Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
15 Nov 2011, 16:03Политика

Si vis pacem, para bellum

6 декабря украинские вооруженные силы отметят свой двадцатилетний юбилей. Видимо, к этому празднику — дню создания армии независимой Украины — народный депутат, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко сделал два заявления.
Он считает, что фраза из выступления президента Румынии относительно отсутствия территориальных претензий к Украине является проявлением реализма.
Напомню, что ранее официальные власти Румынии неоднократно заявляли о своих притязаниях на некоторые территории входящие в состав Украины, а несколько лет назад они отсудили у нашей страны часть акватории Черного моря богатой углеводородным сырьем.
«При всех проблемах нашей экономики, армии, сферы безопасности, Румынии с ее потенциалом шутить с нами некстати», — отметил Гриценко в эфире радио «Эра» 11 ноября с.г.
Он также сказал, что «никто ни при каких условиях не позволил бы ей (Румынии) проводить свою агрессивную политику относительно Украины — государства, которое является наибольшим по площади в Европе, имеет 46 миллионов населения, армию из 184 тысяч лиц, оборонно-промышленный комплекс».
В переводе с дипломатического языка эмоциональное выступление Гриценко означает, что руководителям Румынии не следует делать непродуманных заявлений, а тем более совершать опрометчивых поступков. «Мы — мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!» «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим» — так следует понимать тираду украинского политика.
Анатолий Степанович, конечно же, знает, о чем говорит — все-таки почти три года возглавлял министерство обороны Украины (с 4 февраля 2005 года по 18 декабря 2007 года) в правительствах Юлии Тимошенко, Юрия Еханурова, Виктора Януковича.
Но тогда более чем странным выглядит его заявление, сделанное неделю назад, 4 ноября в телепередаче Евгения Киселева — «Большая политика».
«Сегодня в вооруженных силах из 180 тысяч человек вы не найдете ни одного боеспособного батальона в сухопутных войсках, нет ни одной боеспособной эскадрильи в воздушных силах, нет ни одного боеспособного подразделения в военно-морских силах» — так дословно звучат слова «настоящего полковника» Гриценко.
О том, почему так поменялись, всего за неделю, суждения Анатолия Степановича об армии можно только догадываться. Но, скорее всего, Гриценко пригласили «куда надо» и спросили, почему он публично разгласил самую важную государственную тайну о состоянии вооруженных сил Украины и не он ли довел эти самые вооруженные силы до плачевного состояния? И, наверное, Гриценко дали понять, что за такую «промашку» можно семью годами и не отделаться (как опальный экс-премьер Юлия Тимошенко). Подрыв обороноспособности государства — это как минимум тянет на «высшую меру» — или на «пожизненное». Анатолий Степанович, видимо, пригорюнился и принялся искать выход из создавшейся, крайне опасной для него, ситуации. Придумал и принялся публично стращать Румынию.
А теперь, давайте мысленно перенесемся на два десятилетия назад. После распада Советского Союза в наследство Украине досталась мощная группировка войск, включавшая дивизии и полки второго стратегического эшелона — наиболее боеспособные части, оснащенные самым современным вооружением. На армейских складах хранилось громадное количество боеприпасов, ГСМ, продовольствия, которого было достаточно, чтобы экипировать пять фронтов.
По сообщениям Лондонского института стратегических исследований, общая стоимость военного имущества Советской Армии (на территории УССР) составляла в 1989 г. — 89,4 миллиарда долларов. Всей суммы, полученной от реализации имущества Советской Армии, по мнению экспертов, с лихвой хватило бы не только на реформирование армии, но и на поднятие экономики всего государства. Но, этих денег государство не получило.
Возникает очень интересный вопрос — куда же подевались эти деньги? И, может быть, правительству Николая Азарова следует попытаться вернуть хотя бы часть украденных у страны и народа средств, а не урезать льготы нищим пенсионерам и «детям войны». Это был бы достойный вклад сегодняшней власти в «удержании на плаву» нашей «неньки», вероятно самой ограбленной и униженной на всем постсоветском пространстве.
