Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
14 Dec 2011, 13:02Политика
99 процентов «нас» против одного процента «их»!
В последние четверть века Америку у нас принято считать образчиком гармоничного развития и процветания, способам достижения которых России следует учиться и учиться. А потому сообщения о «классовых боях», происходящих там сегодня, стали для нас полнейшей неожиданностью.
Часть наших сограждан до сих пор склонна считать, что это-де всего лишь происки кучки людей, для которых антисоциальное поведение — норма. Другие готовы сравнивать его участников с хиппи, которым главное — потусоваться и себя показать, покрасоваться перед объективами телекамер. Однако действительность заставляет усомниться в подобных утверждениях: среди бунтарей немало молодых образованных людей. К тому же никакие стихийные бунтари не в состоянии так четко координировать свои действия. А ведь они уже стали головной болью для своего правительства, которое продолжает заявлять, что у них все в полном порядке и в сфере социального обеспечения, и области соблюдения прав человека.
А начиналось все, казалось бы, с мало чем отличающейся от обыденных протестов акции: в середине сентября несколько сотен демонстрантов попытались разбить палаточный лагерь прямо напротив мекки современного предпринимательства, нью-йоркской фондовой биржи. Естественно, стражи порядка попытались — и небезуспешно — эти поползновения пресечь. Все это возымело обратный эффект: протесты стали лишь шириться, а через неделю после их начала полицейские задержали уже около ста человек. Многие видят в реакции властей искру, которая лишь сильнее разожгла пожар беспорядков. Мол, не прибегни тогда «копы» к применению силы, и все было бы в порядке: протестующие покричали— покричали бы, выпустили пар и разошлись. Ведь, по мнению неучаствующих в протестах, в общем-то, все хорошо. Конечно, есть проблемы в экономике, но они якобы вызваны неудачным правлением Барака Обамы, придет новый президент, и все станет на свои места. Некоторые идут еще дальше, считая, что предлогом для начала протестов, стал слух о взимании «Бэнк оф Америка» дополнительной мзды за финансовые операции по банковским картам, который оказался ложным. Ничего такого и не планировалось, а раз так, то и протесты ни к чему. Наиболее горячие головы спешат видеть во всем то «руку Москвы», то Пекина, то причастность к «бунту» вездесущего Джорджа Сороса.
Конечно, многие демонстранты были попросту обескуражены жесткостью, с которой люди в полицейской форме обращались с демонстрантами, и это лишь подлило масла в огонь.
Но одним лишь этим дело далеко не ограничивается. Речь идет о системном кризисе американской модели общественно-экономического развития, краеугольным камнем которой выступает стремление к обеспечению своего благоденствия за счет других. На мировой арене это проявлялось в установлении системы неравноправных торговых обменов с большинством стран мира — американцы, придав своим зеленым бумажкам статус мировой резервной валюты, обеспечили себе массу преимуществ. Достаточно сказать, что все международные долларовые банковские переводы, даже если в качестве отправителя выступает, к примеру, Индия, а в качестве получателя Украина, в обязательном порядке должны проходить через американские банки, которые, естественно, получают процент от проведения подобных операций. Учитывая объемы долларовых трансакций, становится ясным, почему Вашингтон так упорно и яростно отстаивает свою валюту в качестве мирового средства обмена. В политике же возомнить себя единоличным правителем мира Вашингтону помогло падение Советского Союза. В результате США на время обрели возможность, как это явствует из закрытого доклада Билла Клинтона, получать различными путями из России природные ресурсы, заманивать к себе лучшие умы человечества, увеличивая подобным образом отрыв в различных передовых отраслях, а порой и оказывать заметное влияние на ход политических процессов в нашей стране. Однако сегодня на авансцену глобальной политики вышли Китай, Индия, Бразилия, отчасти — Россия, которые отнюдь не желают делиться своим национальным богатством с Соединенными Штатами.
Америка ошиблась, считая свои ресурсы неисчерпаемыми. Резкое увеличение Обамой военных расходов — в текущем году они составили рекордные 672 миллиардов долларов — вызвало недовольство или, как минимум, непонимание даже однопартийцев президента.
Средства, выделенные Вашингтоном на антикризисное спасение банковской системы в размере более 700 миллиардов долларов, помогли «выплыть» финансовым институтам — истинным виновникам кризиса.
Американцев уверяли: спасутся банки — спасутся и граждане страны, в итоге выяснилось, что взывавшие о помощи финансисты не только не утонули, но и стали еще богаче на антикризисных вливаниях правительства.
При этом Белый дом понижает налоги для корпораций и состоятельных слоев населения и одновременно заявляет, что вынужден идти на урезание бюджета, в основном сокращая различные социальные программы. Последствия — самые неожиданные. Например, на Гавайях, которые ассоциируются у нас лишь с комфортабельным отдыхом, школьная неделя была в этом году сокращена с пяти до четырех дней — нет денег на обучение детей.
Показатель неудач Белого дома на социальном поприще — стабильно высокое число бездомных. Американская статистика уверяет, что их количество снизилось за счет принятых антикризисных мер, но даже на благополучных курортных Гавайях — в «райском» штате — нередко встречаются люди, крыша над головой которых — зонтик. Немалое число бездомных обязано своим «благополучием» банкам, которые конфисковали их жилье после того, как заемщики в период кризиса перестали делать своевременные взносы по ипотечному кредиту. В итоге сегодня, согласно последним официальным данным, каждый третий граждан «великой и богатой» Америки считается бедным.
