Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
13 Apr 2019, 10:57Общество
Большая игра Azino
Седьмого сентября 2017 года врата ада приоткрыли свою зубастую пасть. Закашлявшись, они выплюнули крепенького пацанчика в темных очках в окружении девочек, Mercedes-Benz Gelandewagen и вороха баксов. «Все говорят, АК, — а как поднять бабла? Куда нажать? А-а-азино три топора!» — по-пацански зачитывал он. Наверное, именно тогда про звезду «подъездного рэпа 2000-х» Витю АК-47 узнала вся страна — по крайней мере, та ее часть, что смотрит кино в пиратских онлайн-кинотеатрах. То есть да, почти вся страна.
На волне хайпа Витя АК даже попал в самое модное телешоу страны «Вечерний Ургант», где под рекламный бит из Azino советовал зрителям Первого канала «кидать на ротан» замерзающим зимой птицам.
Поднять бабла
Реклама нелегальных интернет-казино и букмекерских контор — основной способ дохода для современных пиратов. И вирусная маркетинговая кампания Azino 777 вывела этот бренд на новый уровень узнаваемости. Попутно она, конечно, успела разозлить большинство зрителей, которым рефрен Вити АК-47, дополненный еще одним вирусным рэп-клипом от «Триагрутрики» и Вована из сериала «Реальные пацаны», засел в голову раз и навсегда. Но сомневаться в том, что немалая часть этих зрителей в итоге перешла на сайт казино и решила попытать удачу, не приходится.
«В свое время мы делали постироничный YouTube-сериал «Извращенцы“, через него на нас и вышли представители «Азино“«, — рассказывает Федор Тищенко, один из создателей ролика. Им понравилось видение и манеры съемки Тищенко и его партнера, Игоря Антоновского. После недолгих телефонных переговоров Антон и Федор сняли не столь популярный ролик про «рабочего Ивана с автомойки», а в дальнейшем и многострадальных «трех топоров» с Витей АК-47.
Идея пригласить рэпера, впрочем, принадлежала не им. «Нам позвонили, сказали, что вот — мы хотим чего-то веселого и крутого, и договорились с Витей АК», — объясняет Тищенко. Далее создатели ролика накидали нужные для рекламы казино тезисы, придумали, как обыграть в песне безбедную жизнь, и засели за проработку сценария клипа.
Результат поразил самих создателей: их творение стало обязательной прелюдией к просмотру любого пиратского фильма и воплощением самого ненавистного ролика в интернете.
Но послушно смотрящие рекламу с Витей АК зрители вряд ли понимают, что становятся частью большой преступной схемы, в которой нарушение авторских прав — лишь один, и далеко не самый крупный аспект. И в этой схеме «поднимают бабла» вовсе не те несчастные, которых ролик с Витей АК-47 заставил зайти на сайт нелегального казино.
Утекли в сеть
В 2000-х годах происходящее в интернете мало волновало правообладателей — основной проблемой они считали пиратов на рынках и в киосках метро.
В 1999 году американский студент Шон Фэннинг создал сервис Napster, позволявший пользователям обмениваться музыкой в формате mp3. Он просуществовал всего два с небольшим года, но нанес музыкальной индустрии огромный ущерб, ощутимо превысивший все, что сделали продавцы контрафактных дисков и кассет за всю историю существования пиратства. После многомиллионных судебных исков от группы Metallica, Dr. Dre и Мадонны, чьи новые песни утекли в Napster до официального релиза, сервис объявил о банкротстве и закрылся.
Но впервые использованная в Napster технология peer to peer, дававшая пользователям сети возможность обмениваться любыми файлами практически без ограничений, начала стремительно развиваться. На смену локализованным сервисам с небольшим набором серверов пришли торренты.
В 2003 году начал работу самый знаменитый из них — The Pirate Bay. Российский вариант — Torrents.ru, позднее сменивший название на Rutracker, открылся в 2004 году. Люди кинулись качать фильмы, музыку и программы, разнообразие которых поначалу потрясало воображение. Необходимость платить за что-либо в интернете моментально отпала. Для обмена файлами в середине нулевых использовались и локальные сети мелких провайдеров, в которых поднимался свой ретрекер, и форум, где выкладывались торренты. Разумеется, выбор тут был существенно меньше, но и этого хватало с лихвой.