Несколько десятков миллиардов долларов — это очень серьезные деньги, которые не могли неведомо куда просочиться как вода через песок. И спросить в первую очередь надо с министров обороны Украины, которых за годы «незалежности» перебывало у штурвала армейского ведомства аж целых десять человек:
1. Константин Морозов (3 сентября 1991 — 4 октября 1993 года).
2. Виталий Радецкий (8 октября 1993 — 25 августа 1994 года).
3. Валерий Шмаров (25 августа 1994 — 8 июля 1996 года).
4. Александр Кузьмук (11 июля 1996 — 24 октября 2001года).
5. Владимир Шкидченко (12 ноября 2001 — 25 июня 2003 года).
6. Евгений Марчук (25 июня 2003 — 23 сентября 2004 года).
7. Александр Кузьмук (24 сентября 2004 — 3 февраля 2005 года).
8. Анатолий Гриценко (4 февраля 2005 — 18 декабря 2007 года).
9. Юрий Ехануров (18 декабря 2007 — 5 июня 2009 года).
9а. Валерий Иващенко — и.о. (5 июня 2009 — 11 марта 2010 года).
10. Михаил Ежель (11 марта 2010 — ?).
Получается, что каждый из министров растратил, в среднем, военного имущества на 9 миллиардов долларов. Армия же Украины, которая двадцать лет назад была самой мощной в Европе, сегодня — толпа плохо обученных голодных солдат и нищих офицеров, не способных защитить государство. А виновных в развале армии и разворовывании военного имущества, техники и вооружения — нет.
Хотя, громадная доля ответственности за уничтожение украинской армии, конечно, лежит на президентах Кравчуке, Кучме и Ющенко.
Но, все-таки, в первую очередь, за вверенный участок работы всегда отвечает начальник этого участка, а в нашем случае — министр обороны, который при не согласии с политикой, проводимой в отношении армии руководством страны, — обязан подать в отставку. Но за прошедшие двадцать лет никто из министров «украинской обороны» добровольно не ушел с занимаемой должности. А это значит, что все эти персонажи являются соучастниками преступления, приведшего к развалу вооруженных сил страны.
Сегодня украинская армия способна только попадать ракетами в жилые дома и сбивать гражданские самолеты, расстреливать солдат на танковом полигоне «Десна», мордовать «молодых» солдат или сдавать тех же солдат в аренду для проведения различных работ, в том числе для половых утех богатых дам и т.д.
Конечно, поскольку делать вид, что в нашей армии полный порядок, ни теоретически, ни практически уже невозможно, время от времени кое-кого публично пытаются как-то осудить. Вот и сейчас находится в следственном изоляторе Валерий Иващенко, арестованный 21 августа 2010 года по делу о незаконной приватизации. По версии правоохранителей, Иващенко, в ноябре 2009 года, занимая должность исполняющего обязанности министра обороны, злоупотреблял служебным положением и нанес государству убытки на сумму более 17 миллионов гривен. Но за развал украинской армии не наказан никто из бывших министров обороны. А ведь такие преступления не имеют срока давности.
Напомню читателям случай из истории СССР семидесятилетней давности.
Тогда, согласно приговору Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР от 22 июля 1941 года, были расстреляны бывший командующий Западным фронтом, генерал армии Павлов Д. Г., бывший начальник связи Западного фронта, генерал-майор Климовских В. Е., бывший начальник связи Западного фронта, генерал-майор Григорьев А.Т., бывший командующий 4-й армией, генерал-майор Коробков А.А.
Павлов и его штаб не справились с ситуацией в начальный период Великой Отечественной войны.
