Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
01 Apr 2019, 21:34Общество

«Я не русский, я — советский!» Кто пытается оседлать «красный» протест?

«Я не русский, я — советский!» Кто пытается оседлать «красный» протест?

Как ни странно, современные политические реалии гарантируют нам некоторую определенность. Что я имею в виду? Ну, например: современная Россия достаточно уверенно чувствует себя в военном плане, сломить её с помощью военной интервенции вряд ли у кого-то получится, а какого-то серьезного улучшения взаимоотношений РФ с нынешними законодателями миропорядка ожидать тоже не стоит. То есть внешняя стабильность налицо, и, сколь бы плохой она для нас ни была, исходить мы должны именно из этого.

Внутри страны тоже все, скажем так, терпимо. Санкции хоть и сказываются на уровне жизни россиян, но все-таки не так сильно, как хотелось бы их организаторам. Более того, некоторые санкции стали просто манной небесной для внутреннего производителя, и Россия все увереннее выходит на самообеспечение основными продуктами питания, например. И это тоже реальность, которая, скорее всего, будет сопровождать нас ещё годы, а то и десятилетия.

Протестный потенциал, на который рассчитывали некоторые наши бывшие «партнеры», так и не перерос во что-то серьезное, по-настоящему угрожающее власти. Ставка на либералов не сыграла, а организаторы протестов на той же Болотной явно переоценили готовность россиян пойти за людьми, почти открыто стремящимися возвратить нас в девяностые.

В то же время нашим заклятым «друзьям» из-за океана очень мешает современная Россия. Хотя это, наверное, не совсем точное определение: мешает им любая Россия, просто нынешняя, пытающаяся играть по своим правилам и вспомнившая про национальные интересы, мешает им особенно сильно.

Мифический «Хартленд», о котором писал основатель геополитики как научной дисциплины Джон Маккиндер в своем главном труде «Географическая ось истории», и есть не что иное, как Россия. И устремления «цивилизации моря» установить контроль над нею носят не случайный характер, а продиктованы жесткой необходимостью: если этого не сделать, то где-то там, в тени огромной России, окончательно сформируется сверхмощный Китай.

В свою очередь, угроза выхода Китая на мировую политическую и военную арену очень страшит Запад: де-факто это будет означать утрату им лидирующей роли в мире, утрату доллара как главного экспортного товара Америки и, соответственно, последовательное банкротство как самих США, так и их основных политических и военных партнеров. Мир изменится слишком серьезно, и далеко не факт, что сами Соединенные Штаты переживут этот кризис как единое государство: вероятность распада США на несколько крупных региональных агломераций или даже на пятьдесят отдельных государств довольно высока.

Фактически у Запада есть десять-пятнадцать лет — примерно столько нужно Китаю, чтобы сделать свой внутренний рынок достаточно емким и уйти от критической зависимости от экспорта. Дальше Китай просто своей массой развалит существующие экономические конструкции, обнулит доллар как основное расчетное средство и, вероятно, решит немного пересмотреть существующие геополитические реалии.

Остановить Китай ещё можно, но для этого нужно сначала как-то обезвредить Россию. Желательно как-нибудь фатально, развалив её, к примеру, на десяток-другой независимых государств. В противном случае пазл не складывается — любые попытки по-настоящему взяться на КНР только сближают Пекин с Москвой, отнюдь не гарантируя их быстрого экономического проигрыша. Скорее, наоборот: вместе Россия и Китай вполне в состоянии противостоять Западу даже на экономическом фронте, ведь для этого у них хватит и ресурсной, и промышленной, и технологической базы.

То есть вопрос стоит именно так: либо США развалят Россию, либо они сами развалятся в ближайшие пару десятилетий. И можно сколько угодно иронизировать по поводу того, как долго мы ждем смерти США, но факт остается фактом: сейчас предпосылок для такого развития событий гораздо больше, чем когда бы то ни было. Это и огромный госдолг, который просто нечем будет обслуживать, если Вашингтон больше не сможет грабить мир с помощью доллара, и бремя колоссальных военных расходов, которые давно перестали быть продуктивными и все больше походят на поддержание штанов (пусть и бронированных, но тем не менее), и все более сложные отношения с остальным миром, где многие страны все более скептически оценивают роль современной Америки.

А значит, стабильность, о которой сказано в начале статьи, лишь кажущаяся. Вашингтон обязательно попытается как-то её разрушить, и можно не сомневаться, что нас ещё ждут серьезные попытки дестабилизации.

Ещё в 2012 году, после неудачной попытки организовать в России «цветную революцию», американский политолог Томас Грэм (Thomas Graham), бывший советник президента США Джорджа Буша, директор российского отдела в Совете национальной безопасности США (2002-2007), озвучил следующее: «... наша ставка на демократический протест в России провалилась». И предложил искать другие парадигмы, которые смогут набрать необходимый для свержения власти в РФ протестный потенциал.