Подход к пиратству у Pirate Bay и Rutracker в корне различался: западный гигант, активно поддерживаемый шведской «Пиратской партией», выступал за размытие авторского права и долго боролся с компаниями-дистрибьюторами, отстаивая право интернета на свободное владение информацией. В истории «пиратской бухты» были аресты, тюремные сроки, полученные ее создателями, отключение от интернета, отказ провайдеров от ее обслуживания и преследование сразу в нескольких странах мира. В то же время Torrents.ru уже в 2007 году позволял игровым студиям регистрироваться на трекере под особыми аккаунтами, позволявшими правообладателям самостоятельно удалять пиратские раздачи.
При этом больших денег ни Pirate Bay, ни Rutracker не зарабатывали и существовали скорее на энтузиазме своих создателей.
Однако помимо крупных трекеров вскоре стали появляться и другие, закрытые. Доступ к ним можно было получить по приглашению или по платной подписке. А еще сайт мог быть открытым, но у пользователя был лимит по скачиванию и раздаче. Отменить его можно было, опять же, заплатив определенную сумму. Именно такие платежи и стали основным источником заработка для пиратов. На таких сайтах можно было найти действительно качественный контент, который обрабатывали и выкладывали туда специальные люди — релизеры.
По второй схеме действовал известный российский сайт tfile.ru, созданный в 2006 году и уже через год завоевавший огромную популярность в России. На нем и еще нескольких похожих площадках начинали работать первые отечественные релизеры, которые не только выкладывали фильмы и сериалы, но и пытались делать быстрые и качественные переводы — не ради прибыли, а из чистого энтузиазма.
менно пираты подсадили россиян на зарубежные телешоу. Началось все с «Остаться в живых», который тогда показывал Первый канал. Пока по телевизору шел первый сезон, студия Lostfilm успевала перевести уже отснятые на тот момент второй и третий сезоны, и поклонники сериала ринулись качать серии в их переводе. Сайт lostfilm.tv существует до сих пор, и именно на нем одними из первых появляются новые серий популярных сериалов в качественной озвучке.
Энтузиазм пиратов постепенно уступал место желанию заработать. На сайтах появились многочисленные рекламные баннеры — в том числе, до начала 2010-х годов, и от Google AdSense. Были и конкретные рекламодатели, заказывавшие кампании у пиратов. «Например, производители ботинок рекламировали свою продукцию одно время. Производители парфюмерии, помню. Часы. В принципе, конечно, это были небольшие компании», — вспоминает экс-представитель российской антипиратской организации Олег Абрамов.
Позже «антипиратский закон» в России первым ударил именно по торрент-трекерам. Правда, тогда их популярность уже пошла на спад. Пока Роскомнадзор в начале 2016 года отчитывался о бессрочной блокировке RuTracker.org, пользователи сети давно перешли на сайты, где можно было смотреть фильмы без загрузки. По данным Group-IB, прошлый 2018-й год стал годом заката технологии torrent — сейчас 80 процентов фильмов и почти 90 процентов сериалов смотрят именно онлайн.
Немалую роль в этом сыграла социальная сеть «ВКонтакте», в начале 2010-х годов ставшая настоящим раем для пиратов. Выкладывать свежие серии сериалов и полнометражные фильмы никто особо не мешал, а возможность встраивать плеер на любой сайт привела к появлению огромного количества онлайн-кинотеатров со своей библиотекой фильмов. В какой-то момент во «ВКонтакте» поняли, что соцсеть стала крупнейшим складом пиратского контента, и не без давления правообладателей начали масштабную чистку. Сперва администрация сервиса запретила просмотр роликов незарегистрированным пользователям, и плеер соцсети исчез с нелегальных площадок. Пираты осознали, что их заработки напрямую зависят от того, запустится ли фильм, и принялись искать новые варианты.
Будни пирата
Какое-то время владельцы пиратских ресурсов арендовали серверы, делали свой плеер и вручную загружали через него огромное количество фильмов, которые затем встраивали на сайт.
