Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
29 Oct 2011, 09:11Политика

Евросоюзу полезно пережить кризис

Греция задолжала остальному миру порядка двухсот миллиардов евро. Списать предстоит сотню миллиардов. Казалось бы, стабилизационного фонда (даже нынешнего, составляющего всего четыреста миллиардов) более чем достаточно для покрытия этой суммы. Но Михаил Леонидович Хазин справедливо отметил: на основе греческих ценных бумаг выпущено множество производных, и списание долгов обесценит их все — а это уже далеко не одна сотня миллиардов.
Более того, проблему производных бумаг не решит даже возможный вывод Греции за пределы зоны евро, а то и всего Европейского Союза. Бумаги-то уже выпущены, уже учтены на балансах финансовых структур, уже лежат в основе высочайших денежных пирамид. Сейчас — по решению саммита — хотя бы половина этих пирамид удержится. Значит, и держатели второй половины бумаг не будут её сбрасывать в одночасье. Если же отказать Греции в поддержке, обвал может мгновенно накрыть едва ли не всю европейскую экономику.
Тем не менее затраты на поддержание стабильности столь велики, что поневоле возникает вопрос: а не легче ли сразу избавиться от всего клубка осложнений, связанных с греческими долгами, и не рубить хвост по кусочкам? Особенно если учесть заразительность дурного примера: глядя на помощь, не только сами греки захотят и впредь жить взаймы, но и другие столь же просвещённые европейцы задумаются над преимуществами такого существования. Как российские регионы один за другим переходят из доноров в дотационные по мере роста готовности федерального бюджета к дотированию.
Тем не менее надеюсь: митинги под лозунгом «Хватит кормить Балканы» будут в ЕС столь же редки и малолюдны, как наши митинги под лозунгом «Хватит кормить Кавказ». Потому что авторы этих лозунгов равно близоруки.
Кавказ в советское время был одним из самых процветающих регионов страны. И не только потому, что в Грозном и Баку добывают нефть: в те годы она была далеко не так выгодна, как сегодня. Главное — там сознательно и целенаправленно создали разнообразную промышленность. Да и сельское хозяйство переориентировали с удовлетворения местных нужд на потребности всей громадной страны. Грубо говоря, за мандарины с одного дерева можно получить из хлебородных регионов России в десятки раз больше пшеницы, чем можно вырастить на занятом этим деревом клочке абхазской почвы. В составе развитой страны Кавказ не нуждался в дотациях. Он нуждался только в этой развитой стране самой по себе — как часть её хозяйства.
Когда распалось наше государство, когда народное хозяйство раздробили в мелкие клочья и добрую половину этих клочьев сожгли ради лучшего освещения лозунга эффективной собственности, Кавказ оказался не у дел. И вновь — как в древнейшие времена — стал очагом нестабильности.
Если его даже вполне отделить от страны — он не перестанет доставлять нам осложнения. Грузия уже два десятилетия независима, что никоим образом не мешает ей пакостить России при каждом удобном случае, ибо главный источник её нынешних доходов — американская оплата этих пакостей.
Выход из положения — только возрождение былого многофункционального и тесно интегрированного хозяйства. В нём Кавказ вновь станет полезен.
Сходным образом и греческие проблемы значимы только в эпоху кризиса, когда всё международное разделение труда оказалось под ударом. Но любой кризис рано или поздно кончается. Ведь он не только выявляет слабые места хозяйства, но и даёт возможность радикально преобразовать всю глобальную структуру, где находятся новые места для приложения усилий.
Кроме того, чем больше рынок со сходными требованиями к изделиям, тем легче окупить на нём новые разработки. На нынешнем постсоветском пространстве для окупаемости нужно население не менее двухсот миллионов человек. В Западной Европе разработчики (по отношению к серийным изготовителям) оплачиваются куда выше, чем у нас — поэтому там порог окупаемости уже перевалил за четыреста миллионов. Европейский Союз сейчас куда больше порога. Но если из него кого-то изгонять — того и гляди разработки для оставшихся перестанут окупаться. И тогда собственное производство рухнет под напором импорта: его-то разработка уже успела окупиться на родном рынке, и в других местах можно его продавать подешевле.
Исходя из всех этих соображений, ЕС готов сейчас потратить на поддержку Греции немалые силы и средства. Рано или поздно воздастся.
Греческий долг — далеко не единственный пример старого правила: решение, благотворное в краткосрочной — тактической — перспективе, может в долгосрочной — тактической — оказаться пагубным. Деловые люди говорят: выигрывает тот, чьи деньги длиннее.
Анатолий ВАССЕРМАН