На сегодняшний день очевидны два направления, на которых западные разведслужбы активизировали свою работу. Это прежде всего условно «красный» проект, рассчитанный на консолидацию недовольных нынешним положением России под красными знаменами, и поддержка разного рода региональных сепаратистских движений (а часто, за неимением оных, и просто каких-то мутных течений и частных лиц, активно развивающих тему отделения от России какой-то её провинции).

Надо признать, что западные эксперты хорошо поняли ситуацию и смогли довольно успешно актуализировать «красный» протест. То, что начиналось как ностальгия множества россиян по стабильности, гордости за свое Отечество, уверенности в завтрашнем дне, сейчас все активнее приобретает черты пятой колонны, единственной целью которой является свержение действующей власти. Разумеется, подается это все как раз в противоположном ключе — как патриотизм, как стремление к социальной справедливости, к возврату былого величия страны и так далее. Но довольно часто это приобретает совершенно другие черты, постепенно обозначающие условный «красный протест» как силу, направленную против России.

По роду деятельности мне приходится часто писать на темы, которые могут в той или иной степени служить маркером общественных настроений. И, читая отклики на свои статьи, я все чаще вижу, как именно под «красным» соусом нам пытаются преподнести что-то очень мерзкое.

Например, в последнее время я часто слышу (точнее, вижу в комментариях) презрительную фразу: «Моя родина не Россия, моя родина — СССР!» Причем подается это всегда с неким намеком на моральное превосходство. Есть и ещё более интересные выражения, например: «Я не русский, я — советский!» И это противопоставление русского и советского с обязательным, как кажется говорящим, унижением этих самых русских, тоже выглядит весьма симптоматично.

Нет, я не хочу сказать, что все поголовно условные сторонники «красного реванша» бросаются подобными фразами. Более того, я почти уверен, что над этим работают какие-то опытные «кулинары», с удовольствием подбрасывающие в нашу опару свои отравленные дрожжи. Но факт налицо: подобные реплики уже не вызывают протеста со стороны единомышленников, и люди, относящие себя к сторонникам красного проекта, где-то подсознательно признали справедливость подобных утверждений.

Есть и другие интересные примеры то ли скудоумия некоторых товарищей, то ли как раз недюжинного ума некоторых господ. Стоит написать о возможном объединении России с Белоруссией (деле, безусловно, очень благом для России), как в комментариях тут же появится товарищ с красным знаменем на аватарке и скажет что-то в духе «Да неужели белорусам нужно объединение с нашими олигархами?» Да, весьма вероятно, что застрельщиком тут выступит именно американский «засланец» русского происхождения, сидящий где-нибудь в пригороде Вашингтона. Но поверьте, его тут же поддержат десятки реальных «красных», наставят ему «плюсов» и всячески одобрят всеми доступными средствами. И не то чтобы в России не было олигархов — правду знаем мы все, чего уж, но олигархи приходят и уходят, а Россия остается. Об этом, к сожалению, забывают...

Думаю, на примере «Военного обозрения» мы можем видеть, что угроза эта пока ещё не глобальна: как правило, душещипательные статьи про «СССР 2.0» собирают не так уж много просмотров. Но зато они собирают очень много комментариев — народ там активный, настоящих буйных хватает и дел они, к сожалению, натворить могут...

Постепенно набирают силу и разного рода сторонники отделения Сибири, патриоты Казакии, потомственные поморы, активисты Дальневосточной республики и тому подобные персонажи. Хотя нужно признать: этих российские спецслужбы сразу и безошибочно квалифицируют как врагов и сильно разгуляться им пока не дают. Но сам факт, что прежде немыслимое потихоньку становится почти обыденным, очень настораживает.

А самое печальное, что две эти силы могут очень даже запросто сработать в тандеме. «Красный» протест при определенных обстоятельствах может опрокинуть центральную власть, а на местах выпавшее знамя подхватят как раз такие вот местечковые «патриоты».

Это выглядит логично и практично. Причем настолько, что поневоле задумываешься над тем, нет ли у этой логичности и практичности совершенно конкретных авторов.

Я предвижу возражения в духе «Ну вот, опять охранитель Путину спину прикрывает!» Да, дорогие читатели, вы абсолютно правы: Россия — огромная страна, и среди почти полутораста миллионов её жителей наверняка найдется кто-то и поумнее, и пообразованнее его. Все так. Но...

Но выбирать мы будем не из ста пятидесяти миллионов, а из десятка тех, кто имеет доступ к телевидению. И результаты этих «выборов» я могу уже сейчас предсказать с вероятностью 99%. Поэтому приходится проявлять осмотрительность и думать наперед.

Ну а вам я рекомендую чуть больше разборчивости. Убеждения могут быть разными. Но как только услышали «я не русский, я советский!», сразу переходите на другую сторону улицы.

Виктор Кузовков

* * *