этом более 80% просроченной дебиторской задолженности — до 2015 года, то есть это длительные контракты, которые не были разбиты на отдельные этапы, — заявлял он.
Однако Рогозин, видимо, забыл, что на посту зампредседателя правительства он курировал космическую отрасль аж с 2011 года.
На запрос с просьбой прокомментировать информацию в Роскосмосе оперативно ответить не смогли.
* * *