«Как правило, над одним не очень крупным онлайн-кинотеатром — до 70 тысяч хостов в сутки — работает один человек, и работа эта весьма однообразна», — рассказывает администратор одного из нелегальных онлайн-кинотеатров. Владелец такой площадки первым делом заказывал текст к размещаемым на ней фильмам на бирже копирайтинга. Затем автоматически, за счет специального модуля в системе публикации сайта, подтягивал информацию о кинокартинах с портала «Кинопоиск». Если такого модуля не было, то всю информацию — режиссер, актеры, год выпуска, постер, кадры к фильму, трейлер и так далее — приходилось вбивать вручную. Оставался третий шаг — добыть сам плеер с фильмом и рекламой, которая будет приносить доход владельцу площадки.
«Самый популярный способ добычи плеера, который используют почти 70 процентов всех онлайн-кинотеатров в Рунете, — это получить embed-код в личном кабинете пиратского видеохостинга и установить его на сайте. Также можно самому скачать торрент-файл или фильм и загрузить его на видеохостинг, дождаться конвертации этого файла и получить embed-код», — объясняет администратор. Все соглашения с такими хостингами — устные. Владелец онлайн-кинотеатра, размещающий код, взамен получает до 30 рублей за 1000 рекламных показов внутри плеера.
В день на такой сайт добавляется от 6 до 50 фильмов. Несколько часов администратор уделяет продвижению ресурса — в основном это покупка входящих ссылок, крауд-маркетинг, цитирование продвигаемого домена на форумах и так далее.
Но заниматься заливкой фильмов своими руками неудобно, рискованно и ненадежно: владелец сервера мог мгновенно расторгнуть соглашение с арендатором, если тот занимался распространением пиратских фильмов. Кроме того, собственная медиатека неизбежно получалась довольно скудной.
В результате в 2014 году одна за другой появились три первых крупных пиратских CDN (Content Distribution Network) — сетей по распространению контента, загружающих и структурирующих нелегальные фильмы и выдающих пиратам удобные встраиваемые плееры с вшитой рекламой.
База крупного пиратского CDN занимает более пяти петабайт.
Стоимость содержания инфраструктуры CDN — 100 тысяч долларов в месяц
Владельцы CDN, конечно же, не пользуются услугами облачных серверов от гигантов вроде Amazon и Google: те предпочитают соблюдать американские и европейские законы по защите авторских прав в интернете и при их нарушении мгновенно прерывают договор о предоставлении услуг. Однако в Нидерландах, Франции, Украине и России есть менее заметные и более сговорчивые игроки «облачного» рынка, которые охотно ищут лазейки в законодательстве и работают с пиратскими CDN, ведь те — их основные клиенты.
Самая распространенная уловка, которой пользуются пираты в попытках обмануть законодательство, — создание динамической ссылки на фильм. Пока правообладатели через суд добиваются удаления конкретной ссылки, та автоматически меняется, и владельцам прав приходится начинать все сначала. При этом для пользователя, запускающего фильм на странице пиратского кинотеатра, все по-прежнему будет работать.
Крупнейший и самый старый на сегодня пиратский CDN имеет 400-гигабитный канал, и на нем хранится больше 5 петабайт данных — около 40 тысяч единиц контента. Над ним постоянно работают более 20 специалистов. Владельцы такого канала тратят на его содержание десятки тысяч долларов в год, и все это должно так или иначе окупаться.
Площадка для своих
Основной источник дохода пиратов — реклама. Легальные рекламодатели на их площадки не пойдут, поэтому единственными кормильцами становятся онлайн-казино и букмекерские конторы. Для последних эта схема тоже выгодна, ведь реклама азартных игр в России официально запрещена.
Сайты того же Azino 777 на территории России блокируются регулярно, но практически безуспешно: казино постоянно переезжает, а число зеркал, на которых игроки отдают свои деньги мошенникам, увеличивается с каждым днем. Около полугода назад Azino ввело динамические адреса сайта, для перехода на которые нужно указать лишь текущие день, месяц и год.