Казалось бы, в американском обществе с его развитыми социальными институтами должен был бы отыскаться хоть какой-то институт защиты тех, кто находится внизу социальной лестницы. Традиционно эту заботу брали на себя профсоюзы. Однако сейчас положение изменилось. Да, уровень сплоченности «школ коммунизма» в США куда сильнее нашего, но все равно их сил для полноценного отстаивания интересов подопечных не хватает. К тому же, большинство профсоюзов в США, впрочем, как и в других западных странах, сегодня находится под контролем мафиозных структур.
Образ обрюзгшего и заплывшего жиром профсоюзного лидера, у которого на уме только личный доход — стандартный типаж американских боевиков. И никто при этом не возмущается «клеветой на честных рабочих лидеров».
Американские профсоюзы располагают своими собственными пенсионными и медицинскими фондами, где накапливаются отчисления от заработной платы их членов. Подобные фонды пользуются различными налоговыми послаблениями, что позволяет аккумулировать в них немалые суммы, в некоторых случаях речь может идти о десятках миллиардов долларов. В идеале все члены профсоюза должны получать причитающиеся им льготы и выплаты. Однако в действительности сплошь и рядом криминальные структуры, установившие контроль над немалым числом профсоюзных организаций, распоряжаются деньгами фондов по своему усмотрению: речь идет о банальном «распиле», либо вложениях в финансовые пирамиды или недвижимость. Не чураются в таких случаях и сомнительных, рискованных финансовых операций — например, немалое количество игорных домов в Лас-Вегасе были приобретены мафией именно подобным путем. Американские власти это, в принципе, устраивает: тамошние спецслужбы получают возможность контролировать профсоюзное движение, выкладывая в нужный момент компромат на того или иного его лидера. При таких «правилах игры» профсоюзам уже не до защиты интересов трудящихся. Поэтому неудивительно, что к нынешним баталиям на Уолл-стрит присоединилась лишь часть крупных американских профсоюзов, в частности, объединения учителей, транспортных рабочих, работников связи и международный профсоюз работников сферы услуг. Остальные только на словах выражают свою солидарность с митингующими.
Все эти беды накапливались на фоне непрерывно растущих доходов высшего руководящего звена различных компаний. И это притом, что в прошлом и в нынешнем году прибыль от экономической деятельности в стране уверенно снижалась — например, по итогам первого квартала текущего года этот показатель упал почти на процент.
Согласно оценкам части экспертов, доходы «акул капитализма» выросли за последние десятилетия в разы, в то время как заработки простых смертных, даже с поправкой на инфляцию, остались неизменными.
Более всего преуспели в обогащении, понятно, представители финансово-спекулятивного сектора — банков и бирж.
Вот они, пусть даже и не все, причины роста протестного движения в США. Первый звонок прозвучал еще в феврале — тогда в штате Висконсин, известном своими левыми традициями, профсоюзы и студенты ополчились против урезания социальных льгот. Затем волнения перекинулись на Индиану. Именно поэтому движение «Оккупируй Уолл-стрит» оказалось не только многочисленным и распространилось по всей территории страны, но и почти сразу стало обрастать признаками настоящей организованной структуры. У него появился штаб, а проведение акций худо-бедно координировались через социальные сети. Вспомним: именно их использовали для организации беспорядков в арабских странах западные спецслужбы, так что, как говорится — что посеешь, то и пожнешь.
В мятежном лагере появились свои дежурные, начала издаваться газета «Оккупируй Уолл-стрит» Аналогичные акции стали расползаться по мегаполисам — прошли в финансовых центрах Лос-Анджелеса, Бостона, Сент-Луиса и Чикаго...
Неприятной новостью для американского политического истеблишмента стало смыкание движения «Оккупируй Уолл-стрит» с антиглобалистами и сепаратистами, а также появление в их среде марксистов. Не радуют официальный Вашингтон и новости об участии в движении мелких предпринимателей, которые, по всем канонам, должны составлять костяк среднего класса — опору и надежду власти. Но еще более шокирующими для властей предержащих стали признаки вялой реакции полиции на выполнение приказов по разгону митингующих, возможно, на часть блюстителей порядка воздействовали «революционеры», убеждающие всех в том, что они составляют 99 процентов населения страны. Поэтому в последние дни стали поступать сообщения о том, что участниками массового движения стали заниматься агенты министерства внутренней безопасности США — монстра, которого сравнивают с гитлеровским гестапо. Однако справиться с «Оккупируй Уолл-стрит» полностью пока так и не удалось.
Думаю, «Оккупируй Уолл-стрит» не продержалось бы столь долго без мощной финансовой подпитки. Единственным достойным претендентом на роль спонсора выглядит промышленный капитал Америки, позиции которого были сильно поколеблены в последние десятилетия наступлением капитала, чье богатство основано лишь на финансовых манипуляциях.
При этом переоценивать возможности движения не стоит — у него нет сколько-нибудь четких и реалистических требований. «Идёт классовая война, — безо всякой иронии заметила 4 декабря «Лос-Анджелес таймс». — Это 99 процентов «нас» против одного процента «их». Согласно риторике участников движения, поясняет журналист газеты, этот один процент владеет наибольшей частью богатства страны, финансирует тщательно отобранных им политиков, претендующих на выборные должности, контролирует банки и получает жалованье в миллионы. При этом «один процент» не платит в достаточном объеме налогов и не вкладывает средства в создание рабочих мест в Америке.
Выискивая сегодня все новые и новые способы задушить движение «Оккупируй Уолл-стрит», власти, однако, и не отрицают правоты «99 процентов».
Дмитрий МЕЛЬНИКОВ, специально для Столетия