Катастрофа на Западном фронте, созданном на базе Западного особого военного округа, стала одной из самых трагических страниц в первые дни войны. Уже 28 июня были захвачены Минск и Бобруйск, западнее белорусской столицы попали в окружение 3-я и 10-я армии, а остатки 4-й армии отошли за Березину. Создалась угроза быстрого выхода подвижных соединений врага к Днепру и прорыва к Смоленску. Именно поэтому перечисленные руководители Западного фронта и ряд других военачальников в начале июля были отстранены от своих постов, а затем, преданы суду военной коллегии Верховного суда СССР, и расстреляны. Чуть позднее, в сентябре 41-го та же участь постигла командующего артиллерией фронта генерал-лейтенанта Клича Н.А.
Ныне многими военными историками отмечается, что ответственность за катастрофу на Западном фронте во многом лежит на Сталине и его ближайшем окружении, которые назначили недостаточно компетентных руководителей и к тому же сковывали их инициативу даже тогда, когда она была вполне уместной. Однако основная доля ответственности лежит на фронтовом командовании, которое в период начала военных действий германских войск против Советского Союза проявило бездействие, нераспорядительность, допустило развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций частями Красной армии. Тем самым была дезорганизована оборона страны и созданы условия противнику для прорыва прорвать фронта Красной армии.
Возможно, «высшая мера наказания», которой были подвергнуты руководители Западного фронта, выглядит сегодня неоправданно жестокой. Но тогда надо было любыми способами и методами остановить отступление Красной армии, и оно было остановлено.
Затем была битва под Москвой, в которой советские войска одержали убедительную победу.
Сегодня ни одно государство мира не может гарантировать своим гражданам мирное, спокойное существование. За последние двадцать лет — разрушена и расчленена Югославия, уничтожен, как независимое государство, Ирак, войска НАТО убивают мирное население Афганистана. Ливия, как одна из самых богатых стран Северной Африки, обладавшая высокой степенью социальной защищенности населения, разграблена и превращена в развалины, контролируемые различными бандами. На очереди — Сирия и Иран.
А наше руководство благоденствует и присваивает высокие генеральские звания «кому ни попадя», при этом финансируя свои Вооруженные силы по остаточному принципу.
Согласно нормативам, принятым в цивилизованных странах, численность армии должна составлять в мирное время порядка 0,8-1% от общей численности населения (в Украине сегодня эта цифра составляет 0,4% с тенденцией уменьшения). При этом защищать страну должно 0,05% генералов и 10-12% офицеров от общей численности Вооруженных сил. Так, генералов у нас сегодня должно быть ну никак не более сотни, тогда как на сегодняшний день их количество приблизилось к отметке 500 человек.
В заключение приведу слова известного российского военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, который на вопрос, «как он оценивает обороноспособность украинской армии?» — ответил:
«Как очень низкую. Украинская армия находится в неудовлетворительном состоянии. Вину за это несут те, кто руководил страной после того, как она обрела независимость. Кравчук, Кучма и Ющенко развалили армию Украины, потому что свои функции Верховных Главнокомандующих выполняли скверно. Я не буду даже сравнивать Украину с Россией, а сравню её с Белоруссией. Какие Вооружённые силы там?! По техническому оснащению и денежному довольствию — небо и земля с вами. Хотя потенциал, оставшийся здесь после развала Союза, был огромен! На территории Украинской ССР находились лучшие военные округа. Были прекрасные группировки войск, а на складах — огромное количество военного имущества. Всё распродали. Теперь по боеспособности армия Украины находится на низших строчках рейтинга боевой мощи армий СНГ, где-то немного выше Таджикистана...».
И очень странно то, что, выделяя многомиллиардные средства на подготовку разрекламированной футбольной олимпиады, которая, кроме запредельных расходов, вряд ли что-то полезное принесёт Украине, руководители государства полностью игнорируют потребности и чаяния вооруженных сил государства.
И возникает законный вопрос, — «так кого же будет приговаривать к «высшей мере социальной защиты» Военная Коллегия Верховного Суда Украины, если катастрофа произойдет?».
P.S. Praemonitus, praemunitus — предупрежден, значит вооружен.
Владимир ЗУЕВ