«Если идет блокировка ресурса за рекламу азартной игры, то пират об этом пишет в CDN, и по этой единице контента будет откручиваться другая реклама без упоминания азартной игры, — рассказывает замглавы департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Дмитрий Тюнькин. — Слоган «Поднял бабла“ понятен — там нет ни единого слова про казино, но поскольку узнаваемость высокая, даже этого достаточно, чтобы люди понимали, о чем идет речь».
Свои ролики, а также баннеры и прочие рекламные элементы казино размещает в том числе через партнерскую программу Azino Money. К ней может подключиться любой владелец онлайн-кинотеатра и получать процент от дохода клиентов, которых ему удалось привести. По данным РБК, только первая десятка подключенных к программе нелегальных сайтов зарабатывает от 70 до 160 миллионов рублей в месяц исключительно на рекламе Azino.
Популярные нелегальные сайты зарабатывают на рекламе Azino от 70 до 160 миллионов рублей в месяц
Во многом это и помогло запрещенному Azino 777 войти в десятку крупнейших рекламодателей в интернете, обогнав международные PepsiСо и Mars, а также «Яндекс», Mail.ru Group и Google. Федеральная антимонопольная служба, обязанная контролировать рекламу онлайн-казино, ролики Azino 777 не проверяла, ведь на них просто никто не жаловался. Хотя именно их посмотрел каждый пятый взрослый житель крупных городов России.
Украинский след
В ноябре 2017 года в издании «Медианяня» вышел материал под заголовком «Бухта пиратов. Кому принадлежат пиратские сайты и почему они зависят от рекламы онлайн-казино». В расследовании украинского журналиста Павла Мандрыка значилось, что известная на территории Украины компания Lucky Labs была частью большого конгломерата, который связан с Azino 777. Спустя полгода похожее расследование вышло в журнале РБК.
Основателями Lucky Labs считаются два украинца — Рустам и Роман Гильфановы и два россиянина — Сергей Токарев и Иван Норенко. Именно эту компанию расследователи называют «домом» практически для всех популярных брендов онлайн-казино — «Адмирал», Azino, «Вулкан» и многих других. «Везде в интернете, где есть большое количество людей определенной категории, присутствует реклама определенного количества онлайн-казино, и трафик туда они гонят мощно. Те, кто не с ними, трафик собрать не могут», — констатирует специалист.
В феврале 2019 года следственное управление национальной полиции Киева возбудило уголовное дело о создании и управлении онлайн-казино Azino777. В материалах дела у украинских полицейских подозреваемым проходит 33-летний россиянин Альберт Валиахметов, которого считают создателем компании. Но украинский журналист Мандрык уверен, что Валиахметов — подставное лицо, которому за участие в деле просто заплатили небольшую сумму. Эту информацию подтверждает источник Мандрыка в Lucky Labs.
Позже стали известны все фигуранты дела: ими оказались гражданки Украины Юлия Потурай, Юлия Шульга и Ирина Брусьо. До этого среди подозреваемых были двое киевлян — Оксана Алиева и Александр Плахтий. При обыске у украинских подозреваемых обнаружили технику, имеющую отношение к работе онлайн-казино, и компьютеры с базами данных пользователей. Все они, по версии следствия, замешаны в создании или функционировании Azino: кто-то регистрировал на себя фиктивные фирмы, кто-то занимался продвижением.
Официально Lucky Labs уже более десяти лет разрабатывает маркетинговый, игровой и финансовый софт, в том числе для онлайн-казино: на Украине игорный бизнес под запретом, но это не мешает компании работать над подобными решениями для партнеров из других стран.
В 2016 году в киевские офисы Lucky Labs уже приходила с обысками СБУ. В адрес компании были выдвинуты обвинения в пособничестве террористам и финансировании ЛНР и ДНР. Тогда Lucky Labs посчитала произошедшее давлением на бизнес. Обыски с конфискацией техники проходили в компании и в октябре 2015 года.
В 2017 году Сергей Токарев и Рустам Гильфанов стали фигурантами санкционного списка на Украине. В мае 2018 года санкции в отношении Токарева были продлены еще на три года, а вот Гильфанов из списка просто исчез. Все это время Lucky Labs продолжала работать.
