Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
19 Dec 2011, 09:07Политика
Второй виток депрессии, от которого нечем откупиться
Выступление Кристин Лагард, директора Международного валютного фонда, доказывает, что даже до самых высокопоставленных чиновников постепенно начинают доходить самые очевидные вещи: миру не просто грозит вторая Великая депрессия — она в мире уже давно идёт.
В ходе первой Великой депрессии удалось на какое-то время замаскировать происходящее безудержным вбросом свободных средств в экономику, а потом всё разразилось ещё круче. Это всё повторяется и сейчас. Другое дело, что сейчас вбрасывают в экономику необеспеченные деньги. В первую депрессию банки были всё-таки знакомы с понятием «финансовая дисциплина» — тогда удалось предоставить несколько крупных, но всё же обеспеченных кредитов, создать массовое впечатление о том, что спад уже закончился, и в экономику пошли те деньги, которые либо были выведены с рынка ценных бумаг в начальный период депрессии, либо вообще лежали не в ценных бумагах, а в разнообразных загашниках. Но, поскольку структура экономики не изменилась, поскольку те противоречия, которые вызвали кризис, сохранялись, — то, как только эти деньги были дорезаны, разразился второй виток депрессии, от которого уже нечем было откупаться.
Примерно то же самое происходит и сейчас. Правда, в этот раз в экономику вбрасывались просто не обеспеченные ничем деньги, поэтому оттянуть второй удар кризиса удалось на несколько больший срок. Но есть предел необеспеченной эмиссии, за которым она оборачивается уже открытой инфляцией, когда цены начинают расти намного быстрее, чем денежная масса, поэтому отношение денежной массы к товарной падает, т.е. чем больше вбрасывают денег в экономику, тем острее их не хватает.
И вот, похоже, что мы сейчас уже приближаемся к этому пределу, и уж кто-кто, а руководитель МВФ это должен знать. Другое дело, что есть ещё множество желающих посидеть у потока необеспеченных денег, ещё больше есть нежелающих пересматривать структуру мировой экономики в целом. Поэтому, я думаю, госпоже Лагард надо учесть опыт своего предшественника и осторожнее общаться с гостиничной прислугой, поскольку найдутся желающие и с ней расправиться таким же образом.
Но в целом вполне понятно, что депрессия будет развиваться, и, как справедливо отмечает г-жа Лагард, покончить с ней можно только коллективными усилиями всего мира. Она только не указывает, на чью долю должна прийтись наибольшая часть этих усилий. А это должны быть в первую очередь Соединённые Государства Америки, которые значительно дольше всех остальных стран мира потребляют гораздо больше, чем производят, и большая часть перекосов нынешних перекосов экономической структуры мира связано с необходимостью, во-первых, обеспечить это превышение потребления над производством, а во-вторых, прикрыть его, чтобы не было так уж очевидно, что американцы грабят всех остальных.
Есть, впрочем, и другие страны, которые с успехом берут с американцев пример, — им тоже придётся много перестраивать в своей жизни.
Вот кому придётся перестраивать меньше, так это, как ни странно, нам. Нам — это Украине и остальной России, поскольку мы в наименьшей степени зависим от притока извне средств, не обеспеченных результатами нашего собственного труда, поскольку у нас наименьшая из всех развитых стран доля потребления, не обеспеченного производством. Поэтому мы сейчас можем с большим интересом глядеть на то, как будут трепыхаться другие, но — главное — нам имеет смысл защититься от второй великой депрессии так же, как мы в своё время защитились от первой, а именно: построить собственное хозяйство, точнее — восстановить его, поскольку один раз мы его уже построили.
Восстановить собственное хозяйство, не зависящее от превратностей экономических судеб во всём остальном мире — и смотреть на остальной мир с большим интересом, зарабатывая на жизнь собственным трудом.
Анатолий ВАССЕРМАН