Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
17 Nov 2011, 22:17Политика

Поверить Бжезинскому и перейти на рубль

Все знают историю о том, как Саддам Хусейн решил отказаться от расчетов за нефть в долларах. Идея интересная (действительно, зачем отдавать реальные товары в обмен на ничем не обеспеченную зелёную бумагу), однако в начале 2000-х — абсолютно несвоевременная. Потому-то иракский лидер так плохо кончил, а его страна, после тщательного поиска по всей её территории то ли оружия массового поражения, то ли Усамы бин Ладена, вернулась к родоплеменному строю.
Но за прошедшие несколько лет многое изменилось. Венесуэла почти безнаказанно часть своего нефтяного экспорта реализует по бартеру. С Ираном покупатели нефти и газа рассчитываются в евро, а скоро, очевидно, будут платить и в юанях. Периодически Тегеран обновляет тему о нефтяной бирже, торги на которой будут идти в любой валюте, кроме доллара США (очевидно, это делается, чтобы в очередной раз проверить терпение тех же Соединённых Штатов). И даже выставляет что-то на эту биржу, правда в микроскопических объёмах. Теперь вот Россия и Украина договорились рассчитываться за газ в рублях. Не полностью, но хотя бы частично.
Если использование доллара в международных расчётах считать формой дани в пользу мирового гегемона, то сейчас наступил тот момент, когда можно платить меньше. Хоть небольшой шаг к суверенитету, но посмотрим, что будет дальше. Если сегодня Украина начнёт покупать газ за рубли, логично, что завтра на рублёвый расчёт перейдёт также украинский экспорт в Россию — ведь Киеву нужно будет где-то брать российскую валюту. В перспективе, это распространится на весь товарооборот 50 миллиардов — пока ещё долларов США. Ещё дальше, это валютный союз без фактического объявления такового. Вообще, союз.
Конкретные выгоды России или Украины от использования рубля в оплате за энергоносители могут подсчитать экономисты. Наверное, речь идёт о достаточно скромных суммах в масштабах страны — каких-то процентах от сделок, сейчас теряемых на курсовой разнице и транзакционных издержках. Нельзя сказать, что, отказавшись в расчётах от доллара, мы все станем богаче или газ для Украины будет стоить ощутимо дешевле. Копеечная, по сути, экономия. Но! Это союз.
Наверное, я идеалист, если жду от союза России и Украины какого-то нового качества страны, а не сколько-то процентного роста ВВП или товарооборота. Збигнев Бжезинский говорил, что без Украины Россия не может стать империей. Так, значит, с Украиной всё-таки может? Такая вот надежда на проницательность врага — что воссоединение частей даст эффект намного больший, чем чисто арифметическое сложение. Пока же придётся подсчитывать какие-то проценты прироста. А доллары отправить назад на родину — пока что на них можно купить много разных и нужных вещей. Потом будет поздно.
Валентин ЖАРОНКИН