Материал Павла Мандрыка, опубликованный в «Медианяне», сейчас найти практически невозможно: юристы Lucky Labs добились его удаления. Параллельно, судя по всему, была зачищена и выдача поисковых систем. «Мы уже списались с офисом РБК, и есть очень высокая вероятность, что их статья в течение нескольких дней будет значительно изменена или вообще удалена с сайта в рамках досудебного урегулирования», — говорили в пресс-службе Lucky Labs о появлении расследования в российском издании, отрицая любую причастность к Azino 777.
Правила съема
Коммерческий директор рекламного агентства Adwise Agency Кирилл Сыгыда часто комментировал ситуацию вокруг Lucky Labs как представитель компании. Это же рекламное агентство занималось размещением рекламных баннеров на сайтах Kinogo, HDRezka, Zaycev, Runetki, Dojki, указывало РБК со ссылкой на данные SimilarWeb.
Специалисты Group-IB полагают, что помимо баннеров Adwise занимается работой с пиратскими CDN. Последние получают выплату от агентства, а затем рассчитываются с многочисленными пиратскими кинотеатрами.
В плеер, который раздает CDN, вшивается преролл — рекламный ролик, без показа которого нельзя перейти к просмотру фильма. Прибыль пиратских ресурсов напрямую зависит от того, сколько человек посмотрели эту рекламу и перешли на сайт казино.
Вместе с тем, существуют копии киноновинок, в которые уже вшиты рекламные ролики, прозрачные логотипы казино и звуковые призывы перейти на сайт Azino в моменты затишья в фильме. Обычно это самые первые пиратские копии, которые CDN получает непосредственно от операторов онлайн-казино. Они же оплачивают работу людей, снимающих «экранки», и работают с переводчиками, которые с космической скоростью переводят и озвучивают ворованное кино. К примеру, один из самых крупных и близких партнеров «Азино», по информации Group-IB, — релиз-группа Koshara.
Скорость появления фильма в сети для Koshara настолько важна, что они готовы любыми способами устранять конкурентов по пиратскому бизнесу. В ход идут даже угрозы физической расправой.
Одной из жертв нечестной конкуренции стал владелец пиратской студии озвучки из Минска RecentFilms. Он несколько раз опередил Koshara со свежими релизами, и в ответ партнеры Azino устроили белорусу настоящую травлю. Тот ежедневно получал во всех соцсетях письма с угрозами, причем злоумышленники быстро узнали имена его родственников, паспортные данные и даже даты поездок за границу.
Затем на сайте Koshara было вывешено его фото, данные паспорта и домашний адрес. Все это сопровождалось предложением «набить этому персонажу морду в профилактических целях» за тысячу долларов. Через несколько дней дверь его квартиры расписали угрожающими посланиями, а на лестничной площадке то и дело появлялись неизвестные люди в масках. Сегодня свежих переводов экранных версий от RecentFilms в Рунете уже не найти, а группа релизеров во «ВКонтакте» была заброшена как минимум несколько месяцев назад. Такая конкуренция на рынке озвучки легко объяснима, ведь владельцы CDN должны первыми добыть копию для раздачи пиратским онлайн-кинотеатрам. Чтобы быть быстрее всех, релизеры нанимают людей, снимающих фильмы прямо в кинотеатре, причем ищут они их не только в России.
«Когда в 2016 году в даркнете появилось одно из первых объявлений о съемке в залах, пираты искали людей не только в России, но и в Европе, Америке, Сингапуре, — рассказывает Дмитрий Тюнькин. — Идея была в том, что если там картину прокатывают в кино раньше, чем у нас, пираты снимают, быстро переводят и выкладывают пиратскую копию в сеть раньше релиза в России». По факту, задача релизеров — выпустить фильм в сети еще до того, как его привезут в российские кинотеатры. Причем перевод осуществляется качественно — релизеры всегда готовы быстро сделать озвучку.
Конечно, съемка в кинозале нелегальна по определению, однако в России за это максимум можно получить штраф в размере 1,5 тысячи рублей. Чтобы добиться более серьезного наказания, нужно доказать, что после съемки материал будет размещен в большом количестве интернет-источников, и отдельно убедить следствие, что владеющая правами на фильм компания понесла ущерб.
Как только пираты поняли, что доказать это практически невозможно, на специализированных форумах в даркнете появились многочисленные объявления по поиску операторов-добровольцев — так называемых камераменов. «За съемку нелегальной копии на форумах предлагали 200 евро. Высылали объемный мануал, как правильно выбрать сеанс, кинотеатр, разместиться, поставить камеру», — рассказывает Тюнькин. Доходило до того, что в зале снимали сразу несколько человек — получалось несколько копий с разных ракурсов, которые затем собирались в единую версию из отрезков, где был наилучший звук и качество картинки.
Основное оружие камерамена — смартфон, однако бывают и исключения: например, в одном питерском кинотеатре поймали мужчину, снимавшего сеанс на профессиональную камеру с несколькими разведенным микрофонами для получения объемного звука. «Фамилии, имена и отчества товарищей, которых несколько раз ловили на этом по всей стране, известны. Но они уже открыто смеются в лицо полицейским и представителям киносетей: мол, что вы нам сделаете?» — объясняет Тюнькин.
Похожим образом обстоит и ситуация и с популярными сериалами, свежие серии которых воруют с первых минут после их появления на Netflix или HBO. «Например, когда пиратится «Игра престолов“, первые переводы выходят спустя час после релиза. Надо понимать, что люди сидят полностью готовые, и за час они чуть ли не в режиме онлайн делают синхронный перевод», — продолжает Тюнькин.
Поймали банан
Для человека, который вечером заходит с ноутбука посмотреть свежую серию любимого сериала или фильма, все вышеперечисленные подробности неочевидны. В приложениях легальных онлайн-кинотеатров пользователи оставляют комментарии вроде «Почти все фильмы платные. Не вижу смысла!» — подразумевая, что не приемлют саму идею платить за контент.
Негласно помогают пиратам, а значит, и нелегальным казино, крупные интернет-компании. Например, сервис «Яндекс. Видео». Он похож на легальный онлайн-кинотеатр — с рекомендациями, удобным поиском по сериям и фильмам, а также полными описаниями из базы «Кинопоиска». Но из-за того, что сервис работает по принципу агрегатора, собирающего ролики по всему интернету, в большинстве случаев на витрину попадают именно плееры пиратских CDN.
«Практически весь «Яндекс. Видео“ пиратский, — подтверждает Олег Абрамов. — Я сам немного поражен и удивлен, потому что тот же Google, компания нероссийского происхождения, с пиратством борется». Он уверен, что «Яндекс» должны привлечь за это к ответственности и обязать самостоятельно регулировать выдачу. Но как именно компания должна справляться с тысячами новых видео, ежедневно появляющихся на просторах сети, пока неясно.
«Конечно, мы не предполагали, что ролик выстрелит настолько сильно», — признается один из создателей той самой рекламы Azino с Витей АК Федор Тищенко. Он сам уже через неделю не мог выносить повторяющийся рефрен, но считает всенародную ненависть большим лицемерием: какой смысл возмущаться рекламой на сайтах, где ты и так незаконно смотришь пиратские фильмы? «Зачем жаловаться, если от денег онлайн-казино кормятся те же переводчики, делающие просмотр любимой картины или сериала комфортным?» — размышляет Тищенко.
Зачем жаловаться, если от денег онлайн-казино кормятся те же переводчики, делающие просмотр любимой картины или сериала комфортным?
«Давайте рассуждать так: реклама — вообще порочное занятие, это ложь, лицемерие, но в дискурсе лицемерия гораздо порочнее проговаривать неоднозначные вещи, чем однозначные», — говорит его партнер, режиссер Игорь Антоновский. Он утверждает, что делал не рекламу казино, а вирусный клип Вити АК, который превратился в полноценный мем. А тем временем посмотревшие его люди сначала проиграют в Azino 777 полученные при регистрации 777 рублей, а затем и все семейные сбережения